Благородные разбойники (Разработка урока литературы в 6-м классе)


Аннотация
Тема конкурсной работы: «Благородные разбойники в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Анализ ведется на материале V-VII глав романа.
Данный план-конспект урока является собственной разработкой, ранее нигде не опубликован. Предназначен для урока литературы в 6-м классе (возраст детей 12 лет). Направлен не только на постижение программного материала, но и на воспитание положительных духовных качеств. Учебное пособие, использующееся на уроке, – это первый том учебника-хрестоматии под редакцией В. П. Полухиной.
Как показал опыт использования данной разработки, учащиеся эмоционально, живо реагируют на поставленные в ходе урока вопросы, открывают для себя противоречивость жизни, сложность нравственного выбора. Для них в новом свете предстают литературные герои, которых ранее они привыкли оценивать однозначно (если герой положителен, то он положителен во всем, и наоборот). Теперь дети сталкиваются с новым понятием – «плохой-хороший» человек. Осмысление этого понятия требует неравнодушного отношения к авторскому слову и вдумчивой аналитической работы, благодаря чему к концу урока достигаются все поставленные цели.






















Благородные разбойники
Разработка урока литературы в 6-м классе
Тема: «Благородные разбойники в романе А. С. Пушкина «Дубровский» (главы V-VII )»
Цели:
Обучающая: обучить анализу художественного текста, пониманию сложности образов пушкинских литературных героев.
Развивающая: развить у учащихся навыки восприятия и трактовки художественного текста, логичность построения суждений.
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к слову, привести к пониманию таких понятий, как благородство, честность, справедливость.

ХОД УРОКА:
I. Слово учителя:
Каждый человек в своей жизни становится перед выбором – какой поступок совершить, как повести себя, какой путь предпочесть. Ежедневно он принимает множество решений – исходя из своих целей, моральных принципов и душевных качеств. Скорее всего, если человек порядочный, добрый, он не станет идти на преступления, а совершит благородный поступок. Если же для него ничего не стоит мораль, он не умеет сочувствовать, сострадать и стыдиться, то он займется пакостями и разбоем.
Но все ли так просто? Всегда ли порядочные люди совершают только хорошие дела, а плохие – злодеяния? Французский писатель Оноре де Бальзак пишет: “К сожаленью, благородство чувств не всегда сопровождается благородством действий”. Действительно, может ли хороший человек совершить преступление? Бывают ли БЛАГОРОДНЫЕ РАЗБОЙНИКИ?
Все эти сложные нравственные вопросы рассмотрим в связи с романом А. С. Пушкина «Дубровский».

