Урок: Вспомогательные исторические науки. Археология. 5 класс. Конспект


МКОУ лицей № 11 г. Россоши Россошанского Муниципального района
Урок истории в 5 классе
( один из уроков пропидевтического курса истории)
Вспомогательные исторические науки. Археология – помощница историков.
Подготовил: Караваева А.В., учитель истории и
обществознания ВКК МКОУ лицей № 11

2015 год
г. Россошь
Цели урока: познакомить с некоторыми вспомогательными историческими науками, археологией, особенностями работы археологов, показать значение труда археологов для познания исторического прошлого; развивать умения работать с различными источниками получения знаний, использовать ранее полученные знания при изучении нового материала; воспитывать уважение к истории, как науке, уважение к истории своей страны, желание учиться, любознательность.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам.
- Что такое исторические источники?
-Какие виды исторических источников вы можете назвать? Что такое вещественные, письменные, этнографические и другие источники?
-Какие данные можно получить из различных исторических источников?
2. Изучение нового материала. Сообщение темы и целей урока.
2.1. Работа в группах.
Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает задание и в течение 15 минут выполняет его. Для выполнения задания ученики могут воспользоваться справочной литературой в кабинете и интернетом. Приложение 1
Задание группе №1
Что изучает вспомогательная историческая наука геральдика?
Что такое «блазонирование»? Выполните блазонирование герба города Россошь

Предполагаемые ответы.
Геральдика (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традицией и практикой их использования. Является частью эмблематики.
Блазонирование — толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, их прочтение, расшифровка значения и правильное описание в определенной строгой последовательности.
На новом гербе города Россошь Воронежской области изображены основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в Россошанском районе, гранулы минеральных удобрений, символ слияния рек Сухая Россошь и Чёрная Калитва. Цвета символизируют чистоту неба и зелёные поля центрального Черноземья.
Задание группе №2
Что изучает вспомогательная историческая наука топонимика?
Сопоставьте названия населённых пунктов и приведённые слова. Сделайте выводы.
Россошь – соха
Москва – промозглая погода
Предполагаемые ответы.
Топонимика— наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.
Название города происходит от слова «соха», «россоха». Город стоит на месте слияния двух рек (Сухая Россошь и Чёрная Калитва). Расположение города ассоциируется с местом разделения сохи надвое.
Москва – место, где преобладает плохая, промозглая погода (мелкий дождь, сырость, холод).Задание группе №3
Что изучает вспомогательная историческая наука палеография?
Расскажите на чём, чем и как писали на Руси в древности?
Предполагаемые ответы.
Палеография - наука о письме и его развитии в древности; умение читать (расшифровывать) старые надписи и документы, определять их датировку и место появления.
Учащиеся могут назвать пергамент, гусиные перья, термин «красная строка», чернила, бересту, летописи, и т.п. Знания были получены школьниками из курса «Окружающий мир» в начальных классах.
Задание группе №4
Что изучает вспомогательная историческая наука нумизматика?
Что такое «аверс», «реверс»? Изобразите современную монету с двух сторон, подпишите, где какая сторона.
Предполагаемые ответы.
Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным штемпелям, документам).
Аверс - лицевая, главная сторона монет, реверс – обратная.
Задание группе №5
Что изучает вспомогательная историческая наука сфрагистика?
Что такое «экслибрис»? Найдите экслибрис на книгах в кабинете.
Предполагаемые ответы.
Сфрагистика или сигиллография — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах.
Экслибрис — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.
На книгах кабинета есть оттиски: библиотека лицея, семейная библиотека учителя истории и др.
2.2. Сообщения учащихся (около 15 минут). Подведение итогов, оценивание работы одноклассниками и учителем.
2.3. Рассказ учителя с демонстрацией презентации. (Презентация прилагается)
Мы сегодня познакомимся с ещё одной вспомогательной исторической наукой – археологией (Слайд № 1). Эта наука изучает историю человечества по вещественным источникам (Слайд № 2). Что может остаться, например, от строений, подвергшихся разрушению?
Фундамент, гвозди, кирпичи и т.д. Пески, засыпающие дома, могут сохранить их полностью. Ветер, поднимающий в воздух пыль, со временем укроет слоем земли фундамент сгоревшего дома, кирпич, оставшийся от заброшенной церкви, гвозди, выпавшие из гнилых бревен (Слайд № 3). Так постепенно под слоем земли оказываются предметы, которыми пользовались люди.
Археология воссоздает, как жили люди в далеком прошлом, о котором нет никаких письменных источников. Речь идёт не только о жилищах людей, но и о древних захоронениях, святилищах, других археологических памятниках (Слайд № 4).
Археологи имеют дело с вещественными историческими источниками, оказавшимися скрытыми от людей в земле, под водой, в других местах земной поверхности (Слайд № 5).
Письменные источники, с которыми работают археологи, - это надписи на камне, надгробных плитах, наскальные изображения (Слайд №6).
Как работают археологи? На некоторые вопросы вы сами можете ответить сами уже сейчас.
- Почему археологию называют наукой лопаты? (Слайд № 7)
- Какие места выбирают археологи для проведения раскопок?
- Почему начальный этап археологических раскопок называют полевым? (Слайды № 8, 9)
- Что получают ученые в результате раскопок?
Ответы учащихся.
В Воронежской области более 20 лет существует детское археологическое движение «Возвращение к истокам» (Слайд №10). Школьники принимают участие в настоящих раскопках и вносят свою, очень нужную, лепту в изучение родного края. Научный руководитель этого движения – доцент ВГПУ В.Д. Березуцкий. В Россошанском районе ежегодно летом организуется археологический лагерь, куда можете попасть и вы, если вас интересует история Родины, края, если вы любите историю и не боитесь трудностей проживания в палатке, «в поле». Нашим районным лагерем руководит директор Подгоренской СОШ А.М. Гринёв. Команда лицея № 11 всегда принимает активное участие в районных и областных археологических лагерях. (Слайд № 11)
3. Закрепление.
Какие вспомогательные исторические науки вы запомнили? Что они изучают?
4. Выставление оценок
5. Домашнее задание: вклеить в тетради листочки, которые вы сейчас получите, знать эту информацию. (Приложение 2)
Приложение 1
Задание группе №1
Что изучает вспомогательная историческая наука геральдика?
Что такое «блазонирование»? Проведите блазонирование герба города Россошь

Задание группе №2
Что изучает вспомогательная историческая наука топонимика?
Сопоставьте названия населённых пунктов и приведённые слова. Сделайте выводы.
Россошь – соха
Москва – промозглая погода
Задание группе №3
Что изучает вспомогательная историческая наука палеография?
Расскажите на чём, чем и как писали на Руси в древности?
Задание группе №4
Что изучает вспомогательная историческая наука нумизматика?
Что такое «аверс», «реверс»? Изобразите современную монету с двух сторон, подпишите, где какая сторона.
Задание группе №5
Что изучает вспомогательная историческая наука сфрагистика?
Что такое «экслибрис»? Найдите экслибрис на книгах в кабинете.
Приложение 2
Раздаточный материал
Геральдика - специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традицией и практикой их использования. Является частью эмблематики.
Блазонирование - толкование гербов, изъяснение символов, эмблем, девизов и других геральдических знаков, их прочтение, расшифровка значения и правильное описание в определенной строгой последовательности.
Топонимика - наука, изучающая географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение. Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке и использует данные трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики.
Палеография - наука о письме и его развитии в древности; умение читать (расшифровывать) старые надписи и документы, определять их датировку и место появления.
Нумизматика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др. памятникам (например, монетным штемпелям, документам).
Аверс - лицевая, главная сторона монеты, реверс – обратная.
Сфрагистика— вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах.
Экслибрис — книжный знак, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета.