Конспект урока по окружающему миру на тему Животные. Взаимосвязь животного и растительного мира. (2 класс)


Конспект урока по окружающему миру
УМК по системе Занкова, 2 класс
2013/2014 уч.годУчитель: Квашина Е.В.
Место проведения: гимназия №2 г.ЧерняховскаКласс: 2, учитель Буркшайтис И.А.
Тема урока: Животные. Взаимосвязь животного и растительного мира.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
-познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об условиях, необходимых для их жизни;
-продолжить знакомство с представлением целостно– широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания;
- развивать эмоционально – волевые, морально – нравственные качества личности;
- формировать умения воспринимать проблему, сравнивать, сопоставлять, анализировать, действовать в ситуациях выбора, делать обобщения и выводы;
- активизировать познавательную деятельность учащихся.
Используемые технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Используемые методы: учебно-исследовательский, деятельностный.
Используемые формы организации познавательной деятельности: диалог, работа в группах, фронтальная работа.
Оборудование: авторская компьютерная презентация к уроку,
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса (1 – 4)», тетрадь на печатной основе, опорные схемы:
266700180340Признаки живой природы:
рождение
дыхание
питание
рост
движение
размножение
умирание
00Признаки живой природы:
рождение
дыхание
питание
рост
движение
размножение
умирание

377190000033147000002514600-228600Природа


00Природа



411480048260неживая
00неживая
262890048260живая
00живая

320040018669000297180018669000
3886200144780растения
00растения
2628900144780животные
00животные







- карточки с названиями групп животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; карточки для составления синквейна.ХОД УРОКА
1.Организационный момент: деление детей на 5 групп ( при входе в класс учащиеся берут любую букву и садятся за парту с соответствующей буквой)
2. Эмоциональный настрой. ( произносится речёвка вместе с детьми)
3. Психологический настрой. ( звучит музыка леса ).
- Закройте глаза. Перенеситесь в мир живой природы. Прислушайтесь к своим ощущениям. Будьте очень внимательны, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.
- Какие картины вы увидите?
-Какие звуки вы услышите?
Побудьте минуточку наедине с природой.
4. Целевая установка.
Пора открывать глаза.
- Чьи голоса услышали?
-Кого увидели?
- Что представили?
- Кем заселили наш лес? ( животными)
- Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить на уроке?
- Каким вы хотите, чтобы был урок?
- Мы постараемся с вами, чтобы ожидания наши оправдались и урок получился интересным и увлекательным.
5. Новая тема.
Сегодня на уроке мя будем действовать как учёные-исследователи: будем наблюдать, сравнивать, анализировать, выбирать, делать выводы.
Давайте вспомним, что такое природа?
Какая бывает природа? (живая и неживая )Какие признаки живой и неживой природы вам известны?
Что относится к живой природе? (по ходу беседы появляется на доске схема)
- А как вы думаете растения и животные связаны между собой? Ответить на этот вопрос нам поможет схема в учебнике на стр. 73 ( анализ схемы )
Давайте прочитаем информацию о взаимосвязи растений и животных в учебнике на стр. 74:
1 абзац - прочитаем по цепочке, по одному предложению каждая группа);2 абзац - прочитаем хором;
3 абзац – прочитаю вам я, а вы внимательно послушаете;
4 абзац - читаете самостоятельно;
- Ответим на вопросы , стр. 74
Молодцы! Хорошо поработали, пришло время отдыха.
6. Работа по теме урока.
- Каких животных вы знаете? ( учащиеся перечисляют)
С давних пор учёных интересовал вопрос « Как разделить животных по группам?» Шведский учёный Карл Линней считал, что животных нужно делить на группы по признакам сходства.
_ Ребята, а есть ли у вас предположения, по каким признакам животные могут быть схожими?
_ Да, вы совершенно праввы, их можно разделить по перьям, шерсти, чешуе, по количеству ног.
Более подробно мы сейчас с вами прочитаем в учебнике на стр. 75
- Животные каких групп встречаются в нашей местности?
- Теперь мы с вами переходим к практической работе в группах.
Вы более подробно остановитесь на каждой группе животных. А определить, с какой группой животных вы будете работать, вам поможет буква, которую вы выбрали в начале урока.
(на каждой парте лежит карточка с названием группы)
М (№1) - моллюски
П ( №2) - паукообразные
Н (№ 3) - насекомые
Р (№ 4) - рыбы
З ( № 5) - земноводные
- Вы должны прочитать информацию в учебнике о своей группе животных, выделить основные признаки, назвать представителей. Затем составить синквейн ( схема на столах, время работы 5-6 минут).
7.Физминутка. ( музыкальная, 2 минуты)
Отчёт групп – учащиеся читают загадку о животном своей группы, читают синквейн, прикрепляют табличку.
Загадки
№ 3.Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела)
№ 4.Полосатая злодейкаСъест любого малыша-
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (Щука)
 
№ 2.Многорукий царь Гордей
Наплел ловушек да сетей.
Как расставит он ловушки,
Прошипит: «Ловитесь мушки!» (Паук)
№1. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
№ 5. На болоте мы живём,
Хором песенки поём. ( лягушка)
Одновременно на доске появляется презентация со слайдом про данную группу животных, учитель делает обобщение.
8. Закрепление.
Работа в тетради на печатной основе – зад. 92, 93 (индивидуально)
Проверка выполненной работы.
9. Итог урока.
Ребята, перед вами на партах лежат необычные смайлики, но настроение у них разное.
Покажите мне то личико, которое соответствует вашему настроению на уроке.
Отлично, у вас у большинства хорошее настроение, я очень рада! Слайд 8
Итак, наш урок подошёл к концу. Вы молодцы, настоящие исследователи! Со своей работой справились хорошо!
Какое задание было самым интересным?
И в заключении ребята вам прочитают замечательно е стихотворение Б.Заходера « ВСЕ-ВСЕ, ВСЕ НА СВЕТЕ, НА СВЕТЕ НУЖНЫ!»
Все-все,Все На СветеНа свете нужны,И мошки не меньше нужны,Чем слоны.
Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников -Злых и свирепых.
Нужны все на свете!Нужны все подряд - Кто делает мёдИ кто делает яд.Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то Не очень дружны, Мы всё-таки ОЧЕНЬ Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется...
Все-все, Все На Свете На свете нужны, И это все дети Запомнить должны!
Рефлексия «Букет настроения»
Ребята, у вас на парте лежат цветы: красные и голубые.Давайте составим букет для наших гостей. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветочек, если не понравилось – то голубой.
Ребята, вы такие молодцы, вы мне так понравились, давайте улыбнёмся друг другу и поаплодируем.
Раздать домашнее задание на карточках. ( про птиц и млекопитающих изучают дома самостоятельно, уч. Стр.81-83,р.т. зад.97,98)