Конспект урока по биологии 5 класс по теме Науки о живой природе


Районный конкур методических разработок «Звездный урок учителя – 20156»
Номинация: естественные науки ( биология)
Ф.И.О. автора: Быкодерова Вера Валентиновна, учитель биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка
Тема урока: Наука о живой природе.
Место урока в учебном курсе: 5 класс Введение, параграф 1
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели урока: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении, ознакомление с биологией как наукой, ее значением в природе и практической деятельности человека.
Планируемые результаты: личностные: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность; осознают необходимость бережного отношения к живым организмам и их охране; навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Метапредметные: регулятивные: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя, отвечают на вопросы учителя; адекватно воспримут информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность.
Познавательные: систематизирую разные виды информации; выстраивают логическую цепочку из ключевого слова; создадут схематические модели; становление познавательных процессов: обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.
Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения.
Предметные: дадут определение понятиям «биология», «многоклеточные организмы», «одноклеточные организмы», «культурные растения», «домашние животные», «собирательство» и раскроют значение слова биология как науки, определят ее практическое значение в природе и для человека.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения: частично-поисковый, проблемный, наглядный, словесный, дедуктивный, творческий.
Методы контроля: выполнение заданий с самопроверкой.
Средства обучения: информационно-коммуникативные технологии, компьютер, проектор, мультимедийная презентация, зеркало, сообщения, учебник, Пономарева И.Н., Николаев Н.В., Корнилова О.А. «Введение в биологию» 5 класс, издательство «Вентана-Граф» 2013.
Ход урока
I.ПроблематизацияЦель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей учебной деятельности на уроке.
Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей, деятельности, включение в учебную деятельность.Обратите внимание на доску и прочитайте высказывание:
“Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное”. Н.И.ПироговII. Мотивация
Цель этапа: введение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся.
Формируемые УУД: овладевают действием обобщения, построение рассуждений выстраивают логическую цепочку из ключевого слова.
Биология ….. Это слово рождает у нас различные образы и ассоциации.
- Какие ассоциации возникают у вас со словом БИОЛОГИЯ?
- Что объединяет их со словом БИОЛОГИЯ?
III. Актуализация
Цель этапа: создание условий для формулирования обучающимися цели урока.
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя, отвечают на вопросы учителя;
Биология многообразна и интересна. Она способна дать описание вашим ассоциациям и образам.
- Какую можем определить цель на уроке для познания биологии как науки?
IV. Открытие новых знаний
Цель этапа: создание условий для нахождения путей решения учебной задачи
Формирование УУД: установят навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; отстаивают свою точку зрения, систематизируют.n разные виды информации; создадут схематические модели; дадут определение слову «биология» «культурные растения», «домашние животные», «собирательство», «многоклеточные» и «одноклеточные» организмы.А)Посмотрите в зеркало. Кого вы увидели?
-Да, действительно человека.
Человек неотъемлемая часть природы и является объектом изучения биологии.
-Какие еще объекты можно отнести к биологии.
Игра "Третий - лишний" (презентация) [1]
-Из предложенных объектов найдите лишний и объясните, почему вы так считаете.
Бактерии - звезда-солнце. Ручка-астра -пенал. Роза- тополь-лошадь. Муравей- подосиновик- пчела.
-Что же у нас получилось?
-Почему данные объекты мы отнесли к биологии?
- Значит, как можно назвать биологию? (Учащиеся делают вывод и записывают в тетрадь.)
Б) С древних времен человек связан с окружающей его природой.
-В чем проявлялась зависимость человека с окружающей его природой?
Стратегия смыслового чтения. Работа с учебником стр. 4-5. Работа в группе.
Прочитайте первый абзац и соотнесите рис.1 и 2 учебника с текстом составив логическую схему [1, 2]
17183101873250063881021272500«Связь человека с природой»
80391038735человек
00человек

17183109334500600710933450012306307239000
Проверка: каждая группа в устной форме защищает свои составленные схемы.
Именно связь человека обусловила его выживание в природе.
Знакомство с понятиями: «собирательство», «культурные растения», «домашние животные».
Прочитайте слова «собирательство», «культурные растения», «домашние животные».
- Как понимаете смысл слова «собирательство».
- С чем связано появление культурных растений и домашних животных.
- Сформулируйте определение к этим словам.
Запись в рабочую тетрадь определений к словам «собирательство», «культурные растения», «домашние животные».
В) Приём "Самый-самый". Показ презентации «Самый-самый» [1]
На земле огромное количество живых организмов. Это очень маленькие и очень большие, живущие на суше и в воде.
Обучающиеся зачитывают заранее приготовленные сообщения о животных. Прослушивание сообщений совместно с просмотром презентации.
Живые организмы важная часть природы, но человеку свойственно видеть только крупных животных и крупные растения. Среди нас есть организмы, которые невидимые нашему глазу.
- Чем они могут отличаться друг от друга? Приведите примеры.
Работа с учебником стр. 6. [2]
На странице учебника 6 обучающиеся находят определение понятиям «многоклеточные» и «одноклеточные» организмы.
Проверка: Представитель группы зачитывает определение, остальные участники называют виды животных.
V. Первичное закрепление
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осознают необходимость бережного отношения к живым организмам и их охране; создают схематические модели с выделением объектов.
- Имеет ли для вас какое-либо значение биология?
Работа с учебником стр.7 Стратегия смыслового чтения и работа с текстом. [3]
Последнее время влияние человека на природу имеет как положительное, так и отрицательное влияние.
Работа в группе. Предлагаю составить графическую схему «Фишбоу»
Перед нами проблема: «Почему уменьшается численность животных?»
Факты: -41 вид птиц занесены в Красную книгу Республики Хакасия.
54800522860000 -15 видов млекопитающих занесены в Красную книгу Республики Хакасия
433451017081500374777018097500277241020637500180721019367500460819517272000Задание: Написать проблему уменьшения численности животных.
279717521018500114681015938500
1972310889000
Проверка: используется слайд презентации, обучающиеся называют проблемы.
VI. Обобщение знанийЦель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний на основе игровой ситуации.
Формируемые УУД: становление познавательных процессов:мышления, обобщения, сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.
А теперь предлагаю прочитать стихотворение Самеда Вургуна. (Участники читают по цепочке по одной строчке.)
Давайте пройдемся медленно по лугу, Не для того, чтоб рвать или срезать,И “здравствуй” скажем, каждому цветку. А чтоб увидеть добрые их лица,Я должен над цветами наклониться, И доброе лицо им показать.
-Какой смысл для вас несет данное стихотворение.
VII. Домашнее задание
Параграф 1, задание1-3. Творческое задание – подготовить рассказ на тему: «В моем доме есть кусочек живой природы…».
7.Рефлексия
Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность; адекватно воспримут информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер.Приём "Сочиняй-ка.»Какой сегодня, перед нами раскрылась биология? Предлагаю составить «сиквейн», ключевое слово БИОЛОГИЯ
1.Тема, ключевое слово
2.Описание понятия (2 прилагательных)
3.Действие (3 глагола)
4.Чувства (фраза из 4-5 слов, выражающая личное отношение автора к вопросу)
5.Повторение сути (синоним 1 строки) оказывайте только добрые лица и не вредите окружающей вас природе.
Проверка: Обучающиеся зачитывают свои творческие работы. Комментирование оценок за работу на уроке.
Список литературы
1. Учебно-методический комплекс/ Под ред. В.Б.Захарова. Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии.Казань, 2013
2 Учебник, Пономарева И.Н., Николаев Н.В., Корнилова О.А. «Введение в биологию» 5 класс, издательство «Вентана-Граф» 2013.
3.http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;