Рефлексивный отчёт по модулю Оценивание для обучения и оценивание обучения


Рефлексивный отчёт по обоснованию и методике внедрения модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных уроков.
Восточная мудрость гласит: “Можно коня привести к водопою. Но нельзя заставить его пить”. Активизация внутренних потребностей – задача современного учителя. Началом этой работы может служить изменение оценочной деятельности учителя.
Чтобы заинтересовать ребёнка и повысить уровень школьной мотивации, даже не осознавая этого, сотни раз в день, применяла в своём преподавании неформальное оценивание, которое нигде не фиксировалось. Но оно работало на ученика. Приёмы были ограничены. Тогда я не делила оценивание на формативное и суммативное, потому что не владела той базой знаний идей Новой Программы. Даже участвуя в пятидневном семинаре по этой программе, проводимой на базе нашей школы в этом году, не совсем поняла суть, цели и ожидаемый результат этих форм оценивания. Приняв участие в этом проекте в качестве слушателя более детально рассмотрела эти вопросы, через групповое взаимодействие на первом этапе «Лицом к лицу», через практику в школе на втором этапе.
Для себя основным моментом беру тот факт, что все виды оценивания предполагают процессы:
Наблюдения;
Интерпретация полученных знаний;
Заключения для определения дальнейших действия.
И анализируя своё преподавание и оценивание обучения до прохождения курсов , делаю вывод: процесс наблюдения присутствовал, интерпретация была не полная, а заключения порой не было совсем. То есть оценивание было не завершённым и не выполняло той роли, для чего предназначалось.
В своей практике опиралась на пять ключевых факторов, которые рассмотрены как работа внутри «черного ящика». Это:
Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.
Активное участие учеников в собственном обучении.
Изменение преподавания с учётом результатов оценивания.
Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.
Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить своё обучение.
В процессе своих рассуждений попытаюсь показать на примерах, как пять ключевых факторов влияли на совершенствование обучения в моём классе.
Начнём с диагностического оценивания на этапе актуализации знаний. Когда ученики рассказывали друг другу в паре все, что знают о звуках. Чтобы этот диалог состоялся я им предложила памятку «Звуки». Или когда ученики составляли кластер на тему «Звуки» в групповой работе. Данная работа позволила мне выявить уровень знаний, умений учащихся по теме «Парные согласные». Через наблюдение за учащимися в процессе работы вела дневник, в котором фиксировала проявление знаний по теме.
Перед собой ставила такую задачу: создать условия для участия учащихся в формулировании темы урока и постановке цели и задач. Думаю, если ученики сами называют тему урока и формулируют цели и задачи они уже имеют представление о содержании урока, и на каждом этапе и задании будут повторять правила, к которому они должны прийти к концу урока. На этапе рефлексии повторно обращаемся к целеполаганию и подводим итоги, что мы узнали и чему научились. И исправляем ошибки, допущенные на этапе «Создание проблемной ситуации», опираясь на полученные знания. Приведу пример из урока: на этапе целеполагания загадываю две загадки про щуку и чучело и прошу написать отгадки в тетрадь (одни пишут щюка, чючело, а другие – щука, чучело). Возникает проблема: как правильно написать, формулируется тема урока и проводится исследовательская беседа, где учащиеся приходят к вывод: чу-щу пишется с буквой у. На этапе «Рефлексия» вернёмся к отгадкам и проанализируем их написание, где допущена ошибка, почему эта ошибка.
Ещё один пример, когда учащиеся на этапе целеполагания могут рассказать о запланированных заданиях. Например: составляем из букв название произведения «Сосулька» и отвечаем на вопрос: О чём будет говориться в произведении? И дети делают свои предположения, которые в процессе изучения произведения либо подтверждаются, либо нет, проводится анализ. На этапе рефлексии мы проводим техники «Похвальный бутерброд», «Благодарю» мы учимся говорить о других, самооценивание учит говорить о себе, о своих знаниях. На этом этапе мы говорим о том, что мы сделали и чему научились. Дети испытывали трудности, когда проводили технику оценивания «Похвальный бутерброд» в том, что не могли составить какое-нибудь пожелание или рекомендацию. Хвалить у них получилось, а вот указать, над чем однокласснику нужно работать не смогли. Им ещё трудно это сделать, в силу своих возрастных особенностей. Но даже то, что дети могут отметить успех другого, это уже хорошо.
Активно использовала техники оценивания для повышения мотивации и изменения самооценки. Пример: Рустам постоянно отказывался от выполнения задания, выполнял роль непослушного ученика. Устная похвала (уместная), вера в его способности (я говорю ему об этом) поменяла ребёнка. Сейчас он выполняет все задания. Первый день при самооценивании почти все поставили себе "5", только 1 ученик поставил "4", и когда они анализировали, почему, я увидела, что первоклассники, могут аргументировать свои достижения. Ежедневно на этапе целеполагания учащиеся сами формулируют тему урока, предполагают цели урока, а на этапе рефлексия проговаривали, не только то, что я узнал, что было интересно, но также, «урок меня навел на размышления» или «своей работой я доволен, потому что ...». Некоторые техники оценивания, например "сигналы рукой" ученики оценивают как игру. Но это свойственно первоклассником.
Когда готовились к серии последовательных уроков апробировали некоторые техники оценивания. На уроке грамоты выполняли самостоятельную работу, взаимооценивание. Детям предложила проверить и оценить друг у друга работу. Ученики то проверили, а когда нужно было оценить, они задумались, а какую я поставлю оценку, если …. Вопрос по установлению критерий возник сам собой (для этого я создала проблемную ситуацию) и мы вышли на значимость установления критериев при оценивании. И когда мы разработали критерии оценивания Адэля сказала: «А по критериям легко оценку поставить!». Тем самым, мы вышли на необходимость установления критериев.
Я считаю, что ученик имеет право на ошибку. Не ошибается тот, кто не работает. Но ученик должен уметь найти и исправить эту ошибку. Поэтому я на своих уроках использую специальную систему обучения самоконтролю, которая даёт положительные результаты. Например: После проверочной работы я могу сказать ученику: «Я нашла три ошибки в твоей работе. Найди их, исправь и напиши правильно», «Объясни ошибки в твоей работе» или «Исправь ошибки соседа, сделай вместе с ним работу над ошибками». За работу учащимся нравится выставлять оценки будь это самооценивание или взаимооценивание. Существуют и трудности, в оценивании самого себя (самопроверка диктанта по учебнику, сложность в выставлении объективной оценки самому себе по критериям) и в реакции на оценку при взаимооценивании по критериям (Рустам при проверке по критериям получил оценку «4», он демонстративно зачёркивает эту оценку и ставит себе «5», никак не аргументируя такую реакцию). Исходя из сложившихся ситуаций планирую ещё раз обратить внимание на критерии оценивания, разрабатывать критерии совместно с учениками. Нужно учить детей объективному оцениванию своих работ.
В серии последовательных уроков применяла как формативное, так и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводила через техники «ПМИ», «взаимооценивание по критериям», «Благодарю», «Сигналы руки», «Карта успеха», «Голосование точками», «Две звезды, одно желание», «Похвальный бутерброд», «Устная похвала», «Три хлопка». Суммативное оценивание проходило через промежуточное и итоговое тестирование. Учитывая, что в планировании урока этапы должны быть циклично замкнутые (форма, методы, техника оценивания), то тщательно продумывала выбор техники оценивания. Обязательно ставила микроцель, чтобы отслеживать качество процесса обучения на каждом этапе урока.
Технику оценивания «Сигналы рукой» применяю как для оценивания понимания каждым учеником, так и для оценивания согласия ученика с ответом своего одноклассника. При ответе на вопрос ученики сигналом показывают согласны они с ответом или нет. В случае если большинство не согласны, даю возможность ученику, который давал ответ, проанализировать, почему так произошло и поправить свой ответ. Если он не сможет это сделать, ему помогают другие. А если все согласны, а один нет, высказывается тому, кто не согласен. Почему не согласен?
Словесную похвалу я применяла и применяю в своей практике очень часто. Раньше я думала, что должна похвалить ученика, чтобы он поверил в свои силы. Теперь я знаю, что устная обратная связь через похвалу помогает учащимся понять, что данный материал или информацию он успешно усвоил. При ошибочном выполнении задания я не ставлю за работу никакой оценки, но указывая на ошибки, оцениваю её. В результате чего ученик уже знает, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.
Мне нравится техника оценивания «Голосование точками», потому что на неё не так много времени затрачивается. Оценивали свою работу на уроке «Голосованием точками: как я оцениваю свою работу на уроке?» и все поставили себя в десятку. (высокую оценку). Я думаю, они оценили не столько свою активность и успех на уроке, сколько эмоциональное состояние, потому что, на мой взгляд, урок им понравился из-за того что у них была возможность работать на компьютерах.
Считаю, что оценочная деятельность учащихся должна быть направлена только на предмет, и быть максимально содержательной и развёрнутой. Используя технику оценивания «Светофор» выдерживаю характер обращения к учащимся. Кто согласен? Кто не согласен? У кого также? У кого другое решение? И тот, у кого другое решение, выходит и пишет на доске своё решение рядом. А потом мы с учениками сравниваем и указываем, есть ли различие между двумя решениями, в чём состоит это отличие? И как проверить кто прав, или, может быть правы оба? Конечно, эта работа по оцениванию занимает много времени на уроке, но по своей сути она эффективна. В результате такого обсуждения учащиеся приходят к коллективному соглашению, самостоятельно и сознательно исправляются ошибки теми учащимися, кто их допустил.
Практикую в своей деятельности самоценивание через взаимооценивание. Учащиеся участвовали в стратегии «Стоп – кадр», заполняли пропущенные «кадрики» буквами. На первом этапе оценивания проводится взаимооценивание, на втором этапе самооценивание, где ученики анализируют исправленные ошибки в своей работе. Учащиеся аргументируют своё согласие или несогласие «Я согласен, что допустил, ошибку, потому что…». А если «не согласен» тоже аргументирует, почему? Метод взаимооценивания даёт учащимся возможность закрепить изученный материал посредствам оценивания работ друг у друга. Преимуществом взаимооценивания является то, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других и, таким образом, анализируют собственный прогресс.
После закрепления новой темы «Парные согласные» я провела запланированный мини-тест (из 5 вопросов) (5-6 мин.), с помощью которого я проверила, как учащиеся понимают и могут использовать алгоритм проверки парных согласных на конце слова. По окончании выполнения задания было проведено обсуждение результатов мини-теста с учащимися. Проанализировав информацию, я пересмотрела свой краткосрочный план на следующий урок и изменила стратегии. На следующем уроке сформировала малые группы и задала группам задание по теме на закрепление соответствующего навыка.

Можно ли итоги суммативного оценивания использовать формативно? Безусловно, можно. Если проанализировать, что в работе ученика привело к такому результату и объяснить критерии оценивания. Ученик уже может оценить, что делать дальше для улучшения результата.
На последнем уроке грамоты в период практики было проведено итоговое тестирование, вопросы которого были составлены по таксономии Блума (3 вопроса на знание и понимание, 5 вопросов – на применение знаний, 2 вопроса – на интеграцию знаний –анализ и обоснование). По результатам этого тестирования учащиеся получили суммативную оценку. К тестированию был составлен лист с критериями.
Полученные результаты итогового тестирования были проанализированы и на основе анализа я провела обратную связь с учащимися. Думаю, что анализ и обратная связь, обязательные компоненты формативного оценивания, должны присутствовать и в суммативном оценивании.
Я считаю, что именно оценивание самими учащимися своих знаний и знаний одноклассников, играет важную роль в их пересмотре взглядов на обучение. Изменился мир, появились новые технологии в обучении, изменился ученик, который может сам себя оценить, умеет оценивать других. Данный вид оценивания создает ситуацию успеха и может мотивировать учащихся пересмотреть свои взгляды на оценивание. Ведь оценка как со стороны учителя, так и со стороны ученика, может обучить, направить, стимулировать, при этом эмоционально настроить или наоборот. По этой причине необходимо знать среду в которой ты находишься и уметь оценить учащегося так, чтобы перечисленные направления оценивания вызвали позитивный стимул у учащихся. Оценка это неотъемлемый компонент в учебном процессе, оценка это регулятор и показатель результата не только учащихся, но и учителя. Для позитивного оценивания я выбрала различные виды рефлексии, а в них отметила стратегии оценивания. Рефлексия позволила сформировать адекватную самооценку у учащихся, умение высказывать свои мысли.  Приятно видеть ,что мои первоклассники не бояться получать оценки, говорят о несогласии с оценкой, могут прокомментировать оценку, которую поставили себе или однокласснику.
«Лишь те, кто учатся, способны научиться и в этой связи для того, чтобы улучшить свое обучение, им необходимо реагировать на информацию, полученную в результате обратной связи» (Руководство для учителя стр. 175) 
За период практики я научилась применять оценивание в процессе своего преподавания, то есть в течении урока, а не после. Пересмотрела свою роль в оценивании. Я не единственная в классе, кто принимает участие в оценивании. Ученики являются активными участниками процесса оценивания себя и своих одноклассников.
В перспективе для эффективного использования оценивания для обучения (формативное оценивание) и оценивания обучения (суммативное оценивание) в своей педагогической деятельности планирую:
Уделять внимание критериальному оцениванию, так как оно способствует «расшифровке» полученной оценки, ученик видит свои слабые стороны своей деятельности.
Для развития объективного оценивания, применять на этапах урока наряду с суммативным и формативное оценивание, так как не все ученики получают оценки «хорошо» и «отлично», слабые учащиеся также нуждаются в поощрении и стимулировании.
Создавать благоприятный психологический климат в процессе оценивания. Для того что бы ученики уверенно и правильно оценивали друг друга, не боялись говорить о своих ошибках, анализировали свои идеи и идеи других учеников.

Использованная литература.
Руководство для учителя. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
Методическое руководство «Оценивание учебных достижений учащихся» Р.Х.Шакиров, А.А.Буркитова, О.И.Дудкина и др.
Ресурс 8 Н3Д2. Презентация «Путеводитель по самооценке и самооцениванию»