Урок краеведения Мой край-костанайский край


Урок краеведения в 7 классе.
Тема: Мой край – костанайский край. (Моя малая Родина).
Цели:
Расширить знания учащихся о костанайском крае, систематизировать имеющиеся знания.
Способствовать развитию и коррекции памяти через игровые ситуации, выполнение заданий.
Воспитывать у школьников чувство патриотизма и гордости за свой хлебный край, воспитывать самоконтроль, справедливость и честность при оценке ответов и вручении жетонов.
Оборудование: карта Республики Казахстан, картосхема административного деления Костанайской области, глоссарий, кроссворд, интерактивная доска, аудиозапись легенды о Тоболе и Аяте, Выставка портретов Ш. Уалиханова,
Ы. Алтынсарина, Б. Майлина, А. Байтурсынова.
Тип урока: Обобщение полученных знаний с использованием технологий ИКТ.
Метод проведения: урок-путешествие.
Ход урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой к уроку
2.Вступительное слово: Культура каждого современного и интеллигентного человека выражается в знании своего родного края, родной земли.
(Звучит кюй «Сары Арқа»).
1ученик: Земля моя, золотая колыбель!
Когда б душа моя не пела как свирель,
Когда бы камнем я лежал в твоём песке, ужель молчал бы я?
Безмолвствовал ужель? Как ты просторна, о земля!
Как велика! Над каждою тропой твоей стоят века,
Я счастлив тем, что родился в твоей степи,
Но даже пыль в твоих стенах, и та легка!
Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, отправляемся в заочное путешествие по нашему костанайскому краю. Путешествовать будем по нескольким направлениям. В пути у вас будут испытания. Для путешествия у нас есть две команды. В каждой команде по капитану, которые будут помогать своей команде, преодолевать эти испытания. И правильно ответившие на вопрос ребята принесут своей команде дополнительный балл. «Скатертью дорога» - так гласит народная мудрость. Мы отправляемся на «Историческую» станцию игры-путешествия, которая пройдёт под девизом «Не зная прошлого, нельзя понять настоящего и построить будущее». Чтобы определить, какая команда лучше и больше знает о родном крае, каждый знаток получит за правильный ответ по жетону, и самой умной будет та команда, у кого жетонов окажется больше. Итак, начинаем.
Станция «Историческая»
2 ученик: В азиатской части материка Евразия находится область, в которой мы живём. Она протянулась от восточных склонов Урала до Казахского мелкосопочника. От Западно-Сибирской равнины до Приаралья на юге. Площадь области составляет 196 тысяч квадратных километров, это шестое место в Казахстане.
3 ученик: Костанайская область законодательно образована в июле 1936 года, но в своих современных границах она заселена с давних времён.
4 ученик: Жители нашей области вынесли огромные лишения и испытания, прошли через две революции, гражданскую войну, коллективизацию, годы репрессий и военных лишений, восстановление разрушенного войной народного хозяйства.
5 ученик: Костанайская земля стала исторической колыбелью славных сынов казахского народа: Барак-батыра, Шокан-бия, Шокана Уалиханова. Здесь жили и творили свои бессмертные произведения Ыбырай Алтынсарин, Беймбет Майлин, Ахмет Байтурсынов и другие великие личности.
Станция «Географическая»
Учитель: А теперь наше путешествие продолжится до станции «Географическая».
Я буду задавать вопросы каждой команде. А вручать жетоны предоставляю капитанам команд. У каждой команды конверты с красными и фиолетовыми жетонами. За правильный ответ – красный, а за дополнение – фиолетовый жетон. Два фиолетовых жетона приравниваются одному красному жетону. В конце урока капитаны самостоятельно считают жетоны.
Викторина:
Какие три области России граничат с Костанайской областью? Назовите их.
(Три области России – Курганская, Челябинская, Оренбургская).
В состав каких областей Казахстана входит наша область? Сколько в области городов? Назовите их.
(Наша область входит в состав северных областей; 5 городов).
Сколько в области районов? Назовите их.
(16 районов: Амангельдинский, Аулиекольский, Алтынсаринский, Денисовский, Джангильдинский, Жетигаринский, Камыстинский, Карабалыкский, Карасуский, Костанайский, Мендыгаринский, Наурзумский, Сарыкольский, Тарановский,
Узункольский, Фёдоровский).
Подберите к каждому району его районный центр. По 8 районов каждой команде. (Задание на соответствие)
1) Амангельдинский - Амангельды
2) Денисовский - Денисовска
3) Камыстинский - Камысты
4) Карасуский - Карасу
5) Тарановский - Тарановка
6) Фёдоровский - Фёдоровка
7) Алтынсаринский - Убаган
8) Наурзумский - Караменды
1) Аулиекольский - Аулиеколь
2) Жетигаринский - Жетигара
3) Карабалыкский - Карабалык
4) Сарыкольский - Сарыколь
5) Узункольский - Узынколь
6) Костанайский - Затобольск
7) Мендыгаринский - Боровской
8) Джангильдинский - Торгай
Про районы мы поговорили. А какие города находятся в нашей области?
