Внеклассное мероприятие для обучающихся 7-8-х классов Пять ступенек в прошлое


ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ
«Пять ступенек в прошлое…»
Подготовила: Дегтярёва Наталья Витальевна, учитель истории и обществознания Школы №5 г. Нелидово Тверской области
Форма проведения: брейн-ринг.
Задачи: систематизация знаний учащихся по истории России IX – XVIII вв.
Участники: 2-3 команды.
Вступительное слово ведущего (учителя). Представление и приветствие участников команд (название, эмблема, девиз)
1-й гейм: «Разминка»
Командам по очереди задаются вопросы. В случае если одна из команд затрудняется ответить на вопрос, право ответа переходит к другой команде. Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Можно использовать помощь болельщиков в зале, но такой ответ будет оцениваться в пол-балла.
1. Как наше государство называлось в IX – начале XII вв.?
2. Кто является автором «Повести временных лет»?
3. Какой князь, выступая в поход, как бы предупреждал своего противника словами «Иду на вы»?
4. Кем было введено христианство в Киевской Руси?
5. Назовите первый известный письменный свод законов Древнерусского государства?
6. В каком городе состоялся съезд русских князей, провозгласивший «да каждый будет владеть отчиной своей».
7. В каком городе в период феодальной раздробленности важные вопросы решались на вече?
8. Укажите название самого знаменитого поэтического произведения древнерусской литературы.
9. Год основания Москвы?
10. Кто возглавил нашествие монголо-татар на русские земли в первой половине XIII века?
11. Под руководством какого князя русские дружины одержали первую значительную победу над монголо-татарами во второй половине XIV века?
12. Видный церковный деятель XIV века?
13. Самое знаменитое произведение Андрея Рублёва?
14. С именем какого князя Нестор – летописец связывал основание Киева?
15. Из черепа какого князя печенежский хан приказал сделать чашу, окованную золотом?
16. Какое событие в истории Древнерусского государства способствовало росту его авторитета и признанию на международной арене?
17. Что такое «вече»?
18. Правитель какого государства жил в Сарае?
19. Какое прозвище и почему получил князь Юрий, основатель Москвы?
20. На какой реке состоялась первая встреча русских ратников с монголо-татарами?
21. Когда состоялось сражение на реке Угре и чем оно закончилось?
22. Какой царь первым венчался на трон в торжественной обстановке в Успенском соборе Московского кремля?
23. Как назывались постоянно действующие органы государственной власти, ведающие разными участками управления в XVI-XVII вв.?
24. Какая война в истории России XVI века длилась 25 лет?
25. «Казань брал, Астрахань брал…». Кто же «брал» эти города?
26. Кто такой Иван Фёдоров?
27. В какой книге был обобщён культурно-бытовой уклад жизни русского народа в XVI веке?
28. Как звали первого самозванца, выдававшего себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия – сына Ивана Грозного?
29. Последний царь из династии Рюриковичей?
30. Что такое ополчение?
31. Предводитель крестьянского восстания в 1606-1607 гг.?
32. Какая династия воцарилась на русском троне в 1613 году?
33. Как называлась первая рукописная газета?
34. Первое капиталистическое предприятие – это……………..?
35. Главный пункт морской торговли со странами Западной Европы в XVII веке?
36. Человек, «прорубивший» «окно в Европу»?
37. Война России со Швецией за выход в Балтийской море – это……………………….?
38. Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе, созванный впервые в 1711 году?
39. Что было основано в 1725 году?
40. Меры покровительства отечественной промышленности и торговле?
41. Правительственные учреждения, ведающие определёнными участками государственного управления на всей территории России с XVIII века?
42. Что такое инфантерия?
43. как называлась первая печатная газета? Где и когда она стала выходить?
44. Какая женщина заставила своего мужа отречься от престола, чтобы самой стать императрицей, и стала ею?
45. Предводитель крестьянского восстания, охватившего районы Поволжья и Урала в 1773-1775 гг.?
46. Выдающийся полководец России второй половины XVIII века?
47. Кого А.С. Пушкин называл «первым нашим университетом», а В.Г. Белинский «Петром Великим русской литературы»?
48. В чей адрес и за что были высказаны слова: «это бунтовщик хуже Пугачёва»?
