Занятие для младших школьников Энергосбережение


4980940-4375153196046-349976
Актуальность
38055552788285Ослепительная вспышка, огненный зигзаг молнии в небе, раскат грома. Тысячелетиями люди наблюдали эти грозные явления природы, не понимали их и потому боялись. Попытки изучить молнию часто кончались трагически. Так, в 1753 году во время опытов от удара молнии погиб русский физик Г.В.Рихман. И лишь немногим более 100 лет назад люди научились использовать электрические силы природы, заставили электричество служить себе. Что же узнали люди об электричестве?


Рассказ «Как добыть немного электричества
Готовились Валя, Надюшка и Катя к Новому году. Поставили елку, достали из шкафа игрушки. Вдруг звонок.
- Витёк ! – крикнула Надюшка и побежала его встречать.
- А вот и я!
- Ух, какой у тебя красивый свитер! – сказала Валя.
Витёк посмотрел на свой шерстяной свитер и сказал:
- Красивый, да жаркий!
- А ты сними его, - посоветовала Надюшка, - у нас тепло.
Витя начал снимать свитер, а Валя помогла ему.
- А что это так трещит? – спросил Витя, услышав, как свитер затрещал, когда его потащили кверху. Валя сняла свитер и поднесла к носу Вити свой палец. Щелк! И мальчик почувствовал, как что-то сильно щелкнуло его по носу. Витя вытаращил глаза, посмотрел на Валю, потом на Надюшку и спросил:
- Что это меня по носу щелкнуло?
Валя с Надюшкой засмеялись, а Катя точно так же, как Витя, вытаращила глаза и передразнила.
- Что это меня по носу щелкнуло?
Все опять засмеялись и громче всех Витя.
Валя подошла к письменному столу, приподняла стекло, которое на нем лежало, подложила под него две книги и сказала Надюшке:
- Нарви бумаги помельче, а ты, - повернулась она к Кате, - принеси свои шерстяные рукавички.
Валя взяла бумажки, которые нарвала Надюшка, и положила их под стекло, потом подумала и вырезала из газеты двух маленьких человечков и положила их вместе с бумажками.
Валя проверила, хорошо ли лежит стекло на книгах, взяла рукавички, которые принесла Катя, и начала ими натирать стекло. Сначала ничего не произошло, но потом бумажки на столе зашевелились и начали приподниматься. Они встали так, что одним краем опирались на стол, а вторым тянулись к стеклу. Приподнял голову один из человечков и вдруг встал на ноги, и почти в то же время второй человечек вздрогнул и встал на голову. Все громко засмеялись. А Валя продолжала тереть рукавичками стекло. Вскоре неведомая сила притянула к нему все бумажки, и оба человечка прилипли к стеклу.
- Постойте! – закричала Надюшка. Она схватила пластмассовую расческу и начала расчесывать Валины волосы. Через несколько минут все увидели, что, когда расческа приближается к голове, волосы сами начинают подниматься и тянуться к расческе.
- Хвати, я ничего не понимаю! – сказал Витя.
- И я, - добавила Катя.
- Знаете, - сказала Надюшка, - я читала в одной книжке, что от трения на стекле получается электричество, оно и притягивает к себе бумажки.
- Электричество бывает разное, - продолжала Валя, - положительное и отрицательное. На стекле получилось положительное, а на бумажках – отрицательное. Разное электричество притягивается, вот бумажки и подпрыгнули вверх.
- А если взять одинаковое электричество, оно что, отталкиваться будет? – спросила Катя.
- Да, - ответила Валя.
- Я знаю, мы такой опыт уже делали с папой, - сказал Витя и подбежал к двум надутым резиновым шарикам, которые ребята повесили в комнате для украшения. Мальчик схватил оба шарика и принялся натирать их о свою макушку. Потом отпустил их. Шарики отскочили друг от друга в стороны, потом полетели навстречу друг другу, но немного не долетев, снова отскочили. Через некоторое время шарики успокоились и повисли так, будто их какой-то невидимка раздвинул и не давал прикоснуться.
-Только я все равно не понял, что меня по носу щелкнуло, - сказал Витя.
- Когда мы снимали с тебя свитер, - объяснила Валя, - то от трения на тебе и на свитере получилось электричество. На тебе электричества много, а на мне его не было совсем. Вот оно и соскочило с твоего носа мне на палец. Эта электрическая искра тебя по носу и щелкнула!
- А вам было больно? – поинтересовался Витя.
- Нет, носу больнее, чем пальцу, - засмеялась Валя.
Катя слушала эти разговоры, наблюдала за опытами и молчала, будто что-то вспоминала.
- Ребята, а молния – это что, тоже искра? – спросила Катя наконец.
- Да, - удивилась Валя, - а как ты догадалась?
- Очень похоже, - ответила девочка.
- Странно, - сказал Витя, - почему искра, а не трещит?
- Трещит, да еще как, - сказала Валя, - гром-то – это и есть треск молнии.
Классный час
2 класс
К нам шло электричество годы, века,
И пусть бережет его наша рука.
Тема. Энергосбережение.
Цели и задачи:
способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии:
вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в …квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

На доске схема – план двухкомнатной квартиры.
Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме?
Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины? (Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…) Учитель прикрепляет картинки на доску.

Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это...
(электричество)

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое – либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.
Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
не говоря уже об освещении квартир;
о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.
Давайте представим, что городская квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать?(Ответы детей)
Будем “SOS” кричать!
Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.
И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек ЭЛЕКТРОНИК и конечно вы, ребята.
ЭЛЕКТРОНИК: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.
УЧИТЕЛЬ: Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.
На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода.

Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу–сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.
УЧИТЕЛЬ: Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:
Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
А главное - не забывайте выключать воду!
ЭЛЕКТРОНИК: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.
УЧИТЕЛЬ: Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
ЭЛЕКТРОНИК:
На доске картинка с изображением ярко светящейся лампочки.

Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
УЧИТЕЛЬ: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
ЭЛЕКТРОНИК: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
УЧИТЕЛЬ: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот
Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(Холодильник)
На доске картинка с изображением холодильника.

Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
«Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит»
УЧИТЕЛЬ: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроник.
ЭЛЕКТРОНИК: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
УЧИТЕЛЬ: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)
На доске картинка с изображением электрической плиты.

Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.
ЭЛЕКТРОНИК: На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт – часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
УЧИТЕЛЬ: А вот еще два жителя кухни.
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести.(Ответы детей)
На доске картинка с изображением термоса.
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
УЧИТЕЛЬ: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?
А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)
ЭЛЕКТРОНИК: Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.
УЧИТЕЛЬ: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки.
(Утюг)
Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)
На доске картинка с изображением утюга.

И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
ЭЛЕКТРОНИК: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна «мелочь»: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
УЧИТЕЛЬ: Эта вещь девочкам знакома точно.
На доске картинка с изображением фена.

Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)
ЭЛЕКТРОНИК: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.
УЧИТЕЛЬ: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!
Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)
На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна.
УЧИТЕЛЬ: А вот для вас небольшой тест:
Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
Вы не держите форточки постоянно открытыми?
На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
ЭЛЕКТРОНИК: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу
«О бережливости в картинках» или
«Экономный ли я?», или
«Как стать хозяином в доме».
Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)
ЭЛЕКТРОНИК:
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это «ЗАВТРА»?
УЧИТЕЛЬ: Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!