Внеклассное мероприятие-библиотечный урок Праздник славянской письменности и культуры

Внеклассное мероприятие.

Праздник славянской письменности и культуры.

Действие 1.

Ведущий 1: Россия – это океан земель, размахнувшихся на целую шестую часть света и держащих в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Ведущий 2: Россия – это семь синих морей, горы, увенчанные белыми льдами, меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Вед.1: Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые таятся в ее глухих недрах.
Вед.2: Россия – страна византийских куполов, синего ладана и звонов, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима, и придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.
Вед.1: Россия – страна с самым богатым и прекрасным языком, на котором создана удивительная по силе слова русская литература.
Вед.2: Нет, он от века не отстал.
Здесь что ни слово – то кристалл.
Да что там слово – буквы в нем
Горят божественным огнем!
Вед.1: Я прислушиваюсь к словам:
Открывается в них Россия,
Жизнь и счастье дающая сила –
Легендарная быль славян.
Вед.2:Он самый молитвенный в мире,
Он волею божьей возник,
Язык нашей дивной Псалтири
И святоотеческих книг.
Вед.1: «Повелитель многих языков язык российский велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка», - писал М.В.Ломоносов. (Слайд 2)
Вед.2: Вот азбука – начало всех начал,
Открыл букварь, и детством так и дунуло!
А Константин-философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего написанного слова,
Великого, как Тихий океан.

Действие 2. (Слайд 3)

Ученик в народном костюме читает былину о Кирилле и Мефодии.
Былина о Кирилле и Мефодии.
То не солнце всходило красное
Из-за гор, из-за леса дремучего-
На святой земле нашей матушке
Порождалися два богатыря.
И росли они в Македонии,
Набирались ума-разума в Солониках,
Постигали языки латинские,
Еще греческие да болгарские.
Изучали они арифметику,
Астрономию да грамматику.
И сам царь Византийский им кланялся
За ученость их и усердие.
Вот 15 лет братьям минуло
И еще семь лет со остаточком –
Тут Мефодий стал военачальником.
Он созвал себе дружинушку хоробрую,
Удалых дородных добрых молодцев.
А меньшой-то брат во Царьград пошел,
Изучил там все книги латинские,
Еще греческие и еврейские,
И не стало равных брату меньшему
По уму его и учености.
Уж как первый раз он спорил с латинянином,
А второй-то раз с венецианцами,
В третий раз ему поклонилися
Все хазарские послы да мусульманские.
И за мудрость его за великую
Нарекли Константина Философом.
И пришли к Михаилу-императору
В Цареград послы-то Велеградские:
- Уж ты гой еси, император-царь!
Мы пришли к тебе от честного царя,
Ростиславом он прозывается.
Пришли с просьбой о великой милости,
Чтоб послал ты нам мужа ученого-
Пусть обучит славян он грамоте!
И призвал император Мефодия,
Константина призвал Философа,
Повелел он составить азбуку,
Просветить все народы славянские.
И составили братья азбуку,
43 сочинили буквицы,
Чтоб учились славяне грамоте,
Чтоб услышали слово книжное,
И чтоб все племена словенские
Светом разума просветилися.
То не солнце восходит красное-
Земля русская прославляется
И богатством своим, и знатностью,
Ну а пуще того – ученостью.
Имена же своих учителей
Не забудут народы словенские.
Чтят Кирилла и чтят Мефодия,
Всенародных своих просветителей!

Действие 3. (Слайд 4)

Вед.1: В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

На сцене оформлен уголок монастырской кельи: стол со свечой, книги, за столом монах.
Монах:
Еще одно последнее сказанье,
И рукопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному(читает рукопись)
В тяжелую минуту, человече, откроешь книгу. Словно в храм светлый войдешь и найдешь ответ на любой вопрос, ибо и до нас люди жили и вопрошали. Прими же, отец наш небесный, Молитву благодарную за то, что искусству книжному меня вразумил.
Слава и вам, братья Солунские Кирилл и Мефодий, что буквы нам придумали, свет книжный принесли.Чу,слышу шорох. Кто здесь?
( входят три мальчика)
Захарка: Это мы, батюшка.
Монах: Заходите, чада любезные. С чем пожаловали?
Захарка: Прослышали мы, батюшка, что тут грамоте можно научиться.
Монах: Грамоте? Пожалуй, что можно. А вы чьи будете?
Захарка: Я Захарка, Ивана-кузнеца сын.
Ивашка: А я Ивашка, Никиты Кожемяки сын.
(Третий мальчик молчит)
Монах: А ты чего молчишь?
Мальчики: Это Онфимка, сирота он, нищета, без роду без племени, а туда же, учиться.
Монах: Не горюй, Онфимка, подходи ближе. И я когда-то сиротой был. Дом мой враги сожгли, все у нас в роду погибли. Отроком пришел я в Киево-Печерскую Лавру. Сделали меня переписчиком, а зовут меня все «библиофил», значит, любитель книг.Наставник мой был добрый, устану я писать, велит отдохнуть, бежать во двор и стучать по дереву.
Захарка: Разве ты дятел, чтоб по дереву стучать?
Монах: Нет, это у нас обычай был такой. Стукнешь три раза, все монахи должны садиться читать. Только был я неугомонный и любознательный. Все у наставника своего выспрашивал, откуда буквы взялись?
Ивашка: Правда, откуда? Расскажи, батюшка.
Монах: Давным-давно люди писать не умели, посылали друг другу предметы. Послали как- то скифы царю Дарию(Слайд 5)
Онфимка: А кто такие скифы, батюшка?
Монах: Скифы, Онфимка, это народ, который в древности населял юг Руси.
Так вот. Послали скифы персидскому царю Дарию ( они в то время воевали с персами) послание, в котором были птица, мышь, лягушка и пять настоящих стрел. Долго думали жрецы и наконец разгадали смысл этого письма так: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болоту, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, и летать, как птица, то вы будете осыпаны стрелами, как только вступите на нашу землю».
Ивашка: Здорово ведь, правда, ребята? Здесь каждый предмет говорит сам за себя.
Онфимка: А как, батюшка, люди еще писали?
Монах: На скалах рисунки делали – пиктография называется.(Слайд 6)
Захарка: Интересное слово – пиктография.
Монах: Потом на сырых глиняных дощечках клинопись делали палочками. Особенно шумеры этим славились.
Ивашка: Я тоже могу на песке или на снегу клинопись палочкой сделать.
Монах: Ветер подует – исчезнет надпись, снег растает – утонет в луже.
Захарка: А мы, батюшка, как будем писать?
Монах: Наше письмо славянское. А подарили нам его Кирилл и Мефодий. (Слайд 7)
Ивашка: Расскажи, батюшка, нам о них.
Монах: Ну, так слушайте. Было это очень давно – в 9 веке. На границе с Болгарией находилась одна из крупнейших провинций Византии, столицей которой был город Солуний. В семье военного чиновника, служившего в Солуни, росли два сына – Константин и Мефодий. Население там было наполовину греки, наполовину славяне, и в семье мальчиков мать была гречанкой, отец болгарином. И поэтому с детства у них – солунских братьев – было два родных языка: греческий и славянский.
Характеры братьев были схожи. Они много читали, любили учиться. Константин учился у самых знаменитых ученых. Он освоил славянский, греческий и арабский языки, познакомился с юридическими и медицинскими трактатами. Друзья всерьез стали звать Константина Филисофом.
В то время прибыли в Константинополь болгарские послы. Они попросили у Византии прислать им священника, потому что прежде были язычниками, а теперь решили принять христианство. И отправили к ним Константина Философа. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут без пользы. Болгары не могли просвещать свой разум.
Захарка: Почему, батюшка?
Монах: А потому, дитятко, что не было у них азбуки. Император Михаил приказал составить славянскую грамоту и перевести на язык славян византийские книги. Сбылась давняя мечта Константина! Призвал он своего брата Мефодия, и они немедленно взялись за работу. Помолившись Богу, Константин, который в монашестве принял имя Кирилл, пошел азбуку писать. День проходит, другой. Догорает свеча. Обращены мысли философа к Богу.
«Прошу тебя, Господи, просвети меня, - просит Кирилл. – Назову букву словом известным. Тем словом, что начинается с этой буквы. Моя первая буква будет «Аз», что значит – я. Вторая Б – «буки», означу вторую букву словом «буквы». Третья буква – В, «веди», ведаюШирок смысл слов моих. Добро есть хорошо. Добро есть правда и благо. Воспрянет отныне народ славянский, возгордится именем своим!» (Слайды 7-12 по содержанию)

Действие 4.

Вед.1: Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание – совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим первые три буквы – аз, буки, веди. (Слайд 13) Аз – я, буки – буквы, письмена, веди – знать, ведать. Таким образом получается следующая фраза:
Аз Буки Веди – я знаю буквы.
Глагол Добро Есте – слово – это достояние. (Слайд 14)
Живете – значит жить в труде, а не прозябать. (Слайд 15)
Зело – усердно.
Земля – планета Земля и ее обитатели-земляне.
И – союз и.(Слайд 16)
Иже – те, которые, они же.
Како – так, подобно.
Люди – существа разумные.
Эта часть азбуки означала: «живете зело, земля, и иже како люди», то есть «живите, трудясь усердно, земляне, и как подобает людям»
«Мыслете наш он покой» - «постигайте наше мироздание».(Слайд 17)
Вед.2: Рцы – повелительное наклонение глагола «говори», «изрекай», «читай вслух»
Слово – передающее знание.
Твердо – уверенно, убежденно.
Так три слова складываются во фразу:
Рцы Слово Твердо – неси знания убежденно.(Слайд 18)
Ук – основа знания. Сравним: наука, учить, навык.
Ферт – оплодотворяет, одаривает.
Хер – божественный, данный свыше (Хорос – имя бога)
Ук Ферт Хер – знание – дар Божий.(Слайд 19)
Вед.1: Цы Черве Шта Ера Юс Яти – расшифровывается как «дерзай, точи, червь, чтобы сущего свет постичь»(Слайд 20)
Вед.2: Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы.
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям, постигайте мироздание!
Несите слово убежденно: знание – дар Божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!(Слайд 21)
Вед.1: Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает все богатство нашего великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания, нашего бытия как русской нации. (Слайд 22)
Чтец: Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную крепость глагол.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Аз есмь!» - заявила Вселенной,
«Аз есмь!» - заявила векам.

Действие 5.

Вед.1:После создания азбуки братья Кирилл и Мефодий приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян. Обучали людей грамоте и основали новые церкви.
Вед.2:В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.
Вед.1: После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.
Вед.2: Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 9 века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.
Вед.1: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Вед.2: Лишь в Петровское время понадобилось внести в алфавит изменения, и царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», «омегу», которые стали обузой в русском алфавите.(Слайд 23)
Вед.1: Во второй половине 18 столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке. Это буквы «и краткое» и «е».(Слайд 24)
Вед.2: В начале 20 века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году, и указом Наркома просвещения были упразднены буквы «и десятеричное», «ять», «фита», «ижица» и «ер» на конце слова.(Слайд 25)
Вед.1: Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами – ch, «ш» - двумя sh. В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков – ю, я.
Вед.2: Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.(Слайд 26)
Вед.1: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия. (Слайд 27)








15