Поурочный план по истории Казахстана на тему: Казахстан в период железного века


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ГККП “КАПШАГАЙСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”
ПЛАН ЗАНЯТИЯ №
Дата Группа
22.09.16 ТП1
19.09.16 ТТ1
Предмет ____История Казахстана_
Тема занятия __ Казахстан в период железного века_____
Тип урока____комбинированый___________________________________________________
Цель занятия Учебная , : формировать знания о территории расселения племен, общественном строе и хозяйственной деятельности 
Развивающая способствовать развитию умения самостоятельно работать с материалом учебника, отвечать на вопросы способствовать развитию умения самостоятельно работать с материалом учебника, заполнять таблицу 
Воспитательная способствовать воспитанию патриотизма, трудолюбия, самостоятельности. 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
А. Наглядные пособия ___физическая карта РК_________________________________
Б. Литература основная ______________учебник по истории Казахстана
Содержание этапов урока
(основные и необходимые методические пояснения и рекомендации)
I. Организационные вопросы (5)
Приветствие со студентами, проверка наличии учебных принадлежности. Учет посещаемости, очередность дежурства
II. Повторение пройденного материала (10)
(фронтальный опрос)
Выяснения уровня знаний студентов по предмету путем устного опроса
Вопросы: 1 
III. Изложение нового материала (лекция) (20)
Общие черты культуры кочевников представлены в конском снаряжении. Исследователи 20 века назвали их скифской триадой Факторы, определяющие это единство: - территориальная близость -общие признаки в социально-экономическом укладе -регулярные культурные и политические связи -культурно-мировоззренческая общность -степь-зона противостояния Древней Греции, Ахеменидской Персии и Китаю. Б) Элементы триады 
Общие черты культуры кочевников представлены в конском снаряжении. Исследователи 20 века назвали их скифской триадой Факторы, определяющие это единство: - территориальная близость -общие признаки в социально-экономическом укладе -регулярные культурные и политические связи -культурно-мировоззренческая общность -степь-зона противостояния Древней Греции, Ахеменидской Персии и КитаюЦентральный Казахстанэ. Огромные пространства степи Центральной Азии, издревле населенные кочевниками, именуются Сарыарка. трудах Геродота упоминаются  аргиппеи и  исседоны. На северо-западе Сарыарки жилиаргиппеи, в центре - исседоны, на востоке - аримаспы.
Памятники раннего железного века Центрального Казахстана представлены курганными могильниками. Для этого региона характерны так называемые курганы с «усами». По мнению некоторых ученых они играли роль маяка в степи и определяли стороны света.
Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре (по местности Тасмола в Павлодарской области, где впервые был раскопан курган). В них имеются два захоронения: в большом кургане хоронили человека, в малом - лошадь. В восточном направлении отходят 2 ответвления из камней - «усов» (от 10 до 30 метров). Археолог К.А.Акишев считает, что тасмолинская культура относится к исседонам. Курганы с «усами» являются наиболее часто встречающимися памятниками эпохи раннего железа в Центральном Казахстане.Северный КазахстанОсобенностью структуры стада было наличие крупного рогатого скота.Древнегреческий историк Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа.
В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана.
На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказалатасмолинская культура. Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру.Хорошо исследованы курганы Бирлик, Алыпкаш, Покровка, Бектениз, три поселения: Карлыга, Борки и Кеноткел.
На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века – Актау.
В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки и обработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.
Восточный КазахстанПо сообщению Геродота, восточнее аргиппеев жили исседоны и дальше в горах аримаспы, «стерегущие золото».
В Восточном Казахстане имеются грандиозные царские курганы, место наибольшего их скопления -Шиликтинская долина, где обнаружен 51 курган. В 1960 году был исследован самый большой из них -«Золотой курган», возведенный в VIII-VII вв. до н.э. В Зайсанском районе Восточного Казахстана расположено около 200 крупных курганов, 50 из них носят - «царские».
Самое древнее на земле Казахстана царское погребение VIII века до н.э., находится в кургане Шиликтинском №1. Он был открыт профессором А.Т.Толеубаевым. Эта археологическая сенсация была воспринята как третий «Золотой человек» Казахстана. Его захоронили одежде, украшенной 4325 пластинами из золота в виде фигурок зверей. Самая интересная находка - пятиугольная золотая звезда с лучами из лазурита - символ власти. В Шиликтинском кургане № 5 было обнаружено более 500 золотых пряжек и бляшек. Ученые считают, что Шиликты, Бесшатыр, Иссык, Берель, Боралдай были не просто местами захоронения царей, вождей, а священными местами, где совершались массовые ритуальные обряды и молитвы.
Период V-IV вв. до н.э., эпохи раннежелезного века Восточного Казахстана получил названиеберельского периода. Название связано с Берельским могильником в Катон-Карагайском районе из 40 курганов. В Большом Берельском кургае кроме захоронения человека, найдены останки 16 лошадей. В малых курганах Береля найдены захоронения людей в деревянных саркофагах. Одна из особенностей берельской культуры - большое количество глиняной посуды с суживающимся верхом.
Культура кочевников раннего железного векаПисьменных источников о древних жителях Казахстана сохранилось крайне мало. Ученые черпают сведения в основном из археологических памятников.Древнегреческий географ Страбон писал, что саки прямодушны и верны договорам. У кангюев были развиты песенное и танцевальное искусство, уйсуны достигли мастерства в изготовлении керамических сосудов. Гунны знали письменность. Известны рельефные надписи саков на серебряных чашах.
Зимние жилища гуннов имели уникальную систему отопления: дымоход очага, проложенный горизонтально у стены, обогревал весь дом.
Кочевники изобрели штаны, стремена, кочевую повозку, изогнутую саблю, юрту. Историк Александра Македонского Арриан и Геродот говорят, что саки защищали себя и лошадей медными панцирями. В городище Чирик-Рабат обнаружены железные доспехи сакского воина. Такие доспехи в Европе появились только в средние века.
В искусстве сарматов «звериный стиль» сложился в VII-VI вв. до н.э. Наряду со «звериным стилем» в Центральном Казахстане, начиная с VII-V вв. до н.э., получает развитие полихромный стиль. В III-Vвв. полихромный стиль достиг своего расцвета.
Великий Шелковый путь начинался в Китае и заканчивался в Риме,  проходил через территорию Казахстана. Геродот перечисляет племена, жившие в данных регионах, - сарматы, исседоны, аргиппеи, аримаспы. В VI-III вв. до н.э. древние жители Казахстана торговали с Китаем, Индией, Персией. Об этом свидетельствуют находки в погребениях знати.
Регулярное сообщение по Великому Шелковому пути началось во II в. до н.э.
В зависимости от природных условий определялись формы ведения хозяйства, длительность кочевок, скорость передвижения, видовой состав скота. На юге Казахстана преобладали овцы, на западе больше верблюдов и лошадей, на севере - много крупного рогатого скота. Культура разных племен Казахстана очень схожа. Широкое распространение получил обряд похорон умершего с конем. Древние кочевники поклонялись духам предков, Синему небу (Тенгри).
Антропологический облик древних людейИсторическая антропология исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, живших в разное время в одном и том же регионе.В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры, принадлежавшие кевропеоидному антропологическому типу. Антрополог М.М.Герасимов сделал реконструкцию внешнего вида андроновцев.
Саки были европеоидами, но эти черты у них стали размываться, во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт. Особенно сильны монголоидные черты у саков Северного и Восточного Казахстана, у саков Жетысу и Южного Казахстана монголоидные черты менее выражены. Внешний облик сарматов в Западном Казахстан сходен с обликом уйсунов Жетысу. М.М.Герасимов произвел реконструкцию облика древних жителей Жетысу. У уйсунов стали преобладать монголоидные черты, причем у сакских женщин они были более заметны, чем у мужчин. В железном веке у племен, населявших территорию Казахстана, в антропологическом облике постепенно стали доминировать монголоидные черты.
IV. Закрепление нового материала (5)
(выполнение заданий, оценка знаний и др.)
Выполнение тестовых и практических заданий по учебнику. Устный опрос по теме
V. Домашнее задание (5)
Прочитать параграф 3, выучить стоянки, периоды
VІ. Подведение итогов урока
(Выставление оценок с комментарием, выяснение положительных и отрицательных моментов урока)
Выставление оценок по итогам выполнения заданий
Преподаватель_______________________________________
Методист ______________