Внеклассное мероприятие по истории на тему Путешествие в прошлое (9-10 классы)


Историческая викторина для обучающихся 9-11 классов
«Путешествие в прошлое»
Цели: способствовать развитию познавательного интереса обучающихся к изучению исторического прошлого своей страны; выявление и поддержка наиболее одаренных, эрудированных школьников; формирование коммуникативной культуры.
Викторину целесообразно проводить в рамках предметной декады.
Подготовительный этап:
Примерно за неделю ученики получают задания:
- создать команду участников предстоящей викторины;
- подготовить «Репортаж с места событий», в котором, используя современные средства массовой информации, необходимо рассказать о том или ином событии или исторической личности;
- подготовить 2 вопроса командам-соперникам.
Определить состав жюри из числа педагогов и наиболее успешных в изучении предмета учеников.
Подготовить карточки с заданиями.План мероприятия:
Вступительное слово ведущего о правилах проведения викторины. Представление жюри. Представление команд – участниц (название, девиз).
Этапы викторины:
Конкурс-домашнее задание «Репортаж с места событий»
Жюри оценивает конкурс по пятибалльной системе.
Критерии оценивания:
- соответствие содержания смыслу конкурса;
- целостность изложения;
- культура речи;
- оригинальность подачи.
«Вперёд, за лидерство»
Каждой команде задаётся по 10 вопросов (см. Приложение 1). Жюри выставляет баллы по количеству правильных ответов. Время на размышление не предоставляется. По итогам определяется команда-лидер.
«О ком идет речь?»
Каждой команде-участнице дается текст (Приложение 2). Задача – проанализировать текст, и определить о какой исторической личности идёт речь. Даётся 2 минуты на размышление.
«Знаменитые прозвища»
Каждая команда получает карточку с перечнем исторических прозвищ («Король-солнце», «Денежный мешок», «Маленький капрал» и т.д.). Задача – определить, какие исторические личности носили эти прозвища? Даётся 1 минута на размышление.
«Знаете ли вы военную историю?»
Каждая команда получает вопрос на карточке, даётся 30 сек. На размышление.
В каком походе русским воинам «Солнце тьмой путь преграждало, ночь стенаниями грозных птиц пробудила, свист звериный поднялся?» («Слово о полку Игореве», поход князя Игоря Святославовича против половцев.)
В каком крупном сражении 19 века каждая сторона считала, что одержала победу?
(Наполеон и Кутузов послали рапорты о победе в Бородинском сражении.)
В каком знаменитом морском сражении 18 века русскому галерному флоту помогла безветренная погода? ( Мыс Гангут 1714 г., русская галерная эскадра Петра I одержала победу над шведской. Наступивший на море штиль сковал действия крупных шведских кораблей и помог русским кораблям победить)«Знатоки терминологии»
Задание всем трём командам – написать как можно больше исторических терминов, начинающихся с каждой буквы слова ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Жюри оценивает конкурс по количеству правильно названных терминов.
«Интеллектуальный хоккей»
Команды задают по 2 вопроса командам соперников. Жюри оценивает по 5-ти балльной системе не только правильность и точность ответов, но и сами вопросы (содержание, грамотность формулировки, корректность).
Подведение итогов викторины, отзывы и мнения жюри о степени подготовленности и активности команд. Награждение самой эрудированной команды.
Приложение 1
Вопросы для 1 команды:
Столица России в 19 веке (Санкт-Петербург).
Неограниченная власть монарха (абсолютизм).
Последний российский император (Николай II).
Переход от мануфактуры к фабрике (промышленный переворот).
Преобразования в обществе (реформа).
Крещение Руси произошло при князе …(Владимире)
Первым российским царём был…(Иван IV ).
Автор известной иконы «Троица» (Андрей Рублёв).
Древнейшей летописью, дошедшей до нас, является … («Повесть временных лет»).
Великий полководец 18 века, автор книги «Наука побеждать» (Суворов)
Вопросы 2 команде:
Первый и последний президент СССР (М. С. Горбачёв).
Работа крестьян на господской земле (барщина).
Первое упоминание в летописи о Москве связано с именем ….(Юрия Долгорукого).
Изложение событий по годам (летопись).
Изготовление различных изделий (ремесло).
Верования, существующие до принятия христианства (язычество).
Покорение Сибири в 16 в. связано с именем… (Ермака).
Вооружённая борьба между гражданами внутри страны (гражданская война).
Столица РФ (Москва).
Русской армией при Бородинском сражении командовал… (М.И. Кутузов).
Вопросы 3 команде:
Союзное государство (федерация).
Глава первого советского правительства (В.И. Ленин).
Восставших на Сенатской площади Петербурга в 1825 году называли…(декабристами).
Союзы, объединения купцов (гильдии).
Основной закон государства (конституция).
Иван IV принадлежал к династии… (Рюриковичей).
Российский военно-морской флот появился при… (Петре I ).
Платежи в пользу государства-победителя (контрибуция).
Симбирск был основан в ..(1648 г.).
Президент РФ (В.В. Путин).
Приложение 2
Текст 1
«Вчерашний раб, татарин, зять Малюты.
Зять палача и сам в душе палач,
Возьмёт венец и бармы Мономаха»
/Речь идёт о Б. Годунове (1552-1605 гг.). Русский царь с 1598 г., происходил от татар мурзы, был женат на дочери Малюты Скуратова. Выдвинулся во время опричнины, стал фактическим правителем государства уже при Фёдоре Ивановиче/.
Текст 2
«Властитель слабый и лукавый.
Плешивый щёголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой
Над нами властвовал тогда
Его мы очень смирным знали, когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова шатра»
А.С. Пушкин
/Речь идёт об императоре Александре I. Пушкин упоминает о поражении России в войнах с Францией в 1805-1807 гг. и в начальный период Отечественной войны 1812 г./
Текст 3
«Маститый страж стороны державный
Смиритель всех её врагов
Он русский голос нам издаёт
Он нам твердит о той године,
Когда народный веры глас
Воззвал к святой твоей седине
«Иди, спасай!!! Ты встал – и спас…»
А.С. Пушкин
/Речь идёт о М.И. Кутузове. Александр I вопреки своему желанию вынужден был уступить требованиям армии, и назначил Кутузова командующим русскими войсками./