Индивидуальная коррекционно — развивающая программа по курсу: «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»





Индивидуальная
коррекционно - развивающая программа
по курсу: «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков»
(1 час в неделю, 34 часа)


Учитель – логопед: Евстафьева Анастасия Владимировна
на 2016- 2017 учебный год





Составлено с опорой на методические системы работы Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой, А. В. Ястребовой, Р. И. Лалаевой, С. Ю. Горбуновой, Е А. Яструбинской, Т. В. Моисеевой, И. Волковой, Е. В. Мазановой, В. В. Коноваленко








Пояснительная записка.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у детей с задержкой психического развития и связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи.
Данный курс является коррекционно - направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление недостатков звукопроизношения у детей с задержкой психического развития, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового восприятия, внимания, памяти, развитие фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи.
Цель программы: повышение уровня речевого развития ребёнка.


Задачи:
создать ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможность осуществлять содержательную речевую деятельность в условиях оптимальных для его всестороннего развития;
обеспечить охрану и укрепление здоровья;
осуществлять коррекцию негативных тенденций развития;
стимулировать и поощрять речевое развитие во всех видах продуктивной деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
развитие фонематического восприятия;
дифференциация смешиваемых в письменной речи согласных звуков Б – П, Д – Т, В – Ф, З - С, Ж - Ш.
уточнение и сопоставление дифференцируемых звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;


Особенности занятий: тематический план курса занятий «Дифференциация смешиваемых в письменной речи согласных звуков» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребёнка. Основная цель занятий – дифференциация смешиваемых в письменной речи звуков. На занятия отводится 45 минут 1 раз в неделю.


Направления работы:

развитие восприятия речи;
обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
развитие слуховой дифференциации;
закрепление произносительной дифференциации;
формирование фонематического анализа и синтеза.


Этапы работы по дифференциации смешиваемых в устной речи согласных звуков.
I этап. Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
Выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.
II этап. Слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Сравнение конкретно смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
Развитие фонематического анализа и синтеза.







Список литературы.
1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. – М. ВЛАДОС , 2001.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М. Прсвещение.1991
3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М. ВЛАДОС , 1999.
4. Логопедия. Под ред. Волковой М., 1989.
Тематическое планирование. 3 класс.

Название темы
К-во уроков


Изучение начального уровня подготовленности
1


Дифференциация согласных [б] – [п].
8


Дифференциация согласных [д] – [т].
8


Дифференциация согласных [в] – [ф].
6


Дифференциация согласных [с] – [з].
5


Дифференциация согласных [ж] – [ш].
5


Изучение итогового уровня владения умениями и навыками
1


ИТОГО
34


15