(Костанай, Рудный, Жетигара, Лисаковск, Аркалык).
Какой город является областным центром, и как он назывался до 1893 года?
(г. Костанай. Ново-Николаевск).
Следующая станция нашего путешествия «Кроссворд»:
ж а в о р о н о к б а б о ч к а
с у с л и к в е р б л ю Д б е р ё з а с т р а у с х о м я к л и с а к о л о с и в а с а й г а Вопросы:
Журчанье струек ручейка
Артист несёт под облака,
Весной, когда сойдут снега,
Роняет звонко на луга отзывчивые трели. (Жаворонок)
На большой цветной ковёр села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья. (Бабочка)
Этот зверёк часто становится на задние лапы «Столбиком» и издаёт резкий свист. (Суслик)
Животное – «корабль пустыни». (Верблюд)
У какого дерева белый ствол? (Берёза)
Какую большую птицу разводят на фермах в селе Карабатыр в Камыстинском районе? (Страус)
Какой зверёк набирает запасы зерна за щёки? (Хомяк)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (Колос)
Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
А о чём грустит, никому не говорит. (Ива)
Горбоносая степная антилопа. (Сайга)
Разгадав кроссворд, мы узнаем один секрет и поговорим о нём. Какое ключевое слово? С какой целью и когда был создан Наурзумский заповедник? (1934 год. С целью защиты и охраны соснового бора и малых озёр Наурзум, Торгай в степной местности Наурзумского района Костанайской области).
Станция «Вопросы - ответы»
Учитель: На следующей станции нашего путешествия, который называется «Вопросы – ответы», вы будете проверять знания друг друга. Одна команда задаёт другой команде по четыре вопроса. (Если команда не отвечает на заданный вопрос, то на него даёт ответ команда, задавшая вопрос).
Вопросы команд (возможные варианты вопросов и ответов):
Назовите животных, обитателей степей? (Суслик, барсук, хомяк, сурок, мыши, лиса, корсак, волк, заяц, сайгак).
Из молока, какого животного делают напиток шубат? (Верблюд).
Назовите искусственные водоёмы Костанайской области? (Кызылжарское, Каратомарское, Верхнетобольское).
В какой природной зоне расположена наша область? (Степной).
Назовите птиц, обитающих в нашей местности? (Воробей, голубь, синица, скворец…).
Из молока, какого животного делают напиток кумыс? (Кобылица).
Какие злаковые культуры выращивают в нашей области? (пшеница, просо, гречиха, ячмень, овёс).
Какой климат в нашей области? (Континентальный)
Физминутка
Станция «Легенды»
Учитель: Есть на нашей земле легенды о реках: про главную речную артерию
Костанайской области реку Тобол и один из его крупных притоков – реку
Аят. Предлагаю их вашему вниманию (аудиозапись легенды о Тоболе и Аяте).
Там, где сейчас находится Каратомарское водохранилище, на том месте, где стоял целинный совхоз Викторовский, давным-давно располагался казахский аул старого бая. Не было в его жизни никакой радости, кроме единственной его дочери – красавицы Аят. Старый бай только и мечтал о том, как бы выгодней выдать замуж дочь за богатого джигита. А в те времена батрачил у бая молодой бедняк по имени Тобол. Он пас байских овец и жил со своей старой матерью в самой ветхой юрте аула. Тобол и Аят уже давно любили друг друга и тайно от всех встречались по вечерам.
