Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Наши помощники-органы чувств»

Занятие "Наши помощники - органы чувств"
Цель: способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа чувств в отдельности и всех вместе при восприятии окружающего мира, приобщая их к ценностям здорового образа жизни.
Задачи:
> Познакомить детей с мозгом, его удивительным свойством - памятью.
> Закрепить знания об органах чувств.
> Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.
> Развивать способность к эмоциональному проживанию познавательного материала, развитию уверенности в себе.
> Воспитывать потребность быть здоровыми.
Методы и приемы:
* Наглядные (показ, наблюдение, демонстрация);
* Словесные (художественное слово, беседа, вопросно-ответный);
* Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
* Практические (упражнения, опыты, экспериментирование).
Педагогические технологии:
* проектирование,
* исследовательские,
* игровые.
Здоровьесберегающие технологии:
* пальчиковые игры,
* дыхательная гимнастика,
* динамическая пауза,
* гимнастика для глаз.
Средства обучения:
* Баночки с продуктами
* Шапочки: «?»
Предварительная работа:
* Чтение и рассматривание книг "Азбука здоровья",
* "Уроки Айболита",
* "Уроки Мойдодыра".
* Чтение книг Г. Остера "Вредные советы"
* Игры
Ход занятия
Оргмомент (слайд 2)
Придумано кем-то просто и мудро – При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро – солнцу и птицам! Доброе утро – улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым.  Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Мотивация (слайд 3)
3. Введение игрового момента.
Сегодня я приглашаю вас и всех моих гостей в «Институт Здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, а почему у института такое название?
Дети: там изучают здоровье человека
Педагог: вы правы ребята. А здоровье зависит от того, как работают органы нашего организма. Хотите узнать что – нибудь о них?
Дети: да
3. Основная часть.

Педагог: Хорошо, я с удовольствием вам расскажу. Но
сначала ответьте мне на один вопрос.
Кто такой командир? Какого человека можно так назвать?
Дети: это человек, который командует, руководит
Педагог:
- А знаете ли вы, - с таинственным выражением лица спрашивает педагог у детей,- что в каждом из нас живет вот такой "командир"? (Педагог показывает слайд с изображением мозга.) слайд 4
Педагог: Кто из вас знает, как его зовут?
Дети: Мозг
Педагог: Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Педагог предлагает детям показать на нарисованном человечке месторасположение мозга.) (слайд 4)
Педагог: А знаете, дети, какой удивительный секрет у нашего мозга? ( Дать детям подумать.) Хотите, я вам его открою? У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
- Ребята, а какие органы чувств вы знаете?
Дети: глаза, уши, нос слайд 5
Педагог: Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Хотите быть моими помощниками?
Дети: да
Педагог: Вы будете юными учеными (педагог надевает на детей шапочки «?»).
Я вас приглашаю в первую лабораторию. Сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют.
Загадка: слайд 6
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются.
Дети: глаза (слайд 7)
Педагог: Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Для чего людям нужны глаза?
Дети: для того чтобы видеть, читать, смотреть телевизор
Педагог: Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?
Дети:
* Нельзя тереть глаза грязными руками.
* Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
* Нужно беречь глаза от разных предметов.
* Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
* Нужно гулять на свежем воздухе.
Педагог: А вы заботитесь о своем зрении, и делаете специальную гимнастику для глаз.
Дети: да
Педагог: сейчас мы с вами выполним гимнастику для глаз. Слайд 8
Открываем глазки - раз,
А зажмуриваем - два,
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули
Педагог: Лабораторий в институте много, я предлагаю пройти дальше. А куда мы пойдем, послушайте. ( Загадываю загадку.)
Слайд 9
Педагог: Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше ..
Дети: ушки слайд 10
Педагог:
- Да, в этой лаборатории изучают органы слуха.
- Кто дал команду вашему организму?
Дети: мозг
Педагог: Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
- А вы знаете правила по охране слуха. (Используя карточки по охране слуха, дети перечисляют правила.)
Не ковырять в ушах.
Защищать от сильного ветра.
Не слушать громкую музыку.
Сильно не сморкаться.
Педагог: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т.д.),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал
Педагог: Нам пора в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку. (дети садятся)
Загадка слайд 11
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Дети: нос слайд 12
Педагог: А для чего человеку нос?
Дети: что бы дышать
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику. (Дети встают) слайд 13
Глубоко вдохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем.
Упражнение "Ежики" (Спокойное дыхание через нос.)
Педагог: А теперь давайте сыграйте в игру "Узнай по запаху" (сидя за столом), а наши носики нам помогут.
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, лук, лимон)
Педагог: Кто помог вам узнать, что в стаканчиках лежит? Дети: нос
Педагог: Что вы почувствовали, когда понюхали шоколад?
Дети: запах
Педагог: Кто вам дал команду?
Дети: мозг
Педагог: может ли запах предупредить человека об опасности?
Дети: может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорела еда.
Педагог: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?
Дети: на вкус слайд 14
Педагог: в следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств - язык.
- Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?
Дети: сладкими, солеными, кислыми, горькими
Педагог: как вы думаете, что нельзя пробовать на вкус?
Дети: лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты.
Педагог: Для того чтобы язык был чувствительным, выполним гимнастику для языка.
Выполняется артикуляционная гимнастика: слайд 15
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай.
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах.
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят.
* "Покусывание кончика языка"
* "Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
* "Лошадка" Поцокать языком.

Педагог: А сейчас поиграем в игру "Определи на вкус"
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, мандарин.

Педагог: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Слайд 16
Существует еще орган осязание – это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам, приятно ее гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.
Проводится игра «Волшебный мешочек» дети определяют предмет, который находиться в мешочке.
Педагог: Молодцы! Ребята, а для чего служит кожа?
Дети: она защищает наш организм.
Педагог: как вы думаете, что вредно для кожи?
Дети: царапины, ушибы, ожоги
Педагог: что полезно?
Дети: вода, мыло, мочалка
Предлагает провести пальчиковую гимнастику: "В гости" слайд 17
В гости к пальчику большому
(Выставляем вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(Поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно)
Безымянный и последний,
Сам мизинец - малышок
Постучался на порог.
(Пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы)
Вместе пальчики - друзья,
(Кулаки стучат друг о дружку)
Друг без друга им нельзя.
(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках)
Дидактическая игра «Собери картинку» (работа в парах)
В заключение нашей экскурсии, предлагаю игру «Собери картинку». На каждом столе конверт с разрезными картинками. Вам надо собрать картинку и назвать орган чувств.
4. Заключительная часть.
Итог.
Педагог: Скажите, кто у вас сегодня был вашим личным командиром? Кто управлял вашими органами чувств?
Дети: мозг
Педагог: Наша экскурсия по «Институту Здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед вами появился цветной экран телевизора. А по этому телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт Здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора?
Дети: (ответы детей)
Педагог: А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что командир нашего тела .?
Дети: мозг
Педагог: мы узнали, что у нашего мозга есть.
Дети: память.
Педагог: А помогают ему запоминать наши
Дети: органы чувств.
Педагог: Спасибо ребята вам большое за занятие. Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать по «Институту Здоровья». Вы были молодцы! Слайд 18
Сюрпризный момент:
Педагог: на прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витамин. Они полезны для всех наших органов.





























Литература:
Слисенко Е.И., Гуменюк Н.А. Новые валеологические игровые технологии. //Дошкольная педагогика. - 2005. №4,5.
Стрменьова И. Я-человек,ты-человек.-М.: Дет.лит.,1991.
Формирование представлений о себе у старших дошкольников / авт.-сост.Сигилива М.Н.-Волгоград : Учитель,2009.



15