План-конспект урока по русскому языку на тему Предлог (урок обобщение) (7 класс)


Открытый урок в 7 классе
Тема урока «Предлоги»
Ход урока:
Чувашия - жемчужина Поволжья
Чувашия, как многолика ты...
Трудолюбива, искренна, красива!
И все твои прекрасные черты
Народ твой отразил в поэзии правдиво!
Под утренние трели соловья
Слова ложатся на бумагу - песней,
Журчание святого родника
Подобно слов, которых нет чудесней!
Родной наш край по праву можно
Жемчужиной Поволжья называть!
В своих делах, словах и сердце
Чувашию мы будем прославлять.
Елена Светлая.
Как вы уже поняли, уважаемые гости и любимые ученики, сегодня мы с вами проведём урок-путешествие по родному краю, по Чувашии. Для каждого из нас Родина – это место, где ты родился и провёл детские годы. Это место, которое остаётся в душе на всю жизнь. Нам с вами повезло особо: наша Родина действительно прекрасный край, посетить который мечтают многие. А те, кто побывал, влюбляются в его природу, церкви, традиции, язык… Вот как отзывается о Чувашии наш народный поэт Аркадий Лукин. Об этом нам расскажет Катя Дубинина.
Воздух
Мой край —
Мой воздух животворный!
Я говорю тебе, любя:
Ты есть — и дышится просторно,
Остыло б сердце без тебя.
Мой край родной,
Мой воздух чистый,
Мои волшебные леса!
Надела светлое монисто
На луг вечерняя роса.
Мой край родной,
Мой воздух свежий,
Судьба законная моя!
Мы землю-мать цветами нежим
Под ликованье соловья.
Приму беду без укоризны, —
Нужда и голод не сомнут,
Но я без матери-Отчизны
Не проживу и двух минут.
Мой край,
Мой воздух животворный,
Тобой дышу, не надышусь,
Тебе хоть строчкой стихотворной,
Хотя бы словом,
Но – сгожусь!
Учитель: В конце стихотворения Аркадия Лукина есть строки:
«Тебе хоть строчкой стихотворной,
Хотя бы словом,
Но – сгожусь!»
А мы скажем: «Тебе, наша любимая Чувашия!
Хотя б одним уроком,
Но – сгодимся!»
Задание 1. Внимательно читаем текст с пропущенными словами, добавляем их в текст. Работаем прямо в картах. Для экономии времени мы сегдня будем работать не в тетрадях, а прямо в опорных картах для данного (сегодняшнего) урока. Будьте очень внимательны и аккуратны, ваши работы в конце урока будут проверять и оценивать ваши соседи по парте. В опорных картах для урока всего 7 заданий. Каждое задание будет оцениваться отдельно, а потом сложим все оценки вместе, разделим на 7 и получится средняя оценка. В конце урока я всем вам раздам ключи (ответы) для проверки. (Меняемся работами, проверяем и ставим оценку за каждое задание отдельно. У вас должно быть всего 7 оценок. Сложим все оценки вместе, разделим на 7. Если в ответах на задание нет ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», больше 3-х ошибок – «2»). Земля Улыпов Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край – (…) имени героев национального эпоса, сказочных богатырей. И ещё (…) многих селениях сохранились «холмы Улыпов» -- большие курганы, образовавшиеся, (…) преданию, (…) комков почвы. Кончая пахоту, могучие великаны старательно вытряхивали свои лапти.
Одна (…) чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып позвал (…) себе сыновей-близнецов и повелел им идти (…) подножия южных гор, где жили они, дальше (…) север и поселиться там (…) своей новой Родине. «Пусть ваши потомки почитают её (…) веки веков, пусть посеют (…) ней добрые семена», -сказал Улып-великан. Так и сделали сыновья, выполняя наказ отца. Один обосновался (…) левом берегу Волги-матушки, другой – (…) правобережье. Стали они здесь пахать землю, сеять хлеб, разводить скот, растить детей…
А (…) Волги более чем (…) сто километров тянутся могучие заповедные дубравы. Будто богатыри-Улыпы стоят деревья-патриархи (…) страже (…) северных границ республики, охраняя их и (…) злых ветров, и (…) разрушительного действия эрозии. А неподалёку набирают силу молоденькие дубки, посаженные (…) берегу. Дуб стал (…) чувашском краю символом мужества, стойкости. (…) дубе-Юмане слагаются песни и легенды, его стилизованные листья стали составной частью герба столицы республики. И даже сама территория Чувашии напоминает (…) карте резной дубовый лист.