Однажды в аул приехал красавец Убаган, чтобы засватать за себя Аят. Он был сыном богатого бая, аул которого стоял на берегу озера Кушмурун. Как только об этом узнал Тобол, он тут же бросился на коленях умолять свою мать, чтобы она немедленно пошла к баю и засватала за него Аят. Ничего не осталось старушке, как только пойти к баю. Она исполнила просьбу своего единственного сына. По глазам своей дочери бай сразу всё понял и решил хитростью избавиться от нежданного жениха. Обоим сватам он дал по большому мешку и сказал: «Вот вам по мешку и сроку тридцать дней. Кто через тридцать дней принесёт мне в этих мешках драгоценностей, за того и выдам свою дочь». Убаган отправился домой и целый месяц провалялся на персидских коврах. А в последний день отец набил ему полный мешок драгоценностей из своих сундуков, и все начали готовиться к свадьбе. А Тобол взял мешок и отправился в путь. На тридцатый день он возвращался домой с полным мешком за плечами. Усталый, голодный, источённый месячным путешествием, он увидел только огоньки родного аула на горизонте уже далеко за полночь. Обессилев, он упал в овраге на свой мешок и крепко заснул. Тем временем мимо проезжал Убаган со своими джигитами. Увидев он спящего человека в овраге, сразу узнал в нём Тобола. И приказал своим слугам убить Тобола. Тихо подкравшись к Тоболу, одновременно вонзили в его тело кинжалы сразу пять человек. Уже светало, когда Убаган торжественно въехал в аул и с гордостью бросил к ногам старого бая свой мешок с драгоценностями. Пастухи погнали свои стада на пастбища, а все остальные стали готовиться к свадьбе. Вездесущие мальчишки первыми увидели лежащее в овраге, уже обглоданное волками, мёртвое тело Тобола. С криками они вбежали в аул со страшной вестью. А красавица Аят уже сидела в белой юрте, одетая в свадебный наряд. Её любимая няня сообщила ей страшную новость и помогла тайно сбежать из юрты. Не помня себя, Аят побежала к окровавленному телу Тобола. Увидев страшную картину, она упала без чувств на тело любимого и умерла, не вынеся такого потрясения. В ауле тем временем варился бесбармак. А когда отец зашёл в юрту невесты, она оказалась пуста. все бросились искать Аят и нашли её лежащей мёртвой в овраге в свадебном наряде. Отец не мог поверить в то, что вместо свадьбы он должен хоронить свою единственную дочь! Когда он развязал мешок, который нёс Тобол, он увидел в нём простые разноцветные камни по всей степи… Сорок дней и ночей народ оплакивал Аят и Тобола, а на сороковой день – там, где целый месяц путешествовал Тобол, потекла широкая и полноводная река. Люди её назвали по имени юноши – Тобол. А там, где стояла белая юрта Аят, и там, где бежала она к своему жениху, - побежал ручеёк. Люди назвали его по имени невесты – Аят. В том месте, где они лежали мёртвыми, - эти реки слились, и потекли уже вместе, преодолевая все преграды, неся свой воды в далёкий Северный Ледовитый океан. Люди стояли на берегу и радостно говорили: «не пришлось двум любящим сердцам быть вместе при жизни, теперь они слились воедино и будут вместе много сотен лет. Теперь их крепкую любовь ничто не разлучит!» Через некоторое время геологи начали находить на берегах реки Тобол полезные ископаемые: чёрный магнитный железняк, красный боксит, белый асбест. Так вот какие камни лежали в мешке у Тобола…
Теперь пресной, чистой водой рек Аят и Тобола люди поливают свои поля и огороды, а на заливных лугах в сочной траве пасут скот. А что случилось с Убаганом? За жестокость был наказан богом. И превратил его в горько-солёную реку, которая течёт от его дома – озера Кушмурун и, словно прося прощения у Тобола, бежит к нему.
Учитель: Ребята, что нового и интересного вы узнали из легенды? А ещё в Костанайской области разведано семь месторождений подземных и минеральных вод. Встречаются также и искусственно созданные водоёмы: пруды и водохранилища.
Станция «Живой вопрос»
Следующее направление нашего заочного путешествия «Живой вопрос» (выбери правильный ответ).
Кто из известных казахских писателей впервые применил в школьном преподавании новый казахский алфавит, которым народ пользуется и сейчас? Он автор хрестоматии, методики преподавания русского языка в казахских школах. (Ы. Алтынсарин, Ш. Уалиханов, А. Кунанбаев).
Какие животные нашей области являются современниками уже давно вымерших мамонтов? (дикий козёл, джейран, антилопа-сайга).
В каком году был основан город Кустанай? (1807г, 1879г, 1881г).
В каком году был город Кустанай стал административным центром Кустанайской области? (1936г, 1952г, 1997г). В 1997 г. Указом Президента изменена транскрипция названия г. Кустанай на г. Костанай.
Кто из героев-кустанайцев повторил подвиг А. Матросова? Его именем названа одна из главных улиц города. (С. Баймагамбетов, Л. Беда, Т. Бегельдинов).
В своих воспоминаниях он писал: «Мог ли я думать, что я простой бухгалтер из села Семиозерного района поведу роту на штурм Рейхстага?!». Он Герой Советского Союза, одна из улиц города носит его имя. (И. Павлов, И. Сьянов,
Л. Беда).
7. Какие два лётчика-штурмовика были дважды удостоены Герой Советского
Союза, а их именами названы улицы города Костаная? (Т. Бегельдинов, Л. Беда,
И. Павлов).
Эти лётчики совершили более двухсот вылетов, уничтожили огромное количество немецких самолётов, танков и другой вражеской техники. На борьбу с гитлеровским фашизмом из Кустанайской области было призвано более семидесяти тысяч человек. Тридцать восемь тысяч из них не вернулись домой.
Итог занятия:
Как называется наш урок? (ответы детей)
По каким направлениям мы совершили наше путешествие по Костанайской области? (ответы детей)
Что нового и интересного вы для себя узнали? (ответы детей)
С какими новыми словами познакомились? (ответы детей)
Теперь нам осталось подсчитать жетоны и определить победителя.
Слово жюри (подсчёт жетонов, определение команды победителя и награждение команд).
Маршрутный (оценочный) лист команд
№ Фамилия, имя учащихся Название станции Общий балл
Историческая Географическая Кроссворд Вопросы - ответы Легенды Живой вопрос 1 2 3 4 5 6 7