Конспект урока по окружающему миру Хлеб главное богатство

главное богатство России"
Цели:
Организовать деятельность учащихся для усвоения ими знаний о культурных растениях.
Содействовать осознанию ценности изучаемого материала.
Создать условия для развития умения формировать проблему, предлагать пути ее решения.
Способствовать обогащению словаря учащихся.
Развивать у учащихся саму потребность в самовыражении через различные виды работы, учитывая индивидуальные способности учащихся.
Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.
Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.
Оборудование:
гербарии хлебных злаков;
учебник «Окружающий мир. 2 класс» (автор Н.Ф.Виноградова);
сообщения учащихся;
набор иллюстраций «Как хлеб пришел на стол»;
конверты с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
Не позволяй душе лениться, Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь, и день, и ночь.
II. Минутки чтения
– Перед началом большой работы проведем трехминутное чтение.
У каждого ученика на парте печатный текст К.Ушинского «Хлеб».
– Названия каких хлебных злаков встретились в рассказе?
III. Проверка домашнего задания
– Скажите, для чего люди трудятся?
Ответы детей.
– Как трудятся ваши родители, что они создают своим трудом?
Сообщения детей о труде своих родителей.
– Мы живем в сельской местности. Земля наша черноземная, а это значит очень плодородная. Люди, в основном, занимаются земледелием. Труд земледельца – очень важный труд.
IV. Сообщение темы урока, постановка учебных задач
Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченой Шел к тебе издалека. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел, В нем здоровье наше, сила, В нем – чудесное тепло. Сколько рук его растило, Сохраняло, берегло!
– Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Ответы детей.
– Прочитайте тему урока.
На доске: Хлеб – главное богатство России.
– Сегодня на уроке мы узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол. Доберемся до истины, для чего же нужно беречь хлеб.
V. Знакомство с новым материалом
На доске репродукция картины И.Шишкина «Рожь».
Ребята, посмотрите на репродукцию картины И.Шишкина «Рожь», что вы видите?
Какие чувства испытывал художник в момент написания картины?
На доске выставлены гербарии хлебных злаков: пшеница, ячмень, овес, кукуруза, рожь.
– Покажите колосок ржи.
– Какие еще злаки вы знаете? Покажите их.
– Что получают из пшеницы? (муку, манную крупу).
из ячменя? (перловую крупу).
– Какие хлебные злаки выращивают у нас?
Овес, кукуруза, рожь, пшеница, ячмень.
VI. Словарная работа
– Наш край – это хлебный край. Люди каких профессий трудятся на полях?
Ответы детей.
– Прочитайте названия профессий на доске.
агр оном
к омб айнер
тр акт орист
– Объясните, чем занимаются люди этих профессий?
– Объясните написание этих слов.
ответы детей.
– Как можно назвать одним словом всех этих людей? (хлеборобы).
На доске вывешивается карточка со словом «хлеборобы».
– Объясните написание этого слова.
Ответы детей.
– Человек растит зерно, зерно кормит человека. Это движение вечно.
Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе, Люди долго и упорно Потрудились на земле! Есть пословица в народе – «Хлеб – на стол, и стол расцвел». Ну, а все же, как приходит Этот хлеб к тебе на стол?
На столе разложены иллюстрации «Как хлеб пришел на стол», дети по очереди выходят к доске, выбирают нужную иллюстрацию и прикрепляют на доску, сопровождая своим рассказом.
– Как вы понимаете выражения «озимая пшеница», «яровая пшеница»?
Ответы детей.
– Какие трудности встречаются в работе хлебороба?
(сорняки)
– Какой вред они приносят?
(мешают росту)
– Какие сорняки мешают росту?
(овсюг
пырей – быстро разрастается и размножается, забирает влагу из земли
вьюнок – он оплетает стебельки растений, и колос падает, трудно убирать урожай)
– Но, несмотря на все трудности, мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. Наш хлеб имеет очень длинную историю.
Еще 15 тыс. лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками нашей современной ржи, пшеницы, ячменя, овса.
Сначала люди ели зерна сырыми, потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой, затем люди научились печь пресный хлеб из густой каши – теста.
Пять тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло, и испеченная лепешка получилась мягкой и вкусной. С тех пор тесто стали заквашивать.
Что вы можете рассказать об истории хлеба?
1 ученик. Уже 5–6 тыс. лет назад в Древнем Египте умели печь много видов хлеба из кислого теста. Его пекли в виде рыб, птиц, фантастических животных и просто круглой и продолговатой формы.
2 ученик. Искусству выпекать хлеб из сброженного теста египтяне научили греков и римлян. В Древней Греции хлеб считали самостоятельным блюдом. В те далекие времена на обед обычно подавали два блюда: мясо, жареное на вертеле и белый пшеничный хлеб. Каждое их этих блюд ели отдельно, а самую почетную роль играл хлеб.
3 ученик. Хлебопекам Древней Греции, как считают ученые, мы должны быть благодарны и за само слово «хлеб». Знаете почему? Греческие мастера делали для хлеба специальные горшки «клибанос». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб», украинское «хлиб», и эстонское «лейб»
4 ученик. В 11 веке на Руси выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Люди в основном ели ржаной хлеб. А пшеничный (белый) ели с медом, как лакомство, но желанным был ржаной хлеб. Кроме ржаного хлеба пекли и хлеб из пшеничной муки, сайки, куличи, пироги с разной начинкой.
5 ученик. С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Не даром, у многих народов, в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой по середине. Хлеб берегли. Хлебом-солью встречали самых дорогих гостей.
6 ученик. Хлебом гордились. И не случайно наш хлеб в качестве особенного лакомства отправлялся иноземными послами в свои далекие страны. И сейчас частенько иностранный гость захватит с собой булочку русского хлеба.
Особой славой на Руси пользовались калачи. Их дарили иностранным гостям. Преподносили их и на царских приемах, как изысканное угощение.
7 ученик. В музее истории Санкт-Петербурга хранится крошечный кусочек заплесневелого хлеба, толщиной с мизинец. Таким был дневкой паек для жителей осажденного фашистами Ленинграда. Именно этот кусочек, весом в 125 г., спас многих ленинградцев от смерти.
Значит хлеб – это жизнь.
VII. Физминутка 
– Минутка отдыха для вас.
Представьте, что вы колоски пшеницы, растете под открытым небом, на просторе.
Дует ветер нам в лицо. Закачались колоски. Ветер тише, тише, тише. Колоски все выше, выше.
VIII. Работа с учебником 
– Путешествие в прошлое продолжается. Что такое тюря? На стр.120 учебника вы найдете ответ на этот вопрос.
Самостоятельное чтение статьи учащимися. Ответы детей после прочтения статьи.
– Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.
– Почему один хлеб черный, а другой белый?
(пшеничная и ржаная мука)
– Из чего готовят отрубной хлеб?
Ответы детей.
– Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.
Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20млг. муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется муки от помола 10тыс. зерен.
– А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
– Если хлеб остался, что с ним можно сделать?
Ответы детей.
– Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 100г. хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановятся 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будьте же в числе таких людей!
– Как сегодня мы должны относится к хлебу?
Ответы детей.
– Определите для себя четкие правила обращения с хлебом.
Ответы детей:
1. Брать хлеба столько, сколько съешь. 2. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно готовить различные блюда.
IX. Слушание сказки 
– А сейчас послушайте отрывок из сказки Г.Х.Андерсенао девочке, которая наступила на хлеб.
Слушание отрывка из сказки в записи.
– А что произошло дальше, вы узнаете, прочитав эту сказку до конца дома. Сейчас попробуйте высказать свои предположения.
Ответы детей.
– Какой же из этого следует вывод?
Ответы детей.
X. Работа в группах 
Класс делится на 4 группы по 5 человек в каждой. Дети в каждой группе сами выбирают консультанта. Консультанты получают конверты с заданиями.
– А сейчас работаем по группам.
1 группа.
Разгадайте кроссворд:
Человек, который выращивает и убирает хлеб.
На соломинке дом Сто ребяток в нем.
Человек, который печет хлеб.
Белый, сдобный хлеб.
(ответы:
1. хлебороб 2. колосок 3. пекарь 4. булка)
Какое ключевое слово получилось?
2 группа.
Соберите пословицу и объясните ее смысл.
Пословица «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска» разрезана на слова.
Что такое терем?
Какие еще пословицы вы знаете о хлебе?
3 группа.
Назовите хлебные изделия.
Вручается конверт с рисунками хлебобулочных изделий: булочка, белый хлеб, пряники, калачи, бублики и т.д.
4 группа.
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?». Те отвечали: « Не видим!». Тогда отец приговаривал: «Ну, так чтоб и на следующий год так было!».
Почему он так говорил?
Дети читают задания, обсуждают по группам. После обсуждения проверка по группам.
– Хлеб – величайшая святыня для каждого народа. Мы не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывают его в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствия. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем».
Ученик. Хлеб – бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
Ученик.
Зерна наших дней, светитесь Позолотою резной. Говорим мы: берегите Берегите хлеб родной!
Ученик.
Берегите каждый колос Наших радостных полей, Словно песен тихий голос Громкой родины своей.
Ученик.
Не мечтаем мы о чуде, – К нам полей живая речь, – Берегите хлеб, вы – люди, Научитесь хлеб беречь!
XI. Итог урока
– Какой вывод вы можете сделать из того, что услышали на уроке?
– Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал (а)
Мне больше всего понравилось
XII. Рефлексия 
Какое настроение у вас вызвал урок?
Если вам было интересно, все понятно вы рисуете на своем листке солнышко. Кому было грустно и многое непонятно на уроке, тот рисует тучку. А кому было интересно, но не все понятно или все понятно, но не интересно рисует и тучку и солнышко.
Список используемой литературы
Андерсен Г.Х. Сказки. Девочка, наступившая на хлеб. М.: Худож. лит., 1992.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2004
Иванова И.Н., Иванова Г.Н. Чудо земли – хлеб.//ж-л Начальная школа №4, 2001
Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983
Классные часы в 1–4 классах/авт-сост. Персидская И.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007
Начальная школа: Сценарий тематических праздников/ Сост. Мухина Е.А. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003

Юђ Заголовок 115