49. Левицкий, Боровиковский, Аргунов, Рокотов. Что объединяет этих людей?
50. Назовите крупных архитекторов XVIII века? (не менее трёх)
2-й гейм: «Поймай дату» (или «Угадай событие»)
Определить, о каком событии идёт речь?
(Право ответа получает команда, первой поднявшая сигнальную карточку). Правильный ответ оценивается в два балла.
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство с ним кляня.
Жестоких воинов раскосых
Батый собрал со всей земли,
Быки их юрты на колёсах
С детьми и жёнами везли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
(Нашествие войск Батыя на Русь в 1237 г.)
Как мне о битве на Дону
Рассказ продолжить мой?
Читатель, я не обману,
Сказав о битве той,
Что не было такой ещё,
И хоть кого спроси, -
«Мамаево побоище»
Все знают на Руси!..
(Куликовская битва 8 сентября 1380 г.)
По казанским стенам старым
Полтораста пушек бьют.
Пятый день они татарам
Передышки не дают…
Как раздался взрыв могучий,
И стена взлетела тучей,
С вихрем огненным взвилась, -
И царю Казань сдалась…
(Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 г.)
А ещё в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум умелым мастерам
Царь велел построить храм.
И воздвигли люди эти
Небывалый в целом свете
Пёстрый сказочный собор,
Что стоит и до сих пор.
Двое зодчих – Постник с Бармой –
Создавали этот храм.
Москвичи им благодарны,
Этим древним мастерам.
(Покровский собор или Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве)
… Царь спешил на стройку. Там умело
Возводили стены мастера
Для большого, для живого дела –
Первого печатного двора.
Молодой, широкоплечий, статный,
Перед Грозным Фёдоров Иван
О палате рассуждал печатной:
Где поставит он печатный стан;
Пояснял он царственному тёзке,
Как сушить печатные листы,
Как хранятся для печати доски
Да какие буквы отлиты…
Мы умеем предками гордиться –
Память о печатнике живёт,
Фёдорову памятник в столице
Сохраняет бережно народ.
(Первопечатник Иван Фёдоров, 1564 – начало книгопечатания)
Москва-река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы.
Ты отражала в глади вод
Тот первый Кремль и город новый,
Что строил русский наш народ
Под первою стеной сосновой…
Вот этот первый городок
На перекрёстке всех дорог.
(Основание Москвы в 1147 г.)


И созывается Земский собор:
Думные дьяки явились во двор.
Сердятся, спорят, бранятся, кричат,
Перья писцов на бумаге строчат,
Роются думные в сборниках разных,
В старых судебниках, в книгах указных,
В древних приказах, в законах всё рыщут
Да подходящих порядков всё ищут.
То, что им выгодно, то и берут.
Книга огромная выросла тут;
В ней все законы господского права
Были статьями уложены в главы.
То Уложенье, увидевши свет,
Прожило двести без малого лет.
(«Соборное Уложение», 1649 г.)

Поволжье Минин призывал,
Он ополчение собирал,
Всех одевал, всех обувал,
И всех вооружал.
И эту рать в туманной мгле
По нераспаханной земле,
Где колос уж давно не цвёл,
К Москве, к столице он повёл.
Та рать от каждого села
Всё прибывала и росла.
Сюда пришёл Пожарский князь,
За ним текла людей река,
И, с Мининым объединясь,
Сплотились русские войска…
Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
(Речь идёт о руководителях Второго ополчения, освободившего Москву от польско-шведских интервентов в 1612 г. и о памятнике Минину и Пожарскому работы И.П. Мартоса, 1818 г.)
Жил когда-то в Твери злой татарин Чол-хан,
Злой татарин Чол-хан, а по-русски Щелкан.
Был он ханский баскак, это значит посол,
Хану дань собирать из Орды он пришёл.
А пришёл не один – с ним татар сотен пять.
Заполонили Тверь, стали дань собирать.
………………………………………………..
А татары в Твери распоясались так,
Что травить принялись тверичей, как собак.
Был грабёж среди дня, плач стоял по ночам,
От Щелкана не стало житья тверичам.