«Нет будущего (…) народа, который забывает своё прошлое»,- гласит чувашская пословица. Бережно хранит народ Чувашии память (…) своём прошлом, (…) национальных традициях.
(по В. А. Ивановой)
Задание 1(продолжение). Читаем восстановленный текст.
Земля Улыпов Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край – по имени героев национального эпоса, сказочных богатырей. И ещё во многих селениях сохранились «холмы Улыпов» -- большие курганы, образовавшиеся, по преданию, от комков почвы. Кончая пахоту, могучие великаны старательно вытряхивали свои лапти.
Одна из чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып позвал к себе сыновей-близнецов и повелел им идти от подножия южных гор, где жили они, дальше на север и поселиться там на своей новой Родине. «Пусть ваши потомки почитают её во веки веков, пусть посеют на ней добрые семена», -сказал Улып-великан. Так и сделали сыновья, выполняя наказ отца. Один обосновался на левом берегу Волги-матушки, другой – на правобережье. Стали они здесь пахать землю, сеять хлеб, разводить скот, растить детей…
А вдоль Волги более чем на сто километров тянутся могучие заповедные дубравы. Будто богатыри-Улыпы стоят деревья-патриархи на страже у северных границ республики, охраняя их и от злых ветров, и от разрушительного действия эрозии. А неподалёку набирают силу молоденькие дубки, посаженные на берегу. Дуб стал в чувашском краю символом мужества, стойкости. О дубе-Юмане слагаются песни и легенды, его стилизованные листья стали составной частью герба столицы республики. И даже сама территория Чувашии напоминает на карте резной дубовый лист.
«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое»,- гласит чувашская пословица. Бережно хранит народ Чувашии память о своём прошлом, о национальных традициях.
(по В. А. Ивановой)
Задание 1(продолжение).
-Что это за слова, которые были пропущены в тексте? Как они называются? (Предлоги).
Формулировка темы урока и его целей:
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Предлоги).
- Запишите тему урока в опорный конспект.
- Как вы думаете, каковы цели сегодняшнего урока, если мы уже прошли все темы из раздела «Предлоги»? (повторить всё изученное о предлогах).
Прежде чем начать повторение предлогов, немного поговорим по тексту:
Задание 2. Вопросы по работе над текстом:
1. О чём говорится в тексте? (О Чувашии. О земле Улыпов. О том, как появились чуваши.)
2. Чем является дуб в чувашском краю? (Символом мужества и стойкости)
3. Что хотел сказать автор текста? (Что нельзя забывать своё прошлое, что надо бережно хранить память о национальных традициях.)
4. Почему чувашскую землю называют землёй Улыпов? (Потому что легенда гласит, что чуваши произошли от Улыпов-великанов).
5. Только ли Улыпами-великанами мы можем похвастаться? Кого из сыновей и дочерей чувашского народа можно назвать Улыпами Чувашской земли?
(У чувашского народа немало сыновей и дочерей, которые прославили нас перед всем миром, которыми мы можем гордиться). Расскажите, пожалуйста коротко о них.
Задание 3. Я просила вас, чтобы вы нашли стихотворения о Чувашии и выучили их наизусть. Кто выучил? Кто хочет рассказать?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА! Начинаем повторение и обобщение!
1). Закрыть глаза и мысленно записать ответ на вопрос:
-Что такое предлоги? (Служебная часть речи, которая служит для связи слов с другими словами в предложениях и в словосочетаниях). Потом один ученик отвечает.
2). Встаём друг к другу лицом и шёпотом, в ухо рассказываем друг другу:
-Какие бывают предлоги? (По значению: временные, пространственные, объектные, причинные, цели, уступки, способа (образа) действия. По происхождению: непроизводные (первообразные) и производные (образованные от сущ-х, наречий, деепричастий). Потом один ученик отвечает.
