Адаптированная рабочая программа обучения на дому для 3 класса 8 вида с ТУД развитие речи


Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе : 1.Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1984 г.
2.Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 2010 г. с учетом современных требований к образовательному процессу в специальных (коррекционных) школах VIII вида.
При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности ребёнка с диагнозом F 71; F 92 со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.
Программа предусматривает активизацию и развитие речи, уточнение и обогащение представлений и знаний детей о предметах ближайшего окружения, активизация связной речи
Нормативная база:
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;Устав ГКС(К)ОУ Устав СОГБОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа –интернат VIII вида».
Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10
Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение направлено, прежде всего, на решение вопроса развития речи, как её регулирующей, так и коммуникативной функций. Ребёнка учат понимать обращенную к ней речь, выполнять несложные инструкции и указания взрослого учителя.

Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом СОГБОУ <<Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 7-8 видов>> рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).
Общая характеристика учебного предмета.
Развитие речи.
Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.
Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого.
Речь детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью скудна и дефектна. Их высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея в запасе небольшое число слов, часто повторяют их.
Для того чтобы научить детей правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.
Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.
Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае воспитанники их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей,знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, пробуждают у умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.
Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках ручного труда, математики, рисования и других уроках.
Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.
Цель: Формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Задача:
- организовать речевую среду;
- пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку;
- сформировать предметные и предметно – игровые действия, способность к коллективной деятельности;
- научить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Формы обучения: уроки – занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения с частичным использованием словесного метода, который применяется только в сочетании с вышеперечисленными методами.
Рабочая программа структурирована в виде тематических блоков:
«Овощи»
«Деревья»;
«Комнатные растения»;
«Мир животных»;
«Цветы»;
« Насекомые»;.«Сезонные изменения в природе»
«Птицы»
Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана и методических рекомендаций региональных органов образования.
Наиболее значимыми принципами обучения являются:
- принцип природосообразности и культуросообразности;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Основной целью уроков развития речи является расширение кругозора ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью, их знаний о явлениях и предметах окружающего мира.
В процессе изучения живой природы (деревья, цветы, ягоды) используются реальные объекты или муляжи, затем предлагается.пиктограмма.Темы, связанные с жизнью и бытом школьника (транспорт, посуда, мебель, одежда, обувь и т.п.), дают возможность отработать с учащимся бытовую лексику (одеваться-раздеваться, чистить зубы, убирать комнату и т.п.). Это закладывает основу для расширения словарного запаса, развития речи и её содержательности, формирует коммуникативные функции.
Критерии и нормы оценки результатов освоения образовательных программ обучающихся.
Основное содержание тех или иных предметов для детей с умеренной умственной отсталостью недоступно. Для них обозначается система минимальных знаний, необходимых для усвоения основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.
При организации и оценки итоговых знаний у этих учащихся следует исходить от достигнутого ими минимального уровня, т.е. выбирается такая оценка, которая стимулирует их учебную и практическую деятельность, так как никакие нормированные стандарты и критерии невозможно «примерить» к ребенку с умеренной умственной отсталостью.
Характеристика оценки:
«3» (удовлетворительно) – учащиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий в своей группе.
«4» (хорошо) - учащиеся верно выполняют от 50% до 65% заданий в своей группе.
«5» (очень хорошо) - учащиеся верно выполняют свыше 65% заданий в своей группе.
В случае неусвоения учащимся какого-нибудь образовательного курса для его дальнейшего обучения предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору), знания и умения учащегося не оцениваются.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
чувство любви к своей странеуважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Предметные результаты
Обучающийся должен уметь:
пользоваться невербальными формами коммуникации (жесты, указательный жест, мимика, пиктограммы);
обобщать названия изученных групп предметов;
соотносить реальные предметы с картинками, пиктограммами;
слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, коротким рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы;
соотносить предмет с его изображением и наоборот;
называть предмет по изображению и давать простейшую характеристику по признакам;
уметь сравнивать предметы, действия по существенным признакам;
уметь правильно употреблять в разговорной речи формы знакомых слов с использованием предлогов, прилагательных и простых наречий;
составлять простые нераспространенные предложения на основе демонстрируемых действий, по картинкам, по вопросам учителя, по опорным словам
Обучающийся должен знать:
своё имя, фамилию;
название и расположение основных частей тела и лица;
название времени года, явлений природы;
название деревьев, цветов, ягод;
название 3 - 4 объектов из серии обобщающих слов: игрушки, овощи, фрукты, посуда, мебель, продукты питания, одежда, мебель, транспорт, дикие и домашние животные, дикие и домашние птицы, школьные и гигиенические принадлежности и их графическое изображение;содержание детских стихов и потешек;
содержание сказок: «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок».
Учебно-методические средства обучения
Список литературы (основной)
1.Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
2.Программа подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 2010 г.
3.Учебное пособие для учащихся:
Учебник «развитие речи. 3 класс Е.Д. Худенко. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2006 год.
Список литературы (дополнительный)
Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.ИсаеваРазвиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Янушко,Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.
8. Программы для глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р.Маллера, НИИДАПН РСФСР 1984г.
9.Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.;
Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Содержание учебного предмета .Повторение материала II класса. Краткие беседы о назначении предметов обихода.
Формирование умения заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопросы: что? чем? куда? где? что делать? Например : Саша чистит (что?) зубы. Вова идет (куда?) домой.
Упражнения на построение предложений по вопросам учителя на пройденные темы.
Обучение построению предложений с использованием предлогов у, около, за, над, под, выражающими пространственные отношения предметов.
Закрепление умения осуществлять простейшую классификацию предметов по словесной инструкции с опорой на наглядность.
Тематика.
Овощи (свекла, капуста). Употребление этих овощей в пищу.
Арбуз. Цвет, величина, форма, вкус.
Деревья (сосна, тополь). Распознавание.
Части дерева: корень, ствол, ветви, листья.
Комнатные растения (герань). Название . Распознавание.
Цветы (одуванчик, ромашка). Название . Распознавание.
Домашние животные (корова, лошадь). Где живут, чем питаются, какую пользу приносят человеку. Сравнение коровы и лошади по внешнему виду.
Дикие животные (еж, белка). Части тела, чем питаются, как передвигаются. Сравнение с домашними животными.
Птицы (ворона, воробей). Дополнение к пройденному во II классе: какую пользу приносят человеку. Грач. Внешний вид. Какую пользу приносит человеку.
Насекомые (муха, бабочка). Внешний вид этих насекомых, где они живут, сходство и различие.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Лето: солнечные, жаркие дни, зеленые листья на деревьях, цветение трав, сбор ягод и грибов. Осень: пасмурные дни, похолодание, холодные дожди, листопад. Зима: морозы, метели. Весна: таяние снега и льда, первые весенние цветы. Ведение календаря погоды.
Практическая работа. Сезонные работы в саду, на огороде. Работа в живом уголке: наблюдение за распусканием листьев, срезанной ветки тополя.
Просмотр кинофильмов и видеофильмов по изученным темам.
Экскурсии в парк, огород для наблюдений за осенними, зимними и весенними изменениями в природе.
Тематическое планирование.№ п/п Наименование разделов и темВсего часов1 Овощи2
2 Деревья6
3 Комнатные растения3
4 Цветы 1
5 Птицы 3
6 Насекомые. 2
7 Домашние животные. 2
8 Дикие животные 3
9 Сезонные изменения в природе 5
10 Экскурсии 7
34
Каллендарно тематичесакое планирование
Развитие устной речи .3 класс№ Тема урокаКол. ДатаПовторениеСловарьПримечаниечасовI четверть 8 часов1. Насекомые осенью. Экскурсия. 1 Насекомые. 2. Осенняя экскурсия. Растения на клумбах. 1 Осенние месяцы3-4. Труд людей осенью. Сбор урожая.Экскурсия. 2 Урожай. Овощи, фрукты5 Овощи: картофель, капуста1 Картофель6 Овощи: свекла, горох1 Горох7 Растения в природе и их значение в жизни 1 Строениечеловекацветка8 Птицы осенью 1 Грачи,скворцы. II четверть 8 часов1. Сезонные изменения в природе осенью. 1 ПризнакиБереза. Ель осени 2. Деревья осенью 1 Деревья Сосна,тополь. 3. Дикие животные осенью 2 Овощи Белка 4. Части дерева. Деревья Ствол,ветви,листья. 5. Декабрь – первый месяц зимы. 1 Осенние месяцы. 6. Растения и животные зимой. 1 Зима. Декабрь7. Зимние забавы детей.Экскурсия. 1 НовогоднийпраздникIII четверть10 часов1. Время года – зима. Сезонные изменения 1 МесяцыОбувь2. Зимние птицы: снегирь. 1 3. Зимующие птицы: синица, воробей. 1 ОдеждаСезоннаяодежда4. Комнатные растения: фиалка, бегония. 1 Бегония5. Дикие и домашние животные. 1 ДеревьяКошка6. Дикие животные: заяц, медведь, лиса. 1 ДетенышиСобака7. Домашние животные: корова, лошадь. 1 Дом. Короваживотные8. Раннецветущие деревья и кустарники 1 ДикиеИва,ольха. животные9. Весна пришла! Сезонные изменения. 1 10. Растения и животные весной. (Экскурсия) 1 Верба,клён. IV четверть 8 часов1. Природа весной. Сезонные изменения1 Цветёт. весной. 2 Экскурсия в парк.Насекомые и птицы весной. 1 Жуки,бабочки. 3. Комнатные растения. Уход. 1 Фиалка,бегонияРыхление 4. Насекомые: муравей, муха, бабочка. 1 Насекомые 5. Раннецветущие растения: подснежник. 1 Цветы Подснежник 6. Деревья. Листья распускаются. 1 Берёза,ель,то-
поль,дуб. Клён 7. Май. Труд людей в мае.Экскурсия. 1 Сеять 8. Здравствуй, лето красное!Экскурсия 1 Сирень. .