Тест по теме Дворцовые перевороты

Дворцовые перевороты
1. В 1726 г. Екатерина I учредила
1) кабинет министров 2) Сенат 3) Верховный тайный совет 4) Земский собор
2. Кто из названных лиц относится к государственным деятелям эпохи императрицы Елизаветы Петровны?
  1) Алексей Аракчеев 2) Алексей Ермолов 3) Иван Шувалов 4) Григорий Потемкин
3. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов?
1) Алексей Михайлович, Петр II
2) Петр I, Павел I
3) Екатерина I, Петр III
4) Елизавета Петровна, Екатерина II
4.В ходе какой из названных войн русские войска заняли Берлин
 1) Ливонской 2) Северной 3) Смоленской 4) Семилетней
5. Понятие «бироновщина» связано с царствованием 
1) Екатерины I
2) Петра II
3) Елизаветы Петровны
4) Анны Иоанновны
6. К эпохе «дворцовых переворотов» относится
1) учреждение Сената 3) создание регулярной армии
2) замена коллегий министерствами 4) попытка ограничения власти монарха «кондициями»
7.Что стало одной из причин свержения с престола Петра III?
1) издание императором манифеста о трёхдневной барщине
2) пренебрежительное отношение императора к русским традициям
3) отсутствие у императора законных прав на российский престол
4) жестокое подавление восстания под предводительством Е. И. Пугачёва
8. Какой документ был принят в царствование Екатерины II?
1) Учреждения для управления губерниями
2) Манифест о незыблемости самодержавия
3) Указ о единонаследии
4) Учреждение Государственного совета
9. Что из названного относится к политике Екатерины II в области образования?
1) открытие Московского университета
2) учреждение Шляхетского (дворянского) корпуса для подготовки офицеров
3) преобразование цифирных школ в солдатские
4) основание Славяно-греко-латинской академии
10. Разделы Речи Посполитой произошли в царствование
1) Алексея Михайловича 2) Фёдора Алексеевича 3) Петра I 4) Екатерины II
11. Какое из названных сооружений спроектировал архитектор В. И. Баженов?
1) дом Пашкова в Москве
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
4) Смольный институт в Санкт-Петербурге
.
12. Григорий Спиридов и Фёдор Ушаков  это
1) полководцы времён Алексея Михайловича
2) флотоводцы времён Петра I
3) полководцы Семилетней войны
4) флотоводцы времён Екатерины II
13. В число помощников Екатерины II в государственных делах входили
1) Ф. Лефорт, А. Д. Меншиков
2) Г. А. Потёмкин, Н. И. Панин
3) А. П. Волынский, Э. И. Бирон
4) И. И. Воронцов, П. И. Шувалов
14. Секуляризация церковных земель была проведена в годы правления
1) Екатерины II 2) Николая I 3) Екатерины I 4) Петра I
15. Какое событие произошло в царствование Екатерины II?
1) учреждение Вольного экономического общества 3) издание свода законов Российской империи
2) учреждение коллегий вместо системы приказов 4) издание указа о единонаследии
16. Принятая в 1785 г. «Жалованная грамота городам» была направлена на
1) введение системы городского самоуправления 3) ликвидацию «белых слобод»
2) создание в городах магистратов 4) учреждение коллегий
17. Прочтите отрывок из книги историка и укажите имя императрицы, о которой идет речь.
 «По инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия). ...Проект не был утвержден императрицей, все более к этому времени занятой не столько государственными делами, сколько своей меркнущей красотой. Она слыла первой красавицей того времени и очень переживала, когда довольно быстро стала стареть... Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной».
1) Екатерина I 2) Анна Иоанновна 3) Елизавета Петровна 4) Екатерина II
17.После завершения Семилетней войны Россия вернула Пