Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи «Зима. Скребицкий»


Технологическая карта организованной учебной деятельности
для старшей группы «Бабочка»
Образовательные области: Коммуникация
Раздел: Развитие речи
Тема: Чтение Г. Скребицкого «Зима»
Цель: Закреплять у детей представления о живой и неживой природе. Формировать у детей целостную картину жизни природы в зимний период. Учить выделять средства выразительности речи, отвечать на вопросы по произведению. Развивать внимательность, связность речи. Воспитывать интонационную выразительность речи.
Билингвальный компонент: Лето – жаз, осень – күз, весна – көктем, зима – қыс, времена года – жыл мезгілдері.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный Упражнение «Круг радости»
Здравствуй, день, здравствуй, друг,
Здравствуй, песен щедрый круг,
Здравствуй, мир, здравствуй, век,
Здравствуй, добрый человек!
Игра с мячом «Времена года»
Вопросы к игре (ответы даются на казахском языке):
Какое сейчас время года?
А за зимой какое время года придёт?
А отдыхаем мы в какое время года?
А за летом к нам кто спешит?
А за осенью, дети, что идёт? Выполняют упражнение «Круг радости»
Играют с мячом во «Времена года», отвечают на вопросы преподавателя на казахском
Организационно-поисковый Работа с иллюстративным материалом
(картинки с изображением зимних пейзажей, игр и пр.)
Дети, рассмотрите картинки, назовите, что изображено на вашей картинке и составьте с этим изображением предложение. Что изображено на картинке? С какого звука начинается изображение на картинке? С какой буквы? Какое предложение составили? Сколько слов в предложении?
Д/и «Закончи предложение»
Мы решили слепить... (снеговика)
Мы приделали нос нашему... (снеговику)
Мы показали мамам... (снеговика)
Мы играем со... (снеговиком)
Мы рассказали папе о... (снеговике)
Растаял наш... (снеговик)
Не забудем... (снеговика)
Ребята, составьте предложение, которое начинается со слова СНЕГОВИК.
Физминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок!
(дети идут по кругу)
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком!
(кругообразные движения руками)
Его улыбка так светла
Два глаза, шляпа, нос, метла!
(дети показывают улыбку, глаза)
Но солнце припечет слегка
- Увы, ... и нет снеговика.
(дети присаживаются на корточки)
Работа с рассказом Г. Скребицкого «Зима»
См. Приложение №1
Беседа по содержанию рассказа, рассмотрение иллюстративного материала
Во что обрядила зима сосны и ели?
Что нахлобучила им до самых бровей?
Что надела соснам и елям на ветки?
Во что одела зима разные кустики да молоденькие деревца?
Что зима накинула на рябину?
С чем автор сравнивает грозди ягод рябины?
С кем автор сравнивает зиму в своём рассказе? Рассматривают картинки и составляют предложения. Отвечают на вопросы
Играют в д/и «Закончи предложенеи»
Составляют предложение с заданным словом
Выполняют физминуткуСлушают рассказ Г. Скребицкого «Зима»
Рассматривают иллюстративный материал, участвуют в беседе, отвечают на вопросы
Рефлексивно-корригирующий Словарная работа
Что означает слово «обрядить»?
Что означает слово «нахлобучила»?
Как вы понимаете слово «чародейка»? Скажите по-другому.
Как по-другому вы назовете грозди ягод? А покрывало?
Что значит «стоять чинно»?
Что можно нахлобучить? А во что можно обрядить? Упражняются в словарной работе, развивают словарный запас
Ожидаемый результат:
Знать: Различия живой и неживой природы
Иметь: Представление о жизни природы в зимний период. Внимательность, связность речи. Интонационную выразительность речи
Уметь: Выделять средства выразительности речи, отвечать на вопросы по произведению. Использовать определения, сравнения, сложные и распространенные предложения при описании сюжетов картин, составлять предложения с заданным словом.
Приложение №1
Зима
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.
Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам - то тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля, с него проказник ветер взял, да и сдул белую шапку. Нужно её снова надеть… А вот меж кустов серый зайчишка крадётся. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный зверь или птица, никуда от них не спрячешься.
"Оденься и ты, косой, в белую шубку, - решила Зима, - тогда уж тебя на снегу не скоро заметишь".
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем. Она в глубокой норе живёт, под землёй от врагов прячется. Её только нужно покрасивее да потеплей нарядить. Чудесную шубку припасла ей Зима, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведёт лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес. "Его-то уж я так разукрашу, что Солнышко залюбуется!"
Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы; до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их, словно детишек, Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растёт, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей у рябины грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий - будто по ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется; и серый волк по лесу пробежал, тоже свои отпечатки оставил. А вот медвежьего следа нигде не видать, да и не мудрено: устроила Зимушка-Зима Топтыгину в чаще леса уютную берлогу, сверху укрыла мишеньку толстым снеговым одеялом: спи себе на здоровье! А он и рад стараться - из берлоги не вылезает. Поэтому медвежьего следа в лесу и не видать.
Но не одни только следы зверей виднеются на снегу. На лесной полянке, там, где торчат зелёные кустики брусники, черники, снег, будто крестиками, истоптан птичьими следочками. Это лесные куры - рябчики и тетерева - бегали здесь по полянке, склёвывали уцелевшие ягоды.
Да вот они и сами: чёрные тетерева, пёстрые рябчики и тетёрки. На белом снегу как все они красивы!
Хороша получилась картина зимнего леса, не мёртвая, а живая! То серая белка перескочит с сучка на сучок, то пёстрый дятел, усевшись на ствол старого дерева, начнёт выколачивать семена из сосновой шишки. Засунет её в расщелину и ну клювом по ней колотить!
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина седой чародейки - Зимы. Можно её и Солнышку показать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины… А под его ласковым взглядом всё кругом ещё краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зелёные огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки.
Чудесная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь.