Значение живых организмов в природе


План урока на основе системно - деятельностного метода обучения
Тема урока: «Значение живых организмов в природе» 
                     
          Тип урока:  изучение нового материала
 Цель урока: изучить роль живых организмов в природе
          Планируемые результаты: 
Личностные
Формирование:
- познавательных интереса и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- личностных представлений о ценности и значимости  природы;
-коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками, учителем;
Предметные:
-формирование первоначальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях;
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы;
-умение ставить вопросы, делать выводы;
Метапредметные:
-умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
умение применять и преобразовывать схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
  Задачи урока:
воспитывающая: сформировать ответственное и бережное отношение к природе;
развивающая: сформировать познавательный интерес направленный на познание живой природы;
обучающая: систематизировать знания о живой природе и многообразии живых организмов
           
Оборудование, используемое на уроке: таблица «Многообразие живых организмов», рисунки в учебнике, натуральные  объекты              (гербарии лекарственных и сельскохозяйственных растений), компьютерное оборудование, компакт диск с презентацией, учебно-методическая и справочная литература.
Этапы  и содержание урока Перечень УУД , выполняемых учащимися на соответствующих этапах урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Учитель предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.
Учитель читает «Сказка о кривом человечке» Заболоцкого (о взаимодействии живых организмов, о значимом месте каждого в природе). Учащиеся внимательно слушают и формируют тему и цель урока из услышанного.
 
Автор: На маленьком стуле сидел старичок, На нём деревянный надет колпачок. Сидит, он, качаясь, и ночью, и днём и туфли трясутся на нём. Сидит он на стуле и машет рукой. Бежит к старичку человечек кривой.
Старичок: Что с вами, мой милый? Откройте ваш глаз. Зачем он завязан у вас?
Автор: И вот человечек в ответ старичку:
Человечек: Глазок мой закрылся, И больно зрачку. Я с чёрной грачихой подрался сейчас. Она меня клюнула в глаз.
Автор: Тогда старичок призывает жука.
Старичок: Слетай-ка жучок на большие луга. Поймай-ка грачиху в 15минут. Над нею устроим мы суд.
Автор: Ни ветер бушует, ни буря гудит. Жучок над болотом к грачихе летит.
Жук: Извольте грачиха явиться на суд. Осталось 12 минут.
Автор: Взлетает грачиха крыльями шурша. Грачиху сажают за письменный стол И пишет жучок протокол.
Жук: Скажите грачиха фамилию свою. Давно ли живёте, вы, в нашем краю? Зачем человечка вы клюнули в глаз? За это накажем мы Вас!
Автор: Сказала грачиха: Грачиха: «Но я не виновна. Сама я грачиха обиженна кровно Кривой человечек меня погубил».? Чем мог кривой человечек погубить грачиху?
? За что она клюнула его в глаз? (разорил гнездо)
Замрёт наше поле и сад обнажится. И тысяча гусениц там расплодится. И некому будет их бить и клевать. И птенчикам в гнёзда таскать.
И если бы сказка вдруг стала ни сказкой, Пришёл бы к тебе человечек с повязкой. Взглянул бы на сад, покачал головой  и заплакал бы вместе с тобой.? Почему бы заплакал человечек, придя в сад? (если мы будем уничтожать птиц, мы погубим растения, гусеницы будут поедать всё)
? Какой вывод можно сделать по этому стихотворению? 
! Звери всякие важны — звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.? Какая тема и цель урока? (высказывают  мнения учащиеся)
! (тема: «Значение живых организмов в природе»,
цель: изучить  роль живых организмов в природе). - самоопределение (Л);
-смыслообразование (Л);
- внутренняя позиция школьника (Л);
- учебно-познавательная мотивация (Л);
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения Учитель  организуется проверку изученного и подготовку учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксации индивидуального затруднения.
Учитель: Мы уже знаем, что такое живой организм и многообразие живого. Сейчас наша задача вспомнить этот материал, чтобы мы могли расширить свои знания.
 
Учащиеся работают в парах
 (по карточкам  по изученному материалу: «Биология наука о живом мире», «Царства живой природы»)Например: Карточка 1
Задание № 1
! Прочитайте текст и выполните задание.
 Давным-давно случилась-приключилась такая волшебная история…Никто сегодня точно не знает когда это было, как это было.… Но на одной из планет в необъятной Вселенной, в Галактике Млечный путь произошло чудо чудесное. В огромном океане зародились живые существа. Существа эти в отличие от неживых тел Природы обладали необычными чудесными волшебными качествами.
- Что за свойства отличали их от других неживых тел?
дыхание
размножение,
раздражимостью,
питание
выделение
рост и развитие
обмен веществ.
Задание № 2  
! Заполните схему.
Царства живойприроды
                                         
? ? ? ?
! Напишите по 2-3 представителя из каждого царства, которые приносят пользу и вред для человека.
! Запишите схему взаимосвязи животных в природе (на конкретных примерах), дайте пояснение.
У учащихся вызывает затруднение  выполнения задания по определению роли и взаимосвязи живых организмов.  - смыслообразование (Л);
- структурирование знаний (П);
- извлечение необходимой информации (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- волевая саморегуляция (Р)
3. Выявление места и причины затруднения. На этом этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.
Учащиеся  проговаривают ответы по заданиям и вопрос,  который вызвал затруднение. Учитель совместно с детьми определяет причину, вызванного затруднения (новый неизученный материал). - учебно-познавательный интерес (Л);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
4. Построение проекта выхода из затруднения. На этом этапе учащиеся совместно с учителем в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
- ставят цель,
- согласовывают тему урока,
-выбирают способ,
-строят план достижения цели;
-определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.
Учитель: ребята, мы уже много знаем ( и признаки живых организмов, и царства живой природы, и можем называть их представителей), у нас имеются таблица по многообразию живых организмов, информация на электронном носителе о  значении живых организмов, информация в параграфе 16.  Поэтому мы можем рассмотреть всю, имеющеюся  информацию и достичь цели урока: изучить значение живых организмов. Но, чтобы достичь этой цели организуем свою работу в парах. План деятельности:
-прочитать текст учебника, рассмотреть рисунки в параграфе  и найти ответы на вопросы;
-ответы проговорить и записать в рабочих тетрадях;
-составить схему и записать в рабочей тетради.
Учитель поясняет, что информацию можно найти и в других,  имеющихся источникам - самоопределение (Л);
- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- постановка познавательной цели (П);
- познавательная инициатива (Р);
- планирование, прогнозирование (Р);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
- определение основной и второстепенной информации (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- разрешение конфликтов (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
5. Реализация построенного проекта. На этом этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Учащиеся самостоятельно ведут поиск новой информации
-в учебнике по биологии И.Н.Пономарева (параграф 16),
-в справочниках по биологии,
-в имеющейся информации в компьютере на эту тематику
Животные и растения вредные для человека.
Вопросы:
-Почему некоторых животных и растений называют вредными?
-Приведите примеры вредителей?
-Почему нет ненужных видов в природе?
-Приведите примеры.
2.Живые организмы полезные для человека.
Вопросы:
-Почему некоторые живые организмы называют полезными?
-Приведите примеры полезных живых организмов?
3.Подумайте  и ответьте красный мухомор – это ядовитый гриб, но лоси и белки поедают его и не болеют паразитическими червями. Вопрос: это вредный  или  полезный живой организм?
 Заполнить схемы:
Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:
а) Живое ––> неживое. 
(Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.) б) Неживое ––> живое.
 (Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)в) Растения ––> животные.
 (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)г) Человек ––> природа. (Человек охраняет природу.)– Цепь питания из списка живых организмов:
(Растение ––> кузнечик ––> скворец ––>сокол.)
Схема значения живых организмов для человека
Живые организмы: полезные (используются в медицине, в строительстве, в легкой промышленности;  служат продуктами  питания и.т.д);
вредные  (вредители в с/х, болезнетворные организмы и.т.д) - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);
- чувство прекрасного и эстетические чувства (Л);- установка на здоровый образ жизни (Л);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- познавательная инициатива (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- поиск необходимой информации (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы) (П);
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);
- установление причинно-следственных связей, доказательство (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера (П);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- разрешение конфликтов на основе учета интересов всех участников (К);
- управление поведением партнера (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Фронтальная работа в классе. Учащиеся от группы проговаривают ответы на вопросы, учащиеся класса анализируют и корректируют,  выбранный ответ группы. - контроль (Р);
- коррекция (Р);
- волевая саморегуляция (Р);
- подведение под понятие (П);
- построение речевых высказываний (П);
- выведение следствий (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону При проведении этого этапа используется индивидуальная форма работы и работа в парах: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку,  выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Работа в рабочей тетради (выполнение заданий в тетради)
Игра «Назови правило»
Слайд
– Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.

1. Нельзя топтать растения.2. Нельзя рвать лекарственные растения.3. Нельзя рубить деревья.4. Нельзя ловить рыбу сетями.5. Не рвите цветы.6. Не убивайте животных. - развитие этических чувств и регуляторов морального поведения (Л);
- анализ, сравнение, классификация (П);
- самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);
- использование знаково-символических средств (П);
- волевая саморегуляция (Р);
- познавательная инициатива (Р);
- использование общих приемов решения задач (П);
- осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р);
- выведение следствий, доказательство (П);
- координирование разных позиций с учетом разных мнений (К);
- достижение договоренностей и согласование общего решения (К);
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К)
8. Вторичное закрепление. На этом этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
Учащиеся совместно с учителем делают вывод:
 
Все в природе взаимосвязано и каждый живой организм выполняет свою роль! - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение,  классификация (П);
- умение структурировать знания (П);
- построение речевых высказываний (П);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
- управление поведением партнера (К)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На этом этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Оценивание работу учащихся на уроке с комментированием отметки;
Задание на дом:
- выучить параграф 16
- ответить на вопросы после параграфа;
- творческое задание подготовить презентации
на темы: «Значение организмов в круговороте веществ»;
«Амброзия – растение, вызывающее заболевание у людей и как себя защитить»;  
«Колорадский жук – его особенности и методы борьбы с ним»;
«Разведение птицы в моей домашнем подсобном хозяйстве» и.т.д 
Рефлексия.
Синквейн1 строка – существительное (кто?, что?), относящееся к теме урока
2 строка – 2 прилагательных (какой?, какая?, какие?), отражающие ваше настроение на уроке
3 строка – 3 глагола (что делал(и)?, что сделали(?))
4 строка – фраза, выражающая ваше отношение к уроку в целом, или пожелание участникам
5 строка – существительное (кто?, что?), или наречие (как?, где?, куда?, когда?, зачем?, с какой целью?, в какой степени?)Спасибо за творческую и плодотворную работу на уроке!