Презентация по информатике на тему Инновации в образовании


Инновации в образовании. Понятие «Инновация»Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Понятия «новация» и «инновация»Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.), а инновация – это процесс освоения этого средства. Инновация – это целенаправленное изменение, вносящее в среду обитания новые стабильные элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое. Понятия «реформа» и «инновация»РеформаИнновацияИзменение сроков начала обученияИзменения во внутренней организационной деятельности школыУвеличение финансированияИзменения в содержании образованияИзменения в оборудовании учебных заведенийИзменения в методах обученияИзменения в продолжительности обученияИзменения в отношениях«Учитель - Ученик»Повышение статуса образованияНовые санитарно-гигиенические требованияИзменения в структуре системы образованияРеформа – это нововведение, котороеорганизуется и проводитсягосударственной властью.Инновация – этонововведение, которое организуется и проводитсяработниками системы образования. Характеристика этапов развития инновационного процесса.В ней выделяют следующие действия:определение потребности в изменениях;сбор информации и анализ ситуации;предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;принятие решения о внедрении (освоении);собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики. Содержание инновации Научно-теоретическое знание определённой новизны. Новые эффективные образовательные технологии. Выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению. Виды инновацийпо видам деятельностипедагогическиеуправленческиеобеспечивают педагогический процесс по характеру вносимых измененийрадикальныекомбинаторныемодифицирующиеоснованы на принципиально новых идеях и подходахновое сочетание известных элементовсовершенствуют и дополняют соответствующие формы и образцы по масштабу вносимых измененийлокальныесистемныемодульныенезависимые друг от друга изменения компонентовполная реконструкция системы как целоговзаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций по проблематикеинновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системообразу-ющей деятельности на основе концептуальных идейинновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов учебно-воспитатель-ного процессаинновации, направленные на отработку нового содержания образования и новыхспособов его структуриро-ванияинновации, направленные на разработку новых форм и систем управления в зависимости от области реализации или внедренияв содержании образования.в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы.в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств. По источнику возникновения:Внешние (за пределами образовательной системы).Внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).По масштабу использования:Единичные.Диффузные. В зависимости от функциональных возможностей:нововведения - условиянововведения-продуктыорганизационно-управленческие нововведенияобеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия.педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование. по масштабности и социально-педагогической значимостифедеральныесубрегиональныерегиональныепредназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов По признаку интенсивности инновационного изменения или уровню инновационности: Инновации нулевого порядка.Инновации первого порядка.Инновации второго порядка.Инновации третьего порядка.Инновации четвертого порядка.Инновации пятого порядка.Инновации шестого порядка.Инновации седьмого порядка. По осмыслению перед внедрением инноваций:случайныеполезныесистемныеинновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение.инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой.инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями. Они тщательно готовятся, экспертируются и обеспечиваются необходимыми средствами (кадровыми, материальными, научно-методическими). Направления реализации инновационных процессов в российских развивающихся образовательных системах:Формирование нового содержания образования. Разработка и внедрение новых педагогических технологий. Создание новых видов учебных заведений. Структуры инновационного процесса.Деятельностная структура - представляет совокупность компонентов: мотивы - цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.Субъективная структура - включает инновационную деятельность всех субъектов развития ОУ: директора, учителей, ученых, учащихся, родителей, коллектива. Субъектная структура учитывает функциональное и ролевое соотношение всех участников каждого из этапов инновационного процесса.Уровневая структура - отражает взаимосвязанную инновационную деятельность на федеральном, региональном, районном и учрежденческом уровнях.Содержательная структура - предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в обучении, воспитании, организации УВП, в управлении и т.д.Структура жизненного цикла - выражаетсяв следующих этапах: возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия (проникновение) - насыщение (освоенность многими) - длительность - исчерпаемость.Структура генезиса инноваций - очень близкая к предыдущей: возникновение - разработка идеи - проектирование - внедрение - широкое использование. Управленческая структура - предполагает взаимодействие управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль. Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе. Правовая норма – важный и необходимый инструмент управленческой деятельности. В инновационной деятельности школы используются документы различного уровня – от актов международного права, федеральных законов до постановлений местных органов власти, решений муниципальных и региональных органов управления образованием, органов управления и должностных лиц самой школы.