-Какие предлоги, производные или непроизводные, преобладают в тексте? (Преобладают непроизводные, производный всего один – Н.: вдоль Волги (наречный предлог). ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ!
По наблюдениям профессора А. Н. Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи. Для начинающих говорить детей обычным является пропуск предлогов в речи. Н.: повесь (на) стенку, пойду (к) папе. Раньше всего ребёнок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: В,НА,У, ПРО, ИЗ, ОТ,С,ЗА.
В русском языке всего около 200 предлогов. Однако, после имён существительных, глаголов и местоимений , по частоте использования предлоги стоят на четвёртом месте. Девять предлогов (В,НА,С,К,ПО,ЗА,У, ИЗ,О) включаются в 30 самых часто употребляемых слов русского языка. Любопытно, что предлог В стоит на первом месте среди самых часто употребляемых слов русского языка. А предлог НА занимает четвёртое место среди самых часто употребляемых слов русского языка.
Между пятью падежами, с которыми употребляются слова этой части речи, предлоги распространяются неравномерно:
- с родительным падежом используются почти 115 предлогов;
- с творительным падежом – 24 предлога;
- с винительным падежом – 20 предлогов;
- с дательным падежом – 19 предлогов;
-с предложным падежом – 7 предлогов.

Задание 4. Вы хорошо знаете, что в русском языке предлоги чаще всего стоят перед существительными и местоимениями, редко – перед числительными (Найдите такие примеры из текста: по имени, от комков, к себе, на ней, на сто километров). Если имя существительное имеет перед собой определение, то предлог ставится перед определением. (Найдите такие примеры из текста: во многих селениях, из чувашских легенд, на своей новой Родине, на левом берегу). В русском языке предлоги никогда не бывают перед глаголами, деепричастиями и наречиями. Любопытно, что в других языках предлог может находиться и в других частях предложения. Н.: в английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения! А как в чувашском языке? Как называются предлоги по- чувашски? (В чувашском языке вообще нет предлогов, а есть послелоги – хыçсăмахсем).
Выполняем 2,3,4-ое задания в опорных картах.
Задание 5. Перевести на чувашский язык следующие словосочетания:
во многих селениях (нумай ялсенче);
от комков почвы (тăпра муклашкисенчен);
позвал к себе (хăй патне чĕннĕ);
сеять на ней (ун çине акма);
вдоль Волги (Атăл хĕррипе, Атăл тăрăх);
слагают о дубе (юман çинчен хываççĕ);
на карте (карта çинче);
о национальных традициях (халăх йăли-йĕркисем çинчен).
Задание 6. Замените производные предлоги непроизводными:
вследствие положения (из-за);
в течение дня (за);
спустя несколько лет (через);
ввиду приближения каникул (из-за);
сидит возле костра (у).
Задание 7. Записать слова под диктовку в два столбика:
с предлогами без предлогов
по дороге подальше
на расстоянии навеяло
подо мной подошёл
над нами надписать
при школе приближая
за зайцами запоминаешь
Задание 8. Найдите и запишите:
1. Синоним предлога ВОЗЛЕ (около);
2. Антоним предлога ВДОЛЬ (через);
3. Синоним предлога НАПЕРЕКОР (против);
4. Антоним предлога ВПЕРЕДИ (сзади, после);
5. Синоним предлога КРУГОМ (вокруг);
6. Антоним предлога ДО (со значением времени) (ПОСЛЕ).
Задание 9. Тестирование. Выберите правильный ответ:
1. Что выражает предлог как часть речи?
А) оттенки; Б) зависимость одного слова от другого;
В) чувства; Г) настроение.
2. Укажите производный предлог:
А) через полчаса; Б) ввиду недостатка времени;
В) пришёл из школы; Г) цветок перед окном.
3. Найдите непроизводный предлог:
А) в продолжение; Б) через;
В) вдоль; Г) навстречу.
4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:
А) в течение; Б) вследствие;
В) сквозь; Г) относительно.
