Конспект урока по русскому языку Приставка и предлог.Состав слова.3 класс.


Тип урока. Урок открытия нового знания.
Тема:Приставка и предлог.Состав слова.
Класс :3Б
Цели урока.
Предметные:
развитие умения различать сходные приставки и предлоги;
развитие умения правильного написания приставок и предлогов со словами.
Регулятивные:
развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
развитие умений строить алгоритмы действий, сравнивать, делать обобщения.
Коммуникативные:
создание условий  для формирования коммуникативных универсальных действий, (слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте,
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Оборудование:
Полякова А.В. “Русский язык”. Учебник для 3 класса начальной школы. – В 2 ч., 4-е изд. – М.: Просвещение, 2013;
карточки для индивидуальной работы
Ход урока
I. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: Откройте, пожалуйста, тетрадь и запишите сегодняшнее число.
Спишите слова с доски:
Победа, решать, ездить, дирижёр, лимон, одеяло, гербарий.
Отметьте орфограммы.
Подчеркните первые буквы слов. Что получилось?
Дети: Предлог.
II. Работа по теме урока.
Учитель: Тема нашего урока “Состав слова. Приставка и предлог”.Что такое “предлог”?
Дети: Слово, которое служит для связи слов в предложении.
Учитель: Почему нужно различать приставки и предлоги?
Дети: Надо быть грамотными людьми. У приставки и предлога разное назначение в русском языке. Приставки – это часть слова и её отрывать нельзя. Предлог – это слово, а все слова мы пишем отдельно друг от друга.
III. Погружение в тему через работу с учебником.
Учитель: Найдите, пожалуйста, в учебнике упражнение № 107 (с.62). Познакомьтесь с заданием.
Дети: В первом пункте просят сравнить выделенные слова. Пары слов состоят из одних и тех же букв, но записаны по-разному. В первом слове – это приставка, а во втором – предлог.
Учитель: Здесь записано упражнение. Какое может быть задание?
доехатьдопитьдождатьсяподводныйподарок достроить подъехалДети: Можно найти и выделить приставки.
Учитель: Мне нравится ваше задание. А справитесь?
Дети: Да.
Учитель: Тогда выполните придуманное.
(Когда 80% детей подходят к завершению работы к доске вызываются два ученика, которые выделяют приставки.)
Учитель: Итак, проверяем. Так ли у вас? Если нет, то давайте послушаем доказательство
Учитель: Замечательно. В нашем учебнике есть упражнение № 108. Предлагаю его выполнить.
Дети устно объясняют значение каждого слова
Наряд – 1) документ, которым устанавливается задание на выполнение работ исполнителям, непосредственно рабочему, бригаде работников;
2) воинское задание, поручаемая военнослужащему работа;
3) красивая нарядная одежда №1 костюм;
Ряд - вереница, строй, предметы по одной черте, по порядку, чередом.
Пробор - линия, разделяющая волосы, расчесанные на две стороны.
Бор – 1) сосновый лес на песчаных и каменистых почвах; иногда с примесью березы, почти без подлеска;
2) стальное сверло в бормашине;
3) химический элемент.
Занос - наметенный вьюгой, ветром сугроб, преграждающий путь.
Нос – 1) орган обоняния, находящийся на лице у человека и на морде у животных;
2) передняя часть судна.
Пополю – желание полоть, выдёргивать сорняки.
Поле - 1) безлесная равнинная территория;
2) участки пашни, на которые разделена площадь севооборота, и запольные участки;
3) площадка, оборудованная для чего-либо (напр., поле футбольное);
4) район боевых действий (напр., поле битвы).
Запечь – выпекать что-нибудь в духовом шкафу.
Печь - каменное или металлическое сооружение, накаливаемое сжиганием дров или иного горючего вещества, и служащее для нагревания помещений или для обработки каких-нибудь материалов.
Учитель: Найдите предлоги и докажите свой ответ.
Дети: На, про, за, по – предлоги, потому что между ними можно поставить подходящее по смыслу имя прилагательное.IV. Первичное закрепление через дидактическую игру.
Учитель: А хотите поиграть?
Дети: Да.
Учитель: Тогда, вперёд! Игра называется “Нужный предлог”.
взобрался ? гора
пролил ? скатерть
прочитать ? книга
выехали ? село
вцепился ? рука
Учитель: Почему изменяются имена существительные?
Дети: Этому способствует предлог.
Учитель: Так какая роль у предлогов в русском языке?
Дети: Предлоги служат для связи слов в предложении.
V. Физкультминутка для глаз.
Учитель: Встали, посмотрели в окно, посмотрели себе на нос. Смотрим вдаль, на нос и так 6 раз. Глаза закрыли – открыли (3 раза).
VI. Продолжение работы над темой урока.
Учитель: Спасибо, сели, продолжаем работать. Что надо сделать в упражнении № 109?
Дети: Добавить предлоги.
(Дети самостоятельно вставляют предлоги.)
Учитель: Что дальше?
Дети: Надо выписать сочетания прилагательных с существительными.
Учитель: Хорошо, ищем и подчёркиваем их в учебнике. Вслух работаем цепочкой.
Дети: Бурый медведь, сильный зверь, крупный зверь, жёсткая шерсть, длинная шерсть, небольшие уши, ноги толстые, на широких лапах, длинные когти, острые когти, на задних лапах.Учитель: Всё верно. Запишите их в тетрадь.
(Дети выполняют задание.)

1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
 Учитель: У каждого из вас теперь на парте лежит карточка. Прочитайте внимательно её задание и начинайте работу. Помните, если вам что-либо не понятно, вы всегда можете спросить.
(Дети выполняют задание самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную дозированную помощь.)Я ( с )утра ( в )лесу гуляю,
( От ) росы я весь ( про )мок.
Но зато теперь я знаю
( Про )березку и ( про ) мох.
- А теперь поработайте самостоятельно. У каждого у вас на карточках дано это стихотворение. Спишите в тетрадь, раскрыв скобки
Допиши словосочетания с предлогом, выдели предлог.
Вышел … … .(на улицу)
Рисовал … … .(на бумаге)
Покупал… … .(в магазине)
Приехали ( в город)
VII. Домашнее задание.
Учитель: Найдите упражнение № 110. Прочитайте задание. Что вызвало затруднение? Запишите номер в дневник – это домашнее задание.
VIII. Итог урока.
Учитель: Давайте сделаем обобщение. Что мы знаем о предлоге и приставке?
Дети: Предлог – это слово, которое пишется отдельно и служит для связи слов в предложении. Приставка – это часть слова, поэтому неотделима от него. Чтобы проверить предлог это или приставка, надо попробовать поставить между ними прилагательное.
Учитель: Молодцы! Урок окончен!
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.
1. Прочитай текст.
В кустах защебетали птицы. В лесной глуши прокуковала кукушка. На болоте зашуршал сухой камыш. Качнулась еловая ветка. Под ёлкой проснулся заяц и прислушался. Наступило утро.
2. Спиши его. Проверь.
3. Подчеркни предлоги.