Конспект урока по биологии 5 класс Сонин Н.И. Науки о живой природе


Урок 2. НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований
Педагогическаяцель Создать условия для ознакомления с лабораторным оборудованием и методами работы, правилами поведения в кабинете биологии, правилами техники безопасности; дать представление о месте биологии в системе естественных наук
Задачи урока Образовательная: познакомить с различными видами проборов, применяемых для научных исследований, и использованием их в практической деятельности человека; научить пользоваться увеличительными приборами и лабораторным оборудованием; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, выбирать необходимые приборы для измерений.
Развивающая: развивать учебно-интеллектуальные умения: мотивировать свою деятельность, воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.
Воспитательная: формировать мировоззрение и расширять кругозор учащихся за счет знакомства с оборудованием для научных исследований; вызвать осознание необходимости соблюдения правил техники безопасности в обращении с лабораторным оборудованием и санитарно-гигиенических условий труда; содействовать трудовому воспитанию учащихся; воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости
Тип, вид урока Урок комплексного применения знаний, умений, навыков; урок-практикум
Планируемые результаты (предметные) Учащийся научится пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний; определять основные методы биологических исследований; будет знать основные свойства живых организмов; признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; правила техники безопасности при выполнении лабораторных и практических работ
Личностныерезультаты Будут сформированы: навыки обучения; познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение программы; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной деятельности; понимание ценности здорового и безопасного образа жизни
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией
Коммуникативные – научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения Формы: индивидуальная.
Методы: наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, работа с оборудованием, оформление лабораторной работы)
Понятия и термины Биология, свойства живых организмов, лупа, микроскоп, ихтиология, цитология, физиология, бактериология, микология, орнитология, зоология, ботаника, анатомия
Оборудование Увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба
Образовательные ресурсы Презентация по теме «Наука биология». – Режим доступа : http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/prezentaciya-nauka-biologiya
Организационная структура урока
Этап урока,
цель Методический прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Текущийконтроль
Осуществляемыедействия Формируемыеумения I. Актуализация опорных знаний урока.
Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала Фронтальная беседа Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:
– Что изучает наука биология? (Живые организмы.)
– В каких областях жизни человека могут использоваться знания биологии? (Медицина, сельское хозяйство и т. д.)
– Какие средства использует человек, для того, чтобы изучать биологические объекты? (Оборудование. микроскоп, лупу, медицинские инструменты, ЭКГ, рентген и др.)
– Для чего необходимо знать и изучать биологию? Живые объекты? (Знание строения человека применяются в медицине; строения растений и живот-ных – в сельском хозяйстве, для создания лекарств, продуктов питания.)
На этапе актуализации также можно использовать тест по теме «Что такое живой организм» [1]. Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения однокласс-ников Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя Вопросы учителя
II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Мотивирование к определению темы и постановке задач урока Вводная беседа Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
– Вы уже знаете, где применяются биологические знания. Для того чтобы вылечить человека, необходимо сначала определить больной орган и причину болезни. А для этого врач должен знать строение человека, его органов и тканей. Еще издревле люди применяли свои знания о живых объектах на практике. Используя знания о строении семени, первобытные люди правильно хранили семена и использовали их для посадки на следующий год и получения урожая. Можно приводить огромное количество примеров, но суть всех знаний о живых объектах сводится к тому, что для получения знаний человек сначала наблюдал и изучал объект, описывал его, собирал различные сведения. А уже потом, систематизировав данные, применял их на практике. О методах изучения природы и ее объектах мы поговорим на следующем уроке, а сегодня познакомимся с оборудованием, при помощи которого эти объекты могут быть изучены.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
– Сегодня мы рассмотрим, какие науки относят к ес-тественным, многообразие биологических наук и пред-меты их изучения. Также познакомимся с лабораторным оборудованием и различными видами проборов, применяемых для научных исследований. Узнаем, как их используют в практической деятельности человека; научимся пользоваться увеличительными приборами и лабораторным оборудованием Отвечают на вопросы учителя. Слушают
мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Осуществляют анализ объектов изучения. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи Вопросы учителя и устные ответы
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
знаний, выявления учащимися новых знаний.
Развитие умения находить ответы на про-блемные вопросы.
Подведение детей к самостоятельному выводу способа действий с информацией Работа по учебнику.
Начинает объяснение с рассказа о технике безопасности, правилах поведения в кабинете биологии: несоблюдение правил техники безопасности связано с риском для жизни и может привести к повреждению наглядных материалов и оборудования.
Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник.
– К какой группе наук относится биология? (К естественным.)
– Биология – комплексная наука и включает в себя большое количество естественных и биологических наук. Давайте заглянем в учебник, чтобы познакомиться с этими науками. Узнаем об объектах, которые они изучают, и составим схему, с помощью которой будет легче ориентироваться в разнообразии биологических наук (см. ресурсный материал к уроку).
Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику. Одновременно показывает слайды с иллюстрациями объектов изучения различных биологических наук.
– Что общего в этих словах? (Корень -лог-.)
– Что это означает? («Логос» – наука.)
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проверяет правильность заполнения таблицы.
Организует работу учащихся в исследовании проблемной ситуации.
– В каких сферах могут применяться знания этих наук?
Организует обсуждение способов решения, поисковую работу учащихся. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебника. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.
Работают по учебнику.
Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.
Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию.
Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи.
Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя, заполнение таблицы.
Физкультминутка Проводит релаксационные упражнения Выполняют упражнения Осуществляют профилактику утомляемости Наблю-дение
IV. Проведение лабораторной ра-боты.
Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности Работа по инструкции – А теперь мы переходим к выполнению лабораторной работы. Используя инструкцию, оформите правильно лабораторную работу.
Далее подробно объясняет правильность оформления и заполнения хода работы, отчета о проделанной работе и формулирования вывода.
Регулирует работу учащихся, контролирует выполнение работы по технологической карте (см. ресурсный материал к уроку).
Осуществляет индивидуальный контроль. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке Составляют план работы. Организуют свое рабочее место. Выполняют лабораторную работу под руководством учителя. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом. Составляют план работы. Фиксируют результаты. Используют простые измерительные приборы Наблюдение, индивидуальный контроль
V. Анализ результатов лабораторной работы. Формулирование выводов Индивидуальная работа Осуществляет контроль анализа и систематизации знаний учащихся, помогает с формулировкой вы-водов Осуществляют самоанализ деятельности. Воспринимает оценку своей работы учителем, товарищами. Обобщают и систематизируют знания, формулируют выводы к лабораторной работе Формулируют выводы по результатам исследования Письменный отчет о проделанной работе
VI. Подведение итогов.
Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция Закрепляющая беседа Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки Слушают учителя Высказывают свое мнение и позицию Устные ответы
Домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 12–16, вопросы устно; дополнительно: провести возможные измерения – роста, веса, давления, используя в домашних условиях весы, тонометр; составить кроссворд по теме «Оборудования для исследований» Записывают задание Читают задание.
Задают уточняющие вопросы Наблю-дение
Ресурсный материал к уроку
Таблица «Биологические науки»
Объект изучения Наука
Простейшие организмы Протистология, микробиология
Бактерии Бактериология
Грибы Микология
Растения Ботаника
Животные Зоология
Рыбы Ихтиология
Птицы Орнитология
Строение организмов Анатомия
Клетка Цитология
Взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой Экология
Классификация живых организмов, распределение их по систематическим категориям Систематика (классификация)
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для научных исследований
Цель: познакомиться с лабораторным оборудованием, правилами поведения и техники безопасности в кабинете биологии.
Оборудование: увеличительные приборы: лупа, микроскоп; измерительные приборы: линейка, термометр, секундомер, мерный цилиндр; лабораторное оборудование: пробирка, пипетка, химический стакан, колба.
Ход работы
1. Познакомьтесь с правилами поведения в кабинете биологии:
1) Приходить на урок за 5 минут до звонка, заходить в кабинет с разрешения учителя. Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка.
2) Садиться на закрепленное за тобой место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем. Приготовить к уроку свое рабочее место, проверить наличие учебника, письменных принадлежностей.
3) Во время работы соблюдать тишину, быть внимательным, аккуратным и дисциплинированным, точно выполнять указания учителя.
4) Соблюдать порядок на своем рабочем месте. Бережно относиться к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.
5) После окончания урока дежурные должны проветрить кабинет и сделать влажную уборку (протереть пыль на подоконниках, шкафах, полках, подготовить доску к следующему уроку).
6) При выполнении практических и лабораторных работ необходимо следовать инструкциям, выполнять работу под руководством учителя.
7) Порядок действий при возникновении пожара: а) эвакуация из кабинета проходит согласно плану эвакуации кабинета; б) при выходе из класса соблюдать спокойствие.
2. Изучите технику безопасности на уроках биологии при проведении лабораторных и практических работ:
1) Приведите в порядок рабочее место. Не загромождайте проход портфелями и сумками.
2) Перед началом работы внимательно изучите содержание и порядок выполнения лабораторной работы.
3) Точно выполняйте все указания учителя биологии.
4) Соблюдайте осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стеклами, колющими предметами и предметами из стекла.
5) По окончании работы приведите свое рабочее место в порядок, обязательно тщательно вымойте руки с мылом.
3. Рассмотрите строение увеличительных приборов. Зарисуйте лупу. На чем основан принцип действия увеличительных приборов? С помощью подготовленного для вас учителем микроскопа рассмотрите объект. В учебнике более подробно ознакомьтесь со строением микроскопа и правилами работы с ним.
4. Зарисуйте лабораторное оборудование. Используя рассказ учителя, текст параграфа в учебнике, запишите, для чего необходимо это оборудование.
Вывод: Для чего необходимо изучение биологических объектов? Какое оборудование человек использует при изучении природы?