Внеклассное мероприятие по биологии Парад наук


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
ГБПОУ «БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ
СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по дисциплине «Биология»
на тему «Парад наук»


разработал: Назимова Л. Г.
преподаватель химии и биологии

2015 год
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к изучаемому предмету.
Задачи:
Повторить, закрепить и расширить знания обучающихся.
Развивать мыслительную деятельность, научить грамотно формулировать свои мысли, делать выводы из прочитанного и услышанного, пользоваться предметным языком.
Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Развивать умение согласованно работать в коллективе.
Ход мероприятия:
Ведущий.
Биологию называют наукой 21 века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, - обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. В последнее время так получилось, что такие разделы биологии как Молекулярная медицина и Биотехнология стали наиболее интенсивно развиваться в США и Европе. В настоящее время мы можем наблюдать это развитие и в России. Поэтому биология в какой-то степени задает общий вектор развития других наук.
Именно поэтому от успеха обучения биологии, от ее качества во многом зависит наше будущее. В каком направлении будет идти вся мировая наука.
В нашем мероприятии мы постараемся показать связь биологии с другими науками. Узнаем, как в других предметах используются биологические понятия и явления.
И так мы начинаем.
Отправимся в путь без сомнений и муки
Чтоб тайны освоить великой науки
Ее изучали до нас очень многие,
Но все же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук – БИОЛОГИЯ-
Наука о жизни!
Вперед, господа!
И начнем с царицы всех наук – МАТЕМАТИКИ,
Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого созерцания к абстрактному мышлению. Ученые нашей страны составили математические уравнения работы сердца, связывающее сугубо не математические величины: пульс, кровяное давление, упругость артерий и многое другое. Математические методы анализа и синтеза, установление связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы.
А теперь порешаем задачи:
Задача 1. На 50 км² леса в воздухе находится около 40 т пыли, а над такой же площадью безлесного пространства в 12 раз больше. Сколько тонн пыли находится над 1га безлесного пространства.
Решение:
1. 40000 : 5000 = 8 (кг ) - пыли над 1га леса
2. 8 ∙12 = 96 (кг) - над безлесным пространством
Ответ: 96 кг
Задача 2. Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?
Решение:
1) 5 ∙ 15 = 75 мг ─ содержится никотина в 20 сигаретах.
2) 20% = 0,2;
3) 75 ∙ 0,2 = 15 мг примет человек за один день.
Задача 3. Норма суточной потребности подростка в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит? Сколько витаминов получит тот, который курит?
Решение.
1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг – потеряет;
2) 125 – 25 = 100 мг – останется.
ФИЗИКА
Следующая наука, в которой необходимо найти связь с биологией – ФИЗИКА.
Физика( от греческого «физис» - природа) изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни.
Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. С этими понятиями мы встречаемся при изучении живой природы: электрический скат, донные рыбы, излучающие свет и т.д.
Сейчас вам предстоит решить анаграммы:
Анаграмма - слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания. Вам нужно получить из слова при перестановке букв или слогов, или же при обратном прочтении (справа - налево) совершенно новое слово, например, лиса - сила.
1. Такое время года вы любите не зря
Хорошая погода, походы, лагеря.
Но буквы поменяй местами-
И мы предмет получим с вами. (Лето – тело)
2. Слева направо прочитаешь-
Зимой на печке он сидит.
Читай обратно и узнаешь-
Без ног по проводу бежит. (кот-ток)
3.На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь - я зверь,
Ем все, что оставите.
(Ответ: «Шкала» - «шакал».)4. Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу. (Ответ: «Насос» - «сосна».)ХИМИЯ.
Химия – наука о веществах и их превращениях. Большинство веществ органического происхождения т.е. природного. У каждого вещества свои свойства. При определенных условиях из одних веществ могут возникнуть другие. В таких превращениях нет никакого чуда, волшебства. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на заводах вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.
Попробуем ответить на вопросы из области химии
1. Какая кислота содержится в желудочном соке человека и животных? Какова её роль? (1 балл)
