Конспект урока по русскому языку на тему Предлог (5 класс)


Класс: 5
Тема: Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Результаты:
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в виде таблиц, схем, моделей.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Лексическая разминка:
Подобрать синонимы к слову «загадка» - головоломка, задача, шарада, ребус, тайна, секрет.2. Работа со словами:
В_робей, л_тит, с_мена, д_журный, под, б_жит, з_вистливый, м_розит, м_лочный, в_сёлая.
а) Орфографическая зарядка.
Вставьте пропущенные буквы.
Объясните орфограммы. (Работа по цепочке)
б) Разделить слова на группы.
Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
Сколько будет групп? Какие?
Запишите слова в три группы самостоятельно:
1 ряд - имена существительные,
2 ряд - имена прилагательные,
3 ряд - глаголы.
Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде.
Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Воробей, дежурный, семена - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? ЧТО? - это имена существительные.)Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Завистливый, молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
(Летит, бежит, морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)Какое слово оказалось лишнее? Почему?
(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)Кто знает, как можно назвать слово под? (Под это предлог.)
Формулирование темы и целей урока.
III. Повторение и углубление пройденного материала.
1. Подберите пару:
войти              от дома
свалиться       про зверей
походить       до конца
отрезать         по дороге
заехать           в комнату
подложить    под тетрадь
изготовить   за подругой
узнать            с дерева
добежать       у дедушки
прочитать     из резины
2.  Раскройте скобки
Вот тебе (под) ушки белые (под) ушки. Одеяльце (на) пуху и платочек (на) верху. На горе (под) солнышком выросли (под) солнушки. (Под) солнышком (под)солнечник, когда денёк погожий, весь день глядит (на) солнышко, сам (на) него похожий. (Под) осинами (на) кочке гриб в малиновом платочке, (под) осиновиком звать, и его придётся взять!
Попробуйте задать к предлогам вопрос. Почему у вас это не получается?
Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя задать вопрос, они не изменяются.
Запись в тетрадях по теории:
Предлог - служебная часть речи.
Предлоги не изменяются, к ним нельзя задать вопрос.
А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
3. Работа с текстом.
Кружатся снежинки ... холодном воздухе. Катаются дети ... коньках ... льду. Весело детям ... зимнее время ... улице.
- Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
- Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
- Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)
- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
Запись в тетрадях по теории:
Предлоги служат для связи слов в предложении.
Обозначьте в предложениях части речи.
Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)Запись в тетради по теории:
Перед глаголами предлоги не употребляются.
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Запись в тетради по теории:
Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:
за дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.
на суку - на толстом суку; на (каком?) суку.
под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.
Запись в тетради по теории:
Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.
Физминутка
4. Творческое задание.
Описать картину Н.С. Крылова «Русская зима», используя предлоги.
5. Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.
Видно неряху (по) грязной рубахе.
6. Литературное редактирование текста:
очен приятно, когда в яснае, морозное утро ноги бутто сами несут тебя по мерзлым кочькам.! Попдаеёшь с разгона носком в лужыцу – лёт с хрустам проломица, зазвинит, а ты уш помчался дальши, и падошвы сухи. А потом как хорошо посли переменки схолода вбижать ф светлый клас!
IV. Итог урока.
- Что вы узнали сегодня о предлогах?
Ответы учеников:
1) Предлог - служебная часть речи.
2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3) Предлоги служат для связи слов в предложении.
4) Перед глаголами предлоги не употребляются.
5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. 
Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.
V. Рефлексия.
VI. Домашнее задание.
Учебник Теория, с. 20, параграф 10.
Учебник Практика, с. 48, упр. № 146.