Проектно-исследовательская деятельность по изобразительному искусству – как ресурс реализации требований ФГОС


АНО ОО Школа "Ирида"
«Проектно-исследовательская деятельность по изобразительному искусству – как ресурс реализации требований ФГОС»
Выполнила:
Учитель изобразительного искусства
Чистая Оксана Игоревна
Москва, 2015
Введение федеральных государственных стандартов образования предполагает организацию проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Практические работы на уроках ИЗО, как и любое задание в области искусства, предполагает творческий и личностный подход к решению задач, а именно: найти свой оригинальный путь и решение. Таким образом, в системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно– исследовательской деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность, подразумевающая выделение целей, методик, планирование хода работы над проектом и получение ожидаемых результатов. Главной целью проектной деятельности учащихся является обучение, а не получение нового результата или открытия. Основной принцип проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).
При проектной деятельности нет готовых решений, все требует самостоятельного анализа и ситуаций совместной деятельности, которые выражаются в отношениях – “наставник”– “младший коллега”, что предполагает передачу не знаний, а навыков практической деятельности от учителя к ученику.
Основные этапы проектно-исследовательской деятельности в школе, которые будут выполняться в ходе работы над проектом в области изобразительного искусства.
1-й этап: Организационный.
На этом этапе проводятся установочные занятия. Ставятся цели и задачи перед учащимися. Определяется тематика работы и ее направление. Проводятся мотивационные занятия, направляющие учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.
2-й этап: Планирование (подготовительный).
Обсуждение и отбор идей для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.
3-й этап: Поисковый.
Определяется список необходимых материалов для реализации проекта. Выбираются способы сбора информации. Осуществляется поиск необходимой информации и предоставляются результаты этого поиска для коллективного обсуждения. Проводится отбор материала, необходимого в дальнейшей работе.
4-й этап: Эскизный (макетный).
На этом этапе учащиеся занимаются созданием эскиза и подбором цветового решения будущей работы. Проводится просмотр предложенных учащимися решений. Совместно, педагог и учащиеся, отбирают вариант для реализации практической части.
5-й этап: Практический (продукт).
Здесь вся предыдущая работа воплощается в реальное создание художественной работы. Именно на этом этапе учащиеся получают практические навыки работы, формируются универсальные учебные действия.
6-й этап: Итоговый (презентация).
После выполнения практической работы проводится выставка, демонстрация созданного произведения. Приглашаются учителя и учащиеся школы для обсуждения достигнутого результата и для получения независимой оценки.
7-й этап: Аналитический.
Проводятся занятия обобщающего характера. Проводится самоанализ работы учащимися. Обсуждаются достоинства и недостатки проделанной работы.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в области изобразительного искусства имеет широчайший диапазон и спектр работ, особенно практического плана. Характер и объем ограничивается только возрастной психологией учащихся.
Важно помнить, что проект и его объем должен соответствовать возрасту учащихся. В ходе работы над проектом учащимся предстоит, прежде всего, провести исследование. Исследовательская деятельность может потребоваться не только в области изобразительного искусства, но и в межпредметной.
Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «изобразительное искусство». 
Проект «Позитивное пространство»
Работы учеников средней школы - мотиваторы (плакаты, предназначенные для создания рабочего настроения)
Цель: привлечение внимания участников образовательного процесса к позитивным ценностям: семье, спорту, культуре поведения, здоровому образу жизни.
 Задачи:
сформировать позитивное отношение участников образовательного процесса к здоровому образу жизни;
выработать отрицательное отношение участников образовательного процесса к вредным привычкам;
поднять престиж семейных ценностей;
развить мотивацию у обучающихся к достижению успеха и адекватному принятию неудач.
Ход проекта (по урокам): 1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности. 2) Обсуждение собранной информации. Создание эскизов. 3) Защита. Самооценка. Выставка. 
Примеры работ учеников:
306324033274000«Здоровье и его ценность в жизни человека»

30473653873500-31752921000
29775155334000«Поиск интересов и важных ценностей»
3302010350500
28702020828000
295529025146000«Весёлый позитив»
2939415168656000-381063500
Результативность опыта. Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, учатся адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Подростки стали принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах. 
Важно помнить, что на всех этапах работы над проектом учитель осуществляет координацию деятельности учащихся, не поучает их, а направляет в поэтапном самостоятельном освоении материала. Также в проектно-исследовательской деятельности необходимо применять разнообразные формы работы: индивидуальные, групповые и консультативного характера. Исследовательская деятельность требует гибких образовательных программ, построенных в соответствии со спецификой проекта и учетом склонностей и способностей конкретного ученика.
В ходе завершения проекта можно провести соцопрос, анкетирование учащихся и учителей школы о проделанной работе, который может стать одним из критериев в оценке деятельности учащихся, выполнявших проект. Важно по достижении результата дать возможность учащимся, работавшим над проектом, провести анализ собственной работы. Грамотная самооценка позволяет избежать неудач и ошибок в будущем.
На финальном этапе необходимо провести анализ работы учащихся на всех этапах проектной деятельности. Особое внимание следует уделить удачным моментам в работе, ситуация успеха всегда важна в педагогической деятельности.