5. Укажите предлог, имеющий значение причины:
А) накануне; Б) вокруг;
В) из-за; Г) под.
6. Укажите предлог, имеющий значение цели:
А) относительно; Б) в ходе;
В) из-за; Г) для.
7. Укажите составной предлог:
А) по; Б) за;
В) согласно; Г) в течение.
8. Укажите предлог, образованный от наречия:
А) посредством; Б) поверх;
В) невзирая; Г) за счет.
9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:
А) в течение; Б) наподобие;
В) мимо; Г) благодаря.
10. Укажите предлог, образованный от имени существительного:
А) спустя; Б) позади;
В) насчёт; Г) включая.

Рефлексия.
- Что сегодня было трудно на уроке?
- А что было легко?
- Что мы знали о предлогах?
- А что узнали новое?
Задание на дом: Напишите небольшое сочинение (10-12 предложений) о своём отношении к родному краю или о своем любимом уголке Чувашии (о родной деревне). Используйте различные виды предлогов, подчеркните их в тексте. Возможная тема сочинения: «Люблю тебя, Чувашия!», «Люблю тебя, Большое Чеменево!», «Люблю тебя, Бакашево!»



Опорная карта для урока
Фамилия и имя ученика(цы) ……………………………………………………………………………..
Тема урока: ………………………………………………………………………………………………………..
Задание1. Внимательно читаем текст с пропущенными словами, добавляем их в текст.
Земля Улыпов
Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край – (…) имени героев национального эпоса, сказочных богатырей. И ещё (…) многих селениях сохранились «холмы Улыпов» -- большие курганы, образовавшиеся, (…) преданию, (…) комков почвы. Кончая пахоту, могучие великаны старательно вытряхивали свои лапти.
Одна (…) чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып позвал (…) себе сыновей-близнецов и повелел им идти (…) подножия южных гор, где жили они, дальше (…) север и поселиться там (…) своей новой Родине. «Пусть ваши потомки почитают её (…) веки веков, пусть посеют (…) ней добрые семена», -сказал Улып-великан. Так и сделали сыновья, выполняя наказ отца. Один обосновался (…) левом берегу Волги-матушки, другой – (…) правобережье. Стали они здесь пахать землю, сеять хлеб, разводить скот, растить детей…
А (…) Волги более чем (…) сто километров тянутся могучие заповедные дубравы. Будто богатыри-Улыпы стоят деревья-патриархи (…) страже (…) северных границ республики, охраняя их и (…) злых ветров, и (…) разрушительного действия эрозии. А неподалёку набирают силу молоденькие дубки, посаженные (…) берегу. Дуб стал (…) чувашском краю символом мужества, стойкости. (…) дубе-Юмане слагаются песни и легенды, его стилизованные листья стали составной частью герба столицы республики. И даже сама территория Чувашии напоминает (…) карте резной дубовый лист.
«Нет будущего (…) народа, который забывает своё прошлое»,- гласит чувашская пословица. Бережно хранит народ Чувашии память (…) своём прошлом, (…) национальных традициях. (по В. А. Ивановой)
Задание 2. Найдите примеры употребления предлогов из текста и запишите в соответствующие столбики:
перед существительными перед местоимениями перед числительными перед сущ-ми с определяемым словом
от комков; к себе; на своей новой Родине;
на левом берегу;
Задание 3. (Работаем прямо в картах).
Перевести на чувашский язык следующие словосочетания:
во многих селениях (………………………………………); от комков почвы (………………………………………);
позвал к себе (…………………………………………); сеять на ней (……………………………………………………);
вдоль Волги (…………………………………………); слагают о дубе (…………………………………………………..);
на карте (……………………………………); о национальных традициях (…………………………………………).