И однажды на праздник осенний в Твери
Как взялись на торгу тверичи-бунтари,
Да по звону набата в торговый разгар
Как пошли с топорами гурьбой на татар,
Навалилась на ханских баскаков беда –
Всех татар тверичи перебили тогда.
(«Замятня» в Твери в 1327 г. против Щелкана)
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел.
Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
А.С. Пушкин.
(Речь идёт о закладке Санкт-Петербурга и его основателе Петре Первом).
3-й гейм: «Исторический портрет».
Определить по описанию исторического деятеля. (Количество баллов может колебаться от трёх до одного баллов; каждая позиция зачитывается по мере необходимости).
Портрет №1
Имя, данное ему родителями, - Варфоломей. На Руси он стал известен под другим именем;
- именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества;
- живя в течение двух лет в лесу один, он питался только хлебом и водой, причём половину хлеба он оставлял на пне для зверей;
- он основал монастырь, который теперь является резиденцией патриархов Русской Православной Церкви;
- в основанном им монастыре выполнял все необходимые работы, трудясь больше простых монахов;
- он лично крестил сыновей московского князя Дмитрия Ивановича Донского;
- его имя связано с одной из самых важных побед русской дружины в борьбе с монголо-татарами.
Сергий Радонежский – основатель Троице-Сергиева монастыря под Москвой (ныне город Сергиев Посад).
Портрет №2
- Он родился в небогатой дворянской семье, закончил Морской корпус в Петербурге и вступил в жизнь без денег и покровителей;
- его служба началась на Дону под начальством адмирала А.Н. Сенявина, создавшего военно0морскую базу в Таганроге;
- его имя неотделимо от блистательных военных побед русского флота. Ему суждено было провести корабли через Босфор и Дарданеллы, проникнуть в Средиземное море и покрыть славой русский флот;
- его называли «морским Суворовым»;
- ему рукоплескали в Константинополе, в Италии, на Ионических островах, где он был увенчан «лаврами освободителя»;
- он был создателем новой тактики морского боя;
- прослужив 44 года, он подал прошение об отставке, указав причиной «телесную и душевную болезнь». «Душевной болезнью была его горечь из-за упадка и разорения флота, обречённого на бездействие;
- он умер в деревенской тиши, забытый двором и великосветским обществом.
Фёдор Фёдорович Ушаков.
Портрет №3
- Сын Святослава и рабыни, он с помощью родни сумел стать князем в Новгороде. Затем он захватил полоцкую землю. И, наконец, опираясь на варяжские войска, сверг с великокняжеского престола киевского князя Ярополка и превратился в верховного властелина Руси.
- В дальнейшем он приобрёл авторитет как полководец. Главная черта его деятельности состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами.
- Он решает принять христианство в качестве новой государственной религии. Введение христианства значительно укрепило власть киевского князя, ускорило процесс объединения русских земель вокруг Киева.
- «Сей князь, названный церковью Равноапостольным, заслужил в истории имя Великого». (Н.М. Карамзин).
Портрет №4
- Укрепившись на престоле, этот князь затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград.
- При нём переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. Возможно, что в то время уже были организованы школы для начального обучения грамоте.
- Обилие «книжных людей» позволило ему создать при дворе своеобразную средневековую академию, слава о которой распространилась далеко за пределами Руси.
- Он составил целую библиотеку переводных славянских церковно-учительных и богослужебных книг, которая была размещена в построенной им церкви святой Софии.
- Говоря о повседневной жизни киевского князя, летописец отмечает внешнюю скромность его жизни. Большую часть времени он проводил в беседах с людьми книжными и черноризцами.
- Он проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой «Русской Правды» - памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси.
- Погребён в Софийском соборе, на стене которого была сделана запись: об «успении царя нашего».
Ярослав Мудрый
Портрет №5
- Сын великого князя Ярослава, большую часть своего детства и юности провёл в Северном Переяславе, подолгу жил в Новгороде со своим отцом и старшим братом.
- Ему досталось неспокойное наследство. Приходилось бороться с немецкими рыцарями, с регулярными нападениями литовских отрядов на Новгород и Псков.
- Но ключевыми моментами в военной биографии князя были, несомненно, победы над шведами на Неве в 1240 году и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера два года спустя.
Александр Ярославич Невский
Портрет №6
- Ему было всего три года, когда умер его отец, и 7 лет – когда умерла его мать.
- В январе 1547 г. первым из властителей Руси он венчается на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
- Наиболее успешными были первые годы его царствования, связанные с учреждением так называемой «Избранной рады». Это было десятилетие реформ, способствовавших укреплению и централизации государства, крупных успехов на военном поприще, самыми заметными из которых стали присоединение в 1552 году Казанского, а в 1556 году Астраханского ханств.
- После отстранения Избранной рады от власти он правит единолично.
- Своё прозвище он приобрёл, прежде всего, как тиран и деспот, постоянно снедаемый мнительностью и подозрительностью. Жертвами необузданного гнева становились даже ближайшие к нему люди, в том числе и его старший сын Иван. (Иван Васильевич Грозный)
Портрет №7
- Под именем этого человека в русскую историю вошёл знаменитый авантюрист и самозванец, сумевший продержаться на Московском троне почти год. Он выдавал себя за царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного и Марии Нагой, чудом спасшегося в результате несчастного случая в Угличе.
- Беглый монах Григорий Отрепьев в конце 1602 г. добрался до Польши, где был поддержан местными магнатами и католическим духовенством.
- Осенью 1604 г. он с польско-литовскими сторонниками перешёл русскую границу. А в 1605 г. после смерти Бориса Годунова ему удалось овладеть Москвой.
- Конец его был плачевен. В Москве был организован заговор, возглавленный будущим царём Василием Шуйским. Ворвавшимся в Кремль заговорщикам удалось его захватить врасплох.
- Летописные источники свидетельствуют, что он был убит, а его прахом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда он прибыл.
Лжедмитрий Первый
Портрет №8
- Сын молдавского крестьянина, в миру Никита Минов, детские годы жизни нередко проводил вдали от родителей. В 17 лет по просьбе отца он вернулся домой, а через десять лет он решил покинуть суетный мир и уйти в монахи.
- В 1646 г. произошла его первая встреча с царём Алексеем Михайловичем, когда он прибыл в Москву за сбором подаяния и явился на поклон к царю.
- Дружба царя с ним крепла, и вскоре Алексей Михайлович добился назначения его на пост митрополита в Новгороде. В 1652 г. он был возведён в сан патриарха, а весной 1653 г. он начал проведение церковной реформы.
- Он добился независимости от светских властей в деле управления церковью и церковными делами. Он стал самовластным управителем церкви, стал вторым «великим государем» в государстве и даже, в отсутствие царя в столице, выполнял его функции.
Никон
Портрет №9
- Она осталась единственной женщиной в русской истории, которая занимала посты директора и президента двух главных научных учреждений страны в течение 11 лет.
- Она была активной участницей одного дворцового переворота;
- по её инициативе был выпущен толковый словарь русского языка и первое издание сочинений М.В. Ломоносова;
- она была журналистом, драматургом, композитором, издателем периодической литературы;
- сын подруги отправил её в ссылку;
- воспитанная в роскоши и расточительстве, в 20 лет она была вынуждена отказывать себе во всём, кроме «простой одежды», чтобы расплатиться с долгами покойного мужа;
- один современник сказал о ней, что это женщина «необычайной силы ума, обладающая мужской отвагой и силой духа, способной преодолевать трудности, кажущиеся непреодолимыми».
Е.Р. Воронцова – Дашкова
Портрет №10
- Обладая стремлением учиться, познавать и осваивать новое, этот человек сделал очень многое для России.
- Овладев практикой корабельного дела в Голландии. Он предпринял поездку в Англию, главной целью которой было постижение секретов теории кораблестроения.
- Создание военного флота занимает особое место в его деятельности. В строительстве многих кораблей и спуске их на воду, он сам принимал непосредственное участие.
- Место в системе европейских государств, управление, судопроизводство, права сословий, «Табель о рангах», войско и флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводства, садоводство, рудокопство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, лекарства, летосчисление, язык, печать, типография, военные училища, академия – суть памятники его неутомимой деятельности и его гонения.
Пётр Великий
4-й гейм: «Что? Где? Когда?»
(За каждый правильный ответ начисляется по 2 балла)
1. В «Хождении за три моря» Афанасий Никитин пишет: «Написал я грешное своё хождение за три моря: первое море – Дербентское, второе море – Индийское и третье море – Стамбульское». По каким морям нужно проплыть современному мореплавателю, чтобы повторить маршрут Афанасия Никитина?
(Ответ: Современник должен проплыть по Каспийскому морю, Индийскому океану и Чёрному морю).
2. Сегодня каждый старшеклассник, окончив школу, может продолжить своё образование. Эта возможность связана с событием, которое произошло в 1687 году в Заиконоспасском монастыре в Москве. Что это было за событие?
(Ответ: В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре была открыта Славяно-греко-латинская академия, первое высшее учебное заведение в России).
3. В период строительства корабля «Предестинация» к Петру I прибыл прусский посол фон Принц. Что, если верить молве, пришлось сделать послу, чтобы вручить русскому царю верительные грамоты?
(Ответ: Посол вынужден был взобраться на верхушку корабельной мачты, где в это время находился Петр, увлечённый оснасткой корабля).
4. В прошлые века ордена и награды в России носили девизы. Например: «За доблесть», «За отвагу», «За храбрость» и т.д. Они точно указывали, какие человеческие качества увековечивал данный орден. Какую заслугу перед Россией прославил Пётр Первый, учредив орден, девизом которого стали слова «За любовь и Отечество»?
(Ответ: Орден Святой Екатерины был учрежден в честь жены Петра, которая во время Прутского похода в 1711 г подкупила турецких послов и тем самым спасла Петра и Россию от турецких войск).
5. В XVIII – XIX веках в России широкое распространение получила так называемая «служба без жалования». Это означало, что дворяне только числились на государственной службе, не выполняя никаких служебных обязанностей. А как, по-вашему, объяснил Меншиков А., отмену жалования все мелким чиновникам, которые, тем не менее, продолжали свою служебную деятельность.
(Ответ: Меншиков отменил чиновникам жалование, заявив, что они и так берут много взяток).
6. О каком государственном строе А.С. Пушкин писал в 1836 году: «С изумлением увидели … в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве?»
(Ответ: Так А.С. Пушкин отозвался о демократии)
7. На картине И.И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» мы видим трагедию, о которой мало знаем. Лишь скудные сведения дошли до нас. В древнерусской литературе нет произведений об этой драме. А вот один из современников Ивана Грозного мог бы рассказать об этом языком подлинной трагедии, и наверняка это стало бы шедевром мировой литературы, как и многие другие его произведения. Кто же этот современник Ивана Грозного?
(Ответ: Уильям Шекспир – английский драматург, писатель, современник Ивана Грозного)
8. «Слово о полку Игореве», величайший памятник древнерусской литературы, и сегодня издаётся многотысячными тиражами. Во многих изданиях воспроизводится древнерусский текст памятника. Почему в современных изданиях древнерусский текст занимает гораздо больше места, чем в первоначальной рукописи? (Размер шрифта не учитывается).
(Ответ: В подлиннике «Слова…», по свидетельству А.И. Мусина-Пушкина, отсутствовало разделение текста на слова. В современном издании слова отделены друг от друга пробелами).
9. Он был и остаётся одним из величайших русских художников XIX века. Потомок французских гугенотов, сын академика Академии художеств; его старший брат расписывал Исаакиевский собор в Петербурге; средний брат – архитектор, строил много и в Петербурге и в других городах России. Его часто наделяют эпитетами «светоносный», «пламенный», «огненный». Критики отзывались о его картинах: «Огонь, заключенный в раму искусства». И даже сама фамилия художника косвенно напоминала про огонь. Назовите этого художника.
(Ответ: Карл Павлович Брюллов. Французский глагол bruler означает гореть, жечь, brulant – жгучий, горячий).
10. Какая связь может быть между основателем первого русского университета М.В. Ломоносовым и художественной резьбой по кости?
(Ответ: Родина резьбы по кости – село Холмогоры Архангельской области. Родина М. Ломоносова тоже село Холмогоры).
11. В любое открытое окно, как известно, можно забраться как с одной, так и с другой стороны, независимо от того, на запад или на восток оно выходит. Какое «окно» было устроено так, что, открытое на западную сторону, оно не давало возможности попасть в него с другой стороны, хотя находилось на уровне земли?
(Ответ: Имеется в виду Санкт-Петербург – «окно в Европу» - был построен как крепость, охраняющая западные границы России).
12. Жителей каких стран в старину на Руси называли немцами?
(Ответ: Немцами, то есть немыми, не умеющими говорить по-русски, называли в старину на Руси всех иноземцев. Были немцы аглицкие, немцы франкские и т.д. И только позже слово «немец» закрепилось за жителями Германии).
5-й гейм: «Крылатые выражения»
1) «Как говорится».
Дети должны объяснить происхождение крылатых выражений (это задание предлагается в качестве домашнего задания, с тем, чтобы дети могли сами найти необходимую информацию и представить её во время брейн-ринга) (за художественное представление какого-либо выражения начисляется дополнительный балл). Оценивается глубина и правильность ответа.
- «бить челом»;
- «в долгий ящик»;
- «выдать с головой»;
- «зарубить на носу»;
- «меж двух огней»;
- «во всю Ивановскую»;
(Справочный материал:
Бить челом. В московские времена бояре и разные приказные чины приходили в Кремлевский дворец, к государю с просьбой или с благодарностями на так называемой «честной» поклон». Государю кланялись, как тогда говорили, «большим обычаем», т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее – обращаться с просьбой, ходатайствовать.
В долгий ящик. Это выражение часто применяется к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. Вошло в обиход со времен царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы сам царь мог их ежедневно прочитывать. А ответы всё равно шли через приказы, и дождаться решения иногда приходилось не только долгие месяцы. Но и годы!
Выдать с головой. В старину это выражение имело мрачный смысл и жуткие последствия, т.к. по законам Киевской Руси со времен Ярослава Мудрого такая мера применялась к неоплатным должникам или замешанным в мошенничестве и могла повлечь за собой лишение всех прав – похолопление.
В наше время чаще употребляется в смысле - проболтаться о какой-нибудь тайной шалости, секретной проделке товарища, передать, хотя бы и нечаянно, чужую тайну, подвести человека, навлечь на него беду или поставить его в неловкое положение.
Зарубить на носу. Употребляется в наше время в значении «запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда». В давние времена, когда основная масса населения, будучи неграмотной , не могла делать памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учётом того, что поступало от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные заметки – зарубки. Название этих дощечек и стало основной частью выражения.
Меж двух огней. Происхождение этого выражения относится к временам ордынского владычества. Русские князья, приезжая по делам в Золотую Орду, подвергались унизительной процедуре: в целях очищения от «злых мыслей» на хана, православный князь должен был пройти между двумя кострами. Так говорят о человеке, когда он попал в тяжёлое положение, выход из которого, может быть, даже заставит его попуститься своим достоинством.
Согласно другому мнению, это выражение родилось в результате борьбы с частыми на Руси лесными пожарами, когда для их прекращения пускали встречный огонь. Каково было человеку, оказавшемуся между двумя огненными стенами!
Во всю Ивановскую. Употребляется в наше время для обозначения громкого крика, а прежде было неотъемлемой частью общественной жизни столицы. В XVII веке самым высоким зданием в Москве была колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь называлась Ивановской, она отличалась многолюдством; здесь оглашались»площадными подьячими»указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосный говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос.
2) Знаете ли вы:
(Подобрать имена. Ответ оценивается по быстроте и грамоте исполнения?)
Жюри подводит итоги, а в это время проводится зрительский турнир.
1. Кто является создателем «Царь-пушки»?
2. Перечислить крупные восстания XVII века в России.
3. Что было основано по Указу Петра I в 1725 году
4. Когда встречали новый год в России до указа Петра?
5. Как назывались общественные собрания для дворянства и верхов городского населения в XVIII веке?
6. Что такое «бородовой знак»?
7. Кого А.С. Пушкин назвал «вечным работником»?
8. Что объединяет эти даты: 1772, 1793, 1795 и другие.
9. Что явилось большим событием культурной жизни России в 1755 году?
10. Кого именуют «отцом русского театра»?
Предоставляется слово членам жюри.
Определение победителей и награждение участников команд.