Грибы — особое царство природы








Интегрированный урок по окружающему миру и ИЗО

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





3-б класс
2009-2010 учебный год
Учитель Долгополова Н.В.
Тема. «Грибы – особое царство природы».
Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами.
С.И. Ожегов «Словарь русского языка»
Цели. Актуализировать знания детей о грибах как растениях; дать новые сведения о грибах как особом виде растений; учить поэтапному рисованию грибов; воспитывать бережное отношение к объектам природы.
Оборудование. Схемы «Классификация грибов», «Части гриба»; кроссворд «Грибы»; этапы рисования гриба; раздаточный материал – карточки «Части гриба»; таблица «Правила сбора грибов»; альбомные листы, краски, ножницы; плакат с заготовкой изображения лесной поляны.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке:
Землю пробуравил, Корешок оставил. Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся.

И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят.














Дети. Это гриб. Речь пойдет о грибах.
У. Сегодня у нас необычный урок. Мы вспомним то, что уже известно о грибах, узнаем много нового о грибах и научимся их рисовать.
III. Актуализация знаний
У. Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
Дети отвечают.
– Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны? Что можете сказать о грибе как об объекте природы? К какой природе он относится?
Д. Они относятся к живой природе, так как рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают.
У. К какому миру живой природы их можно отнести?
Д. К растениям.
У. Почему?
Д. Они растут на земле.
У. Какие части растений вам известны?
Д. Стебель, корень, листья, плод с семенами.
У. Есть ли они у грибов?
Д. Нет листьев, стебля, веток.
У. В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?
Д. Нет.
У. А к миру животных?
Д. Нет.
У. Так что же такое грибы?
Д. Это особый мир природы: ни растения, ни животные.
У. Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
Класс начинает составлять схему.
На доске:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

IV. Беседа о грибах
У. Грибы издавна известны в России. В старину их называли губы за выпуклые губчатые шляпки.
Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со стола в будни и праздники, зимой и летом.
В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.
Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов,
минеральных солей. А теперь отгадайте загадки.

Плотный, крепкий, статный, В шляпе бурой и нарядной. Это гордость всех лесов, Настоящий царь грибов!





















Д. Белый гриб.

По ходу урока учитель показывает изображения грибов.

Ученик 1. Белый гриб – самая желанная находка грибника – красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного. В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым.
А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой. Растет гриб в еловых, сосновых и березовых лесах.
Серенькие шапки, Рябенькие ножки, Под березою растут. Как их зовут?
Д. Подберезовики.

Ученик 2. Подберезовик (березовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого. Это очень распространенный съедобный гриб. Его называют «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш». Встречается в березовых или смешанных с березой лесах. Растет одиноко и группами.

Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай – Это...
Д. Сыроежки.












Ученик 3. Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Но хотя большинство сыроежек съедобны, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.

Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом – Очень дружные сестрички, Называемся...
















Д. Лисички.

Ученик 4. Лисички – известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают они лисий мех, за что и получили свое название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.
Нет грибов дружней, чем эти, – Знают взрослые и дети: На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу.

















Д. Опята.
Ученик 5. Опенок осенний растет большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются грибы в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая, с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.

Расту я, братцы, не один. Из теплицы – в магазин.
Д. Шампиньон.

У. Шампиньон обыкновенный – гриб белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на разрезе розовеет.
Шампиньон можно встретить на лугу, на пастбище, в саду, в парке. Этот гриб специально выращивают и продают в магазинах. Шампиньон – ценный съедобный гриб.

На опушках, просеках, В елочках и сосенках, Словно бы после дождя, Шляпки их всегда блестят.

















Д. Маслята.

Ученик 6. Масленок получил свое название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Это съедобный гриб.

Этот гриб во мху под елкой Звонче всех хрустит в засолке.
Д. Груздь.
Ученик 7. Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Он любит осиновые леса.
У.Среди представителей грибного царства есть группа шляпочных, которые являются ядовитыми и смертельно ядовитыми грибами.
В наших лесах таких «злодеев», к сожалению, хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство свое показывают не сразу, а через несколько часов после приема в пищу.

А это – красавец на беленькой ножке. Он в красненькой шляпке, На шляпке горошки.
Д. Мухомор.

Ученик 8. Когда мы слышим название мухомор, то представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Он растет в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Другие виды, например мухомор пантерный, не такие яркие и приметные – окрашены в коричневые и серые тона.

У него невзрачный вид – Воланчик на ноге сидит. Ты не трогай этот гриб, Учти – он очень ядовит. Не бери его с полянки! Он называется...

Д. Поганка.

Ученик 9. Смертельно ядовита бледная поганка. Этот гриб может выглядеть по-разному. Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый разорванный мешочек в нижней части гриба.
У. В лесах можно встретить ядовитые грибы, которые маскируются под съедобные. Например, ложный опенок. Это ядовитый гриб. Иногда по ошибке его собирают вместе с опятами. Отличается он от опят цветом шляпки, пластинок, желтоватой мякотью с неприятным запахом.














Смертельно ядовитый гриб – говорушка восковатая! Ее можно перепутать с груздем.

Шампиньон рыжеющий ядовит. Он похож на съедобные шампиньоны и растет нередко вместе с ними. У этого гриба в центре шляпки рыжеватое пятно. Мякоть при разломе желтеет, неприятно пахнет.

В лесах есть еще и другие виды грибов, очень схожих со съедобными, – так называемые ложные - несъедобные грибы. Они не обладают ядовитыми свойствами, но горьки невероятно.
Ложным считается желчный гриб. Он похож на белый гриб, очень горький.

Ранней весной появляются сморчок и строчок. Встречаются они в лесах, среди кустарников, на вырубках, растут группами. Перед приготовлением их нужно отварить, а отвар слить, так как эти грибы относятся к условносъедобным. Шляпки у них колокольчатые, буровато-желтоватые, снаружи морщинистые.

Дождевик и порховка не имеют ни шляпок, ни ножек. Созревая, эти грибы превращаются в мешочки с великим множеством мельчайших, как пыль, спор. Наступишь на гриб, и он словно взрывается – споры вылетают темным облачком. Встречаются они в лесах и на лугах. В молодом возрасте, когда мякоть их белая и споры еще не начали созревать, эти грибы можно есть.

Гриб-зонтик похож на зонт. Высотой он может достигать 35 сантиметров! У него тонкая ножка и большая шляпка. Такой гриб заметишь издалека. Растет он в лесах, вдоль дорог, в садах и парках. В молодом возрасте, когда мякоть белая и споры еще не начали созревать, съедобен.
Навозники растут около конюшен, в садах, огородах, на лугах и пастбищах, на свалках и даже в подвалах – там, где почва богата перегноем. Люди чаще всего называют их поганками. И мало кто знает, что молодые навозники, пока не потемнела пластина, можно есть.

Вот как разнообразен и богат мир грибов! Но на нашей поляне почему-то пусто. Давайте украсим ее грибами. А какие грибы будем рисовать, узнаем, когда разгадаем кроссворд.

Кроссворд «Угадай гриб по описанию»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По горизонтали:
5. Этот гриб растет в роще, среди берез.
По вертикали:
1. У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.
2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.
3. Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.
4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.
6. Этот гриб растет у пней.

Ответы:
По горизонтали: 5. Подберезовик.
По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.

У. Какие грибы оказались на нашей полянке?
Д. Съедобные.

V. Физминутка
Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседание.) На пеньке растут опята. Наклонитесь к ним, ребята! (Наклоны.) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивания – руки вверх.) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) Утомил всех долгий путь, Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты.)

VI. Рисование гриба
У. Теперь вам предстоит нарисовать грибы, которые мы разместили на нашей полянке.
Учитель показывает этапы рисования грибов. Дети самостоятельно рисуют грибы, затем вырезают и размещают на заготовленном изображении лесной поляны.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

VII. Изучение частей гриба
У. Какая часть гриба часто упоминается в загадках?
Д. Шляпка.
У. Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.
Учитель прикрепляет на доску схему «Строение гриба».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

– Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?
Д. Одна его часть находится под землей, другая – над землей.
У. Как можно назвать эти части?
Д. Подземная и надземная.
У. Из чего состоит надземная часть гриба?
Д. Из ножки и шляпки.
У. Судя по названию, что у грибов полезнее всего для жизни человека?
Д. Наверное, шляпка.

У. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело. А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа?

Д. Она состоит из нитей, похожих на паутину.
У. Какое бы вы дали ей название?
Выслушиваются ответы детей.
– А на самом деле подземная часть гриба называется грибница. Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?
Д. Грибница важнее, чем плодовое тело.
У. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?
Д. Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.
У. Многие грибы растут под конкретными деревьями: например, подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной, маслята – под хвойными деревьями. Почему так происходит?
Выслушиваются предположения детей.
– Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!
Давайте запишем на карточках названия частей гриба и запомним их.
Учитель раздает детям карточки «Строение гриба».
– Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
Дети отвечают. Делается обобщение. Учитель прикрепляет на доску правила сбора грибов, дети читают их.
На доске:
Правила сбора грибов
1. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.
2. Не бери грибы, которых не знаешь.
3. Не сбивай ядовитые грибы – они служат лекарством для животных.
4. Сухие шляпки грибов повесь на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесет по лесу.


VIII. Знакомство с разнообразием грибов
У. Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.
Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.
– Плесень – это тоже гриб. Из каких частей состоит плесень?
Д. Из плодового тела, грибницы.
У. А чего у плесени нет?
Д. Шляпки.
У. Можно ли в таком случае назвать ее шляпочным грибом?
Д. Нет.
У. А как бы вы ее назвали?
Д. Плесневый гриб.
У. Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?
Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.
Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука. Какое же значение имеют грибы в природе?
Д. Питают деревья, служат кормом для животных.
У. А как человек использует грибы?
Д. В пищу.
У. Все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?
Д. Не все, так как среди них есть несъедобные и ядовитые.
IX. Подведение итогов урока
У. Что нового вы узнали на уроке?
Дети отвечают.
– Давайте закончим схему, начатую на сегодняшнем уроке.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

– В заключении я хочу вручить вам памятки о ядовитых грибах и правилах сбора грибов.

X. Домашнее задание.
Дома вы еще раз прочитаете о грибах на страницах 126-128 учебника, в тетради выполните задания на странице 59.


Грибы -
особое царство природыБелый мрамор Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315