II. Основная часть. Анализ текста.
– Как вы понимаете, кто такие «благородные разбойники»?
(Это «плохие-хорошие» люди; разбойники с моралью, Робин Гуды; хорошие люди, которых жизнь вынудила совершать преступления)
– Посмотрим, какие определения дает нам «Большой толковый словарь русского языка» (гл. ред. С. А. Кузнецов)
БЛАГОРОДНЫЙ
Отличающийся безукоризненной честностью, самоотверженностью, великодушием.
Выделяющийся своими особыми качествами, изяществом; исключительный.
Отличающийся ценными качествами (с составе различных научных названий).
только полн. В России до 1917 г.: дворянского происхождения, относящийся к дворянам; предназначенный для них.
РАЗБОЙНИК
Тот, кто занимается разбоем, грабежом.
Сорванец, сорви-голова, негодник
Итак, благородный – порядочный, честный, великодушный; разбойник – преступник. По сути, понятие «благородный разбойник» – сочетание не сочетаемого. Однако в жизни все сложно, поэтому есть место и такому. Роман А. С. Пушкина написан в реалистических традициях, поэтому в нем мы сталкиваемся с таким противоречивым понятием.
– Кого в романе можно назвать разбойниками?
Шайка Дубровского.
Кузнец Архип.
Сам Дубровский.
Подьячие, судебные приставы.
– Как ведут себя представители закона?
(Они хохочут, кричат, бранятся, угрожают. Поступают не по чести, представляют закон, а ведут себя как преступники. В итоге остаются ночевать в усадьбе и напиваются пьяны. Фамилия чиновника – Шабашкин – говорящая, наводит мысль на беспорядки, на шабаш ведьм. Кроме того, слово «шабаш» означает «гибель», «конец» (Большой толковый словарь русского языка С. А. Кузнецова). Авторская позиция выражается также и в описании внешности чиновников. Так, исправник стоит с «красным лицом»).
– Крестьяне хотят расправиться с подьячими, но Дубровский не дает им этого сделать. Почему? (вспомним эпизод с кузнецом Архипом, который крадется с топором)
(Дубровский любит своих крестьян, поэтому не хочет, чтобы на них легла вина преступления).
– Можно ли подьячих назвать благородными? (нет)
– Кого же можно назвать благородными разбойниками?
(1. Дубровского).
– Что побудило Владимира Дубровского стать разбойником? С чего он начинает судьбу разбойника?
– Зачем Дубровский сжигает усадьбу? Какие размышления предшествовали этому поступку?
(Дубровский не хочет, чтобы над дорогими ему вещами потешались, чтобы его родной дом перешел врагу. «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он меня выгоняет», – говорят Дубровский).
– Когда горит усадьба, хочет ли он отомстить подьячим? Сжечь их?
(Нет, поэтому послал Архипа посмотреть, не заперто ли. Однако все завершается трагедией).
– Как дальше разворачивается судьба Дубровского?
(Он становится разбойником).

– Какое представление о предводителе разбойников (Дубровском) сложилось в округе?
(«Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием», - говорится в романе).
– У Дубровского сложилась целая шайка – это его крестьяне. Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
(Они любили и уважали барина, пытались ему помочь; не хотели переходить к Троекурову. «Отец наш, кормилец, – отвечали люди, – умрем, не оставим тебя, идем с тобою»).
– Крестьяне тоже разбойники. Можно ли и их назвать благородными?
(Да, можно. Автор даже называет их «отважными злодеями).
2. крестьяне Дубровского).
– В романе есть персонаж, которого тоже трудно оценить однозначно. Это кузнец Архип. Когда мы встречаемся с ним впервые?
(Дубровский выходит из комнаты и встречает Архипа с топором. Архип хочет убить подьячих – отомстить за своего барина).
– Какое страшное событие происходит в 6-ой главе?
(Архип запирает подьячих в горящей усадьбе).
– Как он реагирует, когда несчастные просят выпустить их?
(«Как не так», – сказал Архип, с злобной улыбкой взирающий на пожар.
Архип жесток, даже Егоровне не удается его разжалобить).
– Чудовище ли Архип? Что означает эпизод с кошкой?
(«Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», –говорит Архип, жалея кошку, оставшуюся на кровле пылающего сарая. «Полуобгорелый кузнец», рискуя, спасает животное).
– Можно ли Архипа назвать благородным разбойником?
Понять это нам поможет дальнейшая судьба Архипа.
– Какова судьба Архипа? Он остается вместе с Дубровским?
(Архип уходит от Дубровского и не вступает в шайку. «Мне здесь делать нечего», – говорит он. В этом проявляется авторская позиция. Автор не оправдывает Архипа, отказывает ему в общей судьбе кистиневских крестьян, поэтому кузнец и не становится членом шайки Дубровского. Значит, Архипа причислить к благородным разбойникам нельзя. Он совершил страшный поступок, хотя и в этом герое есть проблески добрых чувств).

III. Итог
Литературный тип «благородного разбойника» возник в романтической литературе. Однако противоречивый образ, сочетающий в себе, казалось бы, противоположные начала, характерен и для реалистических традиций, поскольку в настоящей жизни все так же противоречиво и неоднозначно. В ходе работы мы выяснили, что «благородный разбойник» – это порядочный человек, вынужденный изменить свою судьбу. В романе А. С. Пушкина такими «благородными разбойниками» являются В. Дубровский и его крестьяне.

Домашнее задание: привести примеры благородных разбойников в мировой литературе.