Управление познавательной деятельностью учащихся

МБОУ СОШ№12








УПРАВЛЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ





Выполнил: учитель истории
Суркова Светлана Альбертовна




2015
«История – это фонарь, который светит из прошлого и освещает настоящее и будущее».
В этой фразе заключена значимость для общества и истории как школьного предмета, и истории как науки.
Но истории в современных перестроечных условиях не повезло более, чем другим наукам.
1.В советские времена она была идеологизирована, то есть густо замешана на воинствующем утопизме. А когда марксистская идеология потерпела крах, то в нашем сознании образовалась «черная дыра», которая втягивает в себя остатки марксизма, либеральные идеи, постулаты религии и т.д. В этой идеологической мешанине трудно разобраться даже взрослому, а не только ребенку.
2.Если раньше история преподавалась в положительном ключе с некоторой долей критики, то теперь критика превалирует.
3.В настоящее время существует очень много каналов передачи исторической информации: учебники, популярная литература, СМИ. В условиях свободы слова и плюрализма мнений это ведет к разным, порой диаметрально противоположным оценкам тех или иных событий и исторических деятелей.
4.В условиях информационного общества человек подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которых не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации осознанно вообще не воспринимается или поглощается не критично. Это феномен «кризиса человека».
5.Учебники истории в старших классах перенасыщены фактическим материалом, за которым школьник не видит сути исторического процесса.
6.В результате сложной экономической ситуации в России у населения сложилось негативное отношению к государству и его истории, а это ведет к «отторжению» наук, которые его изучают.
В таких обстоятельствах перед учителем истории стоит двуединая задача: добиться того, чтобы ученики знали факты, имена, даты и были подведены к азам философии истории, то есть научились историю понимать, видеть логику развития общественных процессов, самоидентифицировать себя, то есть осознавать себя частью гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
Как можно решить эти задачи на различных этапах урока? Только управлением познавательной деятельности учащихся.
I.Мотивационный этап.
А. Эмоциональная мотивация. Изучая тему «Смутное время», учащиеся подбирают слова, ассоциирующиеся со словом «смута»( вражда, раздоры, дезорганизация, непослушание).
Б. Гностическая мотивация. Наполеон поставил на колени всю Европу, таких монархов как австрийский император и прусский король, а российского не смог. Почему?
В. Этическая мотивация. Что выше: честь Родины или личная выгода?
II. На этапе целеполагания это проявляется в выборе доминанты занятия. По выше приведенным темам определяем ее следующим образом:
А. причины, ход и результаты Смуты;
Б. причины победы России в войне с Наполеоном;
В. как политический деятель обеспечивал интересы страны и общества.
III. Содержание темы определяют и методы ее изучения.
1. Методика альтернативности.
Определение альтернатив развития ( Запад или Восток, демократия или диктатура, реформы или революция).
Работа с альтернативными оценками.
Применение ретроальтернативистики при изучении тем ( Что было бы, если) «Распад Киевской Руси», «Отечественная война», «Восстание декабристов», «Отмена крепостного права», «Революция 1917 г.», «Великая Отечественная война», «Распад СССР».
И, хотя в истории нет сослагательного наклонения, но переход из реального мира в виртуальный помогает глубже осмыслить исторические факты и вызывает у школьников интерес.
2. Интересна школьникам и такая форма работы как дискуссия.
По законам педагогики даже самый интересный рассказ учителя может привлечь внимание ученика на 10-15 минут. Потом наступает психологическая усталость аудитории и провал урока. Чтобы этого не произошло надо привлечь школьников к сотворчеству. А чтобы дискуссия не превратилась в новгородское вече, ею нужно управлять: назначить докладчика, содокладчика, экспертов, привлечь как можно больше учащихся, при этом ограничить их выступления по времени, пресечь взаимную критику друг друга.
3. Учителю необходимо организовать и поисковую деятельность учеников, которая проявится в участии их в семинарских занятиях, «погружениях в тему» с последующей презентацией, в написании рефератов.
4. Всегда интересно и полезно учащимся проводить экспертизу факта, события, деятельности: выявление причинно-следственных связей, сравнение, определение положительных и отрицательных последствий.
5. В условиях дифференцированного подхода к обучению применяются тренинговые, оптиматизационные и исследовательские технологии на воспроизводящем, интерпретирующем, творческом уровнях соответственно.
IV. На этапе логического завершения урока проводится не только закрепление и обобщение изученного материала, но и рефлексия, то есть определение личностной значимости его содержания для учащегося( Какие уроки для себя вы извлекли из этой темы? О чем вы задумались? Изменилось ли ваше представление о?)
Таким образом, управляя познавательной деятельностью учащихся на уроках истории, можно «оживить» урок, уйти от схематизма, вовлечь школьников в творческий процесс запоминания и осмысления истории, развивать их аналитическую культуру, то есть сформировать их историко-познавательную компетенцию.
Прошлое мы знаем, но изменить не можем, будущего мы не знаем, но изменить можем, если научим детей любить и понимать историю.




























15