Задание 4. Замените производные предлоги непроизводными:
вследствие положения (………………………....); в течение дня (……………………………………);
спустя несколько лет (……………………………); сидит возле костра (…………………………..);
ввиду приближения каникул (…………………………………………..).Задание 5. Записать слова под диктовку в два столбика:
с предлогами без предлогов
Задание 6. Найдите и запишите пары (синонимы и антонимы):
1. Синоним предлога ВОЗЛЕ (…………); 2. Антоним предлога ВДОЛЬ (…………..);3. Синоним предлога НАПЕРЕКОР (…………..); 4. Антоним предлога ВПЕРЕДИ (………………….);5. Синоним предлога КРУГОМ (……………); 6. Антоним предлога ДО (со значением времени(…………………).Задание 7. Тестирование. Выберите правильный ответ:
1. Что выражает предлог как часть речи?
А) оттенки; Б) зависимость одного слова от другого;
В) чувства; Г) настроение.
2. Укажите производный предлог:
А) через полчаса; Б) ввиду недостатка времени;
В) пришёл из школы; Г) цветок перед окном.
3. Найдите непроизводный предлог:
А) в продолжение; Б) через;
В) вдоль; Г) навстречу.
4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:
А) в течение; Б) вследствие;
В) сквозь; Г) относительно.
5. Укажите предлог, имеющий значение причины:
А) накануне; Б) вокруг;
В) из-за; Г) под.
6. Укажите предлог, имеющий значение цели:
А) относительно; Б) в ходе;
В) из-за; Г) для.
7. Укажите составной предлог:
А) по; Б) за;
В) согласно; Г) в течение.
8. Укажите предлог, образованный от наречия:
А) посредством; Б) поверх;
В) невзирая; Г) за счет.
9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:
А) в течение; Б) наподобие;
В) мимо; Г) благодаря.
10. Укажите предлог, образованный от имени существительного:
А) спустя; Б) позади;
В) насчёт; Г) включая.
Ключи (ответы) для проверки
Задание1. Земля Улыпов
Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край – (по) имени героев национального эпоса, сказочных богатырей. И ещё (во) многих селениях сохранились «холмы Улыпов» -- большие курганы, образовавшиеся, (по) преданию, (от) комков почвы. Кончая пахоту, могучие великаны старательно вытряхивали свои лапти.
Одна (из) чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып позвал (к) себе сыновей-близнецов и повелел им идти (от) подножия южных гор, где жили они, дальше (на) север и поселиться там (на) своей новой Родине. «Пусть ваши потомки почитают её (во) веки веков, пусть посеют (на) ней добрые семена», -сказал Улып-великан. Так и сделали сыновья, выполняя наказ отца. Один обосновался (на) левом берегу Волги-матушки, другой – (на) правобережье. Стали они здесь пахать землю, сеять хлеб, разводить скот, растить детей…
А (вдоль) Волги более чем (на) сто километров тянутся могучие заповедные дубравы. Будто богатыри-Улыпы стоят деревья-патриархи (на) страже (у) северных границ республики, охраняя их и (от) злых ветров, и (от) разрушительного действия эрозии. А неподалёку набирают силу молоденькие дубки, посаженные (на) берегу. Дуб стал (в) чувашском краю символом мужества, стойкости. (О) дубе-Юмане слагаются песни и легенды, его стилизованные листья стали составной частью герба столицы республики. И даже сама территория Чувашии напоминает (на) карте резной дубовый лист.
«Нет будущего (у) народа, который забывает своё прошлое»,- гласит чувашская пословица. Бережно хранит народ Чувашии память (о) своём прошлом, (о) национальных традициях. (по В. А. Ивановой)
Задание 2. Примеры употребления предлогов из текста:
перед существительными перед место-
имениями перед числ-
ительнымиперед сущ-ми с определяемым словом
по имени;
по преданию;
от комков;
от подножия; на север; во веки веков;
на правобережье; вдоль Волги;
на страже; на берегу;
о дубе-Юмане;
на карте; у народа. к себе;
на ней. на сто километров. во многих селениях;
из чувашских легенд;
на своей новой Родине;
на левом берегу;
у северных границ;
от злых ветров;
от разрушительного действия;
в чувашском краю;
о своём прошлом;
о национальных традициях.
Задание 3. (Работаем прямо в картах).
Перевести на чувашский язык следующие словосочетания:
во многих селениях (нумай ялсенче); от комков почвы (тăпра муклашкисенчен);
позвал к себе (хăй патне чĕннĕ); сеять на ней (ун çине акма);
вдоль Волги (Атăл тăрăх, Атăл хĕррипе); слагают о дубе (юман çинчен хываççĕ);
на карте (карта çинче); о национальных традициях (халăх йăли-йĕркисем çинчен).
Задание 4. Замените производные предлоги непроизводными:
вследствие положения (из-за положения); в течение дня (за день);
спустя несколько лет (через несколько лет); сидит возле костра (сидит у костра);
ввиду приближения каникул (из-за приближения каникул).
Задание 5. Записать слова под диктовку в два столбика:
с предлогами без предлогов
по дороге;
на расстоянии;
подо мной;
над нами;
при школе;
за зайцами. подальше;
навеяло;
подошёл;
надписать;
приближая;
запоминаешь.
Задание 6. Найдите и запишите пары (синонимы и антонимы):
1. Синоним предлога ВОЗЛЕ (ОКОЛО); 2. Антоним предлога ВДОЛЬ (ЧЕРЕЗ);
3. Синоним предлога НАПЕРЕКОР (ПРОТИВ);4.Антоним предлога ВПЕРЕДИ(СЗАДИ, ПОСЛЕ);
5. Синоним предлога КРУГОМ (ВОКРУГ); 6. Антоним предлога ДО (со значением времени(ПОСЛЕ).
Задание 7. Тестирование. Выберите правильный ответ:
1. Что выражает предлог как часть речи?
А) оттенки; Б) зависимость одного слова от другого;
В) чувства; Г) настроение.
2. Укажите производный предлог:
А) через полчаса; Б) ввиду недостатка времени;
В) пришёл из школы; Г) цветок перед окном.
3. Найдите непроизводный предлог:
А) в продолжение; Б) через;
В) вдоль; Г) навстречу.
4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:
А) в течение; Б) вследствие;
В) сквозь; Г) относительно.
5. Укажите предлог, имеющий значение причины:
А) накануне; Б) вокруг;
В) из-за; Г) под.
6. Укажите предлог, имеющий значение цели:
А) относительно; Б) в ходе;
В) из-за; Г) для.
7. Укажите составной предлог:
А) по; Б) за;
В) согласно; Г) в течение.
8. Укажите предлог, образованный от наречия:
А) посредством; Б) поверх;
В) невзирая; Г) за счет.
9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:
А) в течение; Б) наподобие;
В) мимо; Г) благодаря.
10. Укажите предлог, образованный от имени существительного:
А) спустя; Б) позади;
В) насчёт; Г) включая.
Земля Улыпов Земля Улыпов… Так называют чуваши свой древний край – по имени героев национального эпоса, сказочных богатырей. И ещё во многих селениях сохранились «холмы Улыпов» - большие курганы, образовавшиеся, по преданию, от комков почвы. Кончая пахоту, могучие великаны старательно вытряхивали свои лапти.
Одна из чувашских легенд рассказывает, как давным-давно Улып позвал к себе сыновей-близнецов и повелел им идти от подножия южных гор, где жили они, дальше на север и поселиться там на своей новой Родине. «Пусть ваши потомки почитают её во веки веков, пусть посеют на ней добрые семена», -сказал Улып-великан. Так и сделали сыновья, выполняя наказ отца. Один обосновался на левом берегу Волги-матушки, другой – на правобережье. Стали они здесь пахать землю, сеять хлеб, разводить скот, растить детей…
А вдоль Волги более чем на сто километров тянутся могучие заповедные дубравы. Будто богатыри-Улыпы стоят деревья-патриархи на страже у северных границ республики, охраняя их и от злых ветров, и от разрушительного действия эрозии. А неподалёку набирают силу молоденькие дубки, посаженные на берегу. Дуб стал в чувашском краю символом мужества, стойкости. О дубе-Юмане слагаются песни и легенды, его стилизованные листья стали составной частью герба столицы республики. И даже сама территория Чувашии напоминает на карте резной дубовый лист.
«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое»,- гласит чувашская пословица. Бережно хранит народ Чувашии память о своём прошлом, о национальных традициях.
(по В. А. Ивановой)