Конспект урока по биологии для учащихся с ОВЗ 9 класса на тему Органы чувств


Тема урока: Органы чувств – 9 класс (коррекционный)
Цель: познакомить учащихся с органами чувств.
Обучающий аспект: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.
Коррекционно-развивающий аспект: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.
Воспитывающий аспект: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока:
1.Орг. момент.
- Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Хочу, чтобы вы поздоровались с нашими гостями.
- Говорить друг другу - «Здравствуй!» - значит желать здоровья. Улыбнитесь гостям, поздоровайтесь кивком головы.
Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не болтать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
2.Актуализация знаний
- Благодаря каким органам происходит движение организма? (скелету и мышцам, опорно-двигательной системе)
- При помощи каких органов происходит дыхание? (при помощи органов дыхания)
- Благодаря каким органам наш организм получает все необходимые для жизни вещества? (благодаря органам пищеварения)
- Какую функцию выполняют органы кровообращения? (они доставляют необходимые вещества к клеткам нашего организма)
- Какие органы удаляют из организма ненужные вещества? (органы выделительной системы)
3.Формулирование темы и целей урока
- А вот какие органы исполняют роль информаторов, помогают нам познавать окружающий мир, как их называют и почему, мы узнаем сегодня на уроке.
4. Изучение нового материала.
- Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.
Предметом нашего исследования будут органы чувств.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.(Органы чувств)
-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – молодые учёные.
1.Для начала послушайте песню попробуйте определить, узнать с какого органа мы начинаем разговор:
Звучит песня «Девочка моя синеглазая»
1. Исследование органа зрения.
-Закройте глаза. (не подглядывайте) Что у меня в руках? (Учитель держит в руках фото, но дети не могут ответить на вопрос.)
-Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)
- Значит, что умеют делать ваши глаза? (видеть)
- Как называется эта фигура? (круг) А эта? (квадрат)
- Значит, что умеют определять ваши глаза? (форму)
- Какого цвета круг, квадрат?
- Так, что ещё умеют определять глаза? (цвет)
- Скажите, какая фигура находится дальше от вас, какая ближе?
- Значит, глаза умеют определять:(расстояние до предмета).
- Что крупнее, яблоко или апельсин?
- Так, что ещё могут определять глаза? (размер)
- Подведём итог: что могут видеть (определять) глаза? Цвет, форму предмета, расстояние, размер.
После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)
(На экране напротив рисунка глаз появляется запись « орган зрения»).
С помощью глаз мы получаем более 70% информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Физминутка для глаз
- Какие правила мы должны выполнять, чтобы наши глаза были всегда здоровы?
У вас на столах памятка «береги зрение»- прочтите вслух.
Памятка "Береги зрение”(каждому ученику)
1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
2. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
3. Не читай лежа.
4. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.
5. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе чем в 2-3 метрах.
6. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
2. Исследование органа слуха.
-Приступаем к следующему исследованию. Закрываем уши.
(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)
-Что я сказала? Услышали ли вы что-нибудь? Почему? (Мы ничего не слышали, уши были закрыты).
Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)
Учитель включает запись звуков: птицы, машины, животных.
- Что помогло вам это почувствовать, услышать? (Нам помогли в этом уши)
- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение. Уши – это орган чего? (Орган слуха)
- Правильно. Уши - орган слуха. Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков.
(На экране в таблице появляется запись «орган слуха»)
Физминутка
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)
- Так как без органа слуха мы не можем получить полной картины окружающего мира, то, конечно же, этот орган нужно беречь.
Как беречь свой орган слуха.?
Памятка "Береги слух”(каждому ученику)
1. Регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку, и совсем потерять слух.
3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.3.
3.Исследование органа осязания

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в коробке в рукавичках. Все предметы одинакового размера и формы:
мяч, клубок ниток, яблоко. Коробка накрыта салфеткой.
-Что ты чувствуешь? Можешь ли узнать предмет?
Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.
Учитель предлагает снять рукавички и определить предмет.
Дети отгадывают предмет и достают его из коробки.
-Как же вы смогли определить предмет? Что помогло вам в этом? При помощи рук. Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи).
(На экране в таблице появляется запись «кожа».)
Вывод: На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа - это орган осязания.
( Напротив слова «кожа» в таблице появляется запись «орган осязания».)
-Игра "Волшебный мешочек".
- Определите на ощупь предмет и назовите его. (В мешочек из ткани помещаются различные предметы: (гладкое-яблоко, колючая- расческа,ребристость- карандаш, мягкий, жесткий).
Ощупывают предмет в мешочке , говорят какой он на ощупь и вынимают из мешка)
- Что "рассказали" тебе твои пальчики? Какой это предмет на ощупь? Как ты думаешь, что это? (Предметы достаются поочереди, по мере узнавания.)
- Вот видите, ребята, какой непростой и важный орган - кожа.
- Как нужно заботиться о коже? (старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обмораживания)
- Что нужно делать, чтобы не только кожа была здорова, но и весь организм? (зарядку)
Физкультминутка.
У нас славная осанка,
Мы свели лопатки.Мы походим на носках,А потом на пятках.Пойдём мягко, как лисята,А вот если надоест, То пойдём все косолапо,Как медведи ходят в лес.
4. Исследование органа обоняния.
- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт. Лаборанты, возьмите по стаканчику. (Стаканчики стоят на отдельном столике.)
- Не снимая крышечки, определите, что внутри, (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)
-Нужен новый опыт.
Оборудование: 1 стакан, плотно закрытый крышкой. Внутри него ватный диск, пропитанный ароматами. Проведение опыта: ученик берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.
- Какой орган поможет нам почувствовать запах? (Нос)
- В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Проведём второй опыт. Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? (Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсиновую дольку, лук).
-Вы хорошо справились с заданием.
А умение человека различать запахи получило название «обоняние».
Дайте научное определение.
( Делает запись « орган обоняния» в таблице).
Вывод: Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности - о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.
Физминутка
(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)
Правила охраны органа обоняния
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Полушаем песню и узнаем орган чувств, который мы будем исследовать
Звучит песня «Шоколадный заяц»
5. Исследование органа вкуса.
-Для продолжения работы нам нужны стаканчики. Лаборанты, возьмите их. (Стаканчики стоят на отдельном столике.)
-Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)
-Значит, нам необходимо ещё одно исследование – определение воды на вкус. Дети определяют воду по вкусу.
Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус воды? Дети догадываются, что это язык.
-Дайте научное определение этому органу. Язык - это орган вкуса.
(Появляется запись «орган вкуса» в таблице.)
Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомится со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.
Физминутка
(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)
- Что можно определить с помощью языка? (вкус пищи)
Поверхность нашего языка покрыта маленькими бугорками. Есть свои бугорки для солёного, для горького, для кислого и для сладкого. И ото всех них идут нервы в мозг.
Игра "Угадай по вкусу".
- А сейчас самая "вкусная" игра. Определи на вкус, что это за фрукт. (Пробуя кусочек фрукта с завязанными глазами, дети описывают словами его вкусовые качества и называют).
Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? Дадим им общее название. Посмотрите на экран (учитель показывает на левую сторону таблички)- это органы, а это - чувства (показывает на правую сторону таблички). Какое название отсюда следует?.
Органы чувств.
(Учитель даёт название таблице «Органы чувств» и делает соответствующую запись.)
6. Закрепление пройденного
Для закрепления нового материала, я предлагаю вам
Природоведческий диктант
–  Ребята, я буду читать вам определения, а вы молча запишите название органа, к которому подходит это определение.
 1. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет..(кожа).
2. Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. (язык)
3. Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. (нос)
4. Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. (ухо)
5. Орган помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза). (кожа, язык, нос, уши, глаза – органы чувств)
Игра « Полезно или вредно?»
Читать лежа?
Делать гимнастику для глаз?
Смотреть близко телевизор?
Читать при хорошем освещении?
Ковырять в ушах?
Защищать уши от сильного шума?
Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь?
Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов?)
6. Итог урока.
- Итак, у человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры, где и формируются ощущения.
Охрана органов чувств
- Нужно ли беречь органы чувств? Почему?
Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?
Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».
А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –
это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет».
Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.
7. Домашнее задание.
Вот вам памятки прочитать ещё и пользоваться правилами в своей жизни;