МХК 11 класс 1 четверть Архитектура барокко


Архитектура барокко * Стиль барокко (итал. barocco, букв. - причудливый, странный) рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты. Произведения барокко отличаются несоблюдением правил ренессансной гармонии ради более эмоционального взаимодействия со зрителем. * Карта Европы * В XVII в. активно развивались экономика и искусства. * Людовик IV Версаль * * Основа экономики: сельское хозяйство, но его недостаточно для осуществления строительных программ. В связи с этим крупные феодалы начали помогать созданию мануфактур, чем самым способствовали развитию производственных отношений. * Фрауэнкирхе в Дрездене * В эпоху Возрождения строительству городов уделяется особое внимание. Буржуазию не удовлетворяют кривые тесные средневековые переулки. Возникает идея города центричного типа, отражающего синтез рациональных форм римских военных лагерей с естественно развивавшимися концентрическими структурами городов средневековья. * "Идеальный город" эпохи возрождения Пальма Нуова, 1593 г. * Интерес к городскому пейзажу, повседневному быту горожан стимулировал развитие перспективной живописи, жанровых композиций, искусства в целом. * Виа Корсо в Риме, выходящая на площадь дель Пополо * Две церкви, построенные во время, реконструкции площади, рассекают городское движение на три русла и ориентированы апсидами не на восток, а в соответствии с градостроительным замыслом, входом на север. * Городской ансамбль * Палаццо Поли с фонтаном Треви * Церковь Иль-Джезу, Рим * Достройка собора Св. Петра. Карло Мадерна * * Франческо Борромини * Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Борромини * Церковь Санта Мариа ин Кампителли * Палаццо Кариньяно, Турин. Гварино Гварини * Палаццо Пезаро, Венеция. Бальдасар Лонгена * Фасад собора Сан-Марселло аль Корсо (1682-1683) * Вилла Альдобрандини во Фраскати * Замок Казерта * Лувр * Версаль * Франсуа Мансар. Замок Мэзон-Лафитт * Собор Дома Инвалидов в Париже * Вандомская площадь * Парижский дворец (отель) * Французский парк * Хосе Чурригера. Дворец в Мадриде * Стиль «чурригеск» * Павильон Амалиненбург в Нимфенбурге. Франсуа Кювилье * Валтасар Нейман. Аббатство Нересхейм и церковь Фирценхайлигена * Вюрцбургский замок * Архитектура Дрездена в стиле барокко * Цвингер, Дрезден. Маттеус Даниэль Пёппельман * Дворец Сан-Суси, Потсдам. Георг Кнобельсдорф * Андреас Шлютер. Королевский дворец в Берлине * Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального. * Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство. * Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов. * В живописи и скульптуре преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. * Монументальность,Представительность,Живописность,Динамика форм. * В барокко отмечались: - усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, - преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, - чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей - активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов; - неравномерное распределение архитектурных средств; - создание богатой игры светотени, цветовых контрастов - динамичность архитектурных масс. * На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. * Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план и прикрывается декоративными частями. * Иллюзия движения пространства и формы, так называемый динамический принцип, является главным признаком радикального направления в барокко. * Для барокко характерны: Усложнённость планов;Пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми решениями;Обилие кривых, пластичных линий;Изощрённость в формообразовании;Использование живописи, скульптуры. * * * Санкт-Петербург * * Несмотря на приглашение итальянцев, французов, немцев, голландцев и других зодчих, петербургская архитектура времени Петра I — первой четверти XVIII века — сложилась как истинно русское зодчество, в то же время отразившее результаты освоения стилей и прогрессивных приёмов западноевропейского строительства. Смольный монастырь. Санкт-Петербург * Русское барокко * Петровская эпоха * Екатерининский дворец в Пушкине * Андреевская церковь, Киев. Растрелли * Интерьер * Преобладающие и модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом Линии  Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Форма  Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры Характерные элементы интерьера Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления. Конструкции  Контрастные, напряженные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые. Окна  Полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру. Двери  Арочные проемы с колоннами; растительный декор *