(Соляная кислота, которая расщепляет белки на более простые соединения)
2. Название какого элемента в переводе на русский язык означает безжизненный?(1 балл) азот
3.Биологические катализаторы.(2 балла) ферменты
4.Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы? (1 балл) йод
5.Металл, обладающий бактерицидными свойствами.(1 балл) серебро
ГЕОГРАФИЯ
География – наука о Земле. Действительно, география описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, низменности и горы, какие страны, города и села возникли на планете, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету народов … очень многие вопросы изучает география. Как видите, они касаются не только жизни, хозяйственной деятельности но и изучает природу страны.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШАРАДЫ
1.Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут.
(Ком + Пас = Компас.)
2.Слева направо слово прочтёшь,
То от дождя ты защиту найдёшь.
Если с конца же его ты прочтёшь,
Горное озеро тут же найдёшь.
(Навес - Севан.)
3.Два слога первые - цветок,
В "лохань" попал мой третий слог.
А вместе если их прочтёте,
То в волжский город попадёте.
(Астра + хань = Астрахань.)
4.У слона букву "С" отнимите
И названье реки припишите.
Получиться столица должна,
Что на карте Европы видна.
(Лон + Дон = Лондон.)
ИСТОРИЯ.
Есть две науки обо всем на свете,
И им подвластна вся огромная Земля.
Своя история у каждого открытия, у каждого материка – история своя.
Науки древние, объединившись,
Придут к тебе на помощь сквозь века.
В одно мгновенье ты увидишь вечность
И небо в чашечке цветка.
И, вечно молоды, стремятся к истине познанья бытия
Науки древние – история и биология!
Вопросы из области истории.
1.Лыковая обувь русских крестьян на онучах? (лапти)
2.Какой царь велел казнить слона и за что? (Иван 4 Грозный, за то что, слон не хотел встать перед ним на колени).
3.Русский князь принявший смерть от коня? ( Олег).
4.Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «березозол»? ( Это было время сожжения деревьев и удобрения земли).
5.Это может быть в рыболовной сети, это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни Древнего Новгорода».
Что скрывается под словом «это»? (Береста)
РУССКИЙ ЯЗЫК
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек сознает связь своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка огромно. Язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.
Скороговорки:
1.Бобр добр до бобрят.
2.У пенька опять пять опят.
3.Жук жужжит над абажуром.
конкурс «Словообразование»
Какое слово имеет корень такой же, как и в слове «сказка», суффикс такой же, как и в слове « извозчик», приставку такую же, как и в слове «расход»? (рассказчик)
конкурс «Палиндромы»
Слова, стихотворения или фразы, одинаково читаемые слева направо и справа налево.
Потоп, оно, боб, доход, дед, казак, шалаш,, заказ, довод, наган, мадам, цыц, ротор, тут как тут, око в око.ЛИТЕРАТУРА
Процессы, происходящие в природе, можно изучать, не только используя биологические средства обучения, но и литературные знания творчества поэтов и писателей.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Язык природы переводят для нас поэты: живые голоса птиц, шорох леса, шелест сада, шепот ручьев, гул морского прибоя…
Поэзия пытается проникнуть в тот смысл, который природа таит в себе. В русской литературе природа-храм и природа – мастерская не противопоставлены друг другу, молитва и работа – не антиподы. Изображение и воспевание природы в русской поэзии имеет большую историю.
1.Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Он свеж в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь
Входи туда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Человек вторгается в природу, не задумываясь над тем, что это не только наша среда обитания, но и братьев наших меньших. Они гармонично обитают в своих угодьях, пока не появляется человек, нарушающий покой природы. Он бессмысленно и грубо уничтожает все.
Всем нам надо серьезно задуматься о том, какой станет наша планета. Разве можно пожелать нашим потомкам жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей? Мы должны прислушаться и внять призыву писателей и поэтов, которые бьют в набат своим творчеством.
1 ученик:
Как яблоко на блюдечке
У нас Земля одна
Не торопитесь ,люди,
Все выскрести до дна.
2 ученик:
Не мудрено добиться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатство
У будущих веков.
3 ученик:
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня .4 ученик:
Поймите это, люди,
Как собственный приказ
Не то земли не будет
У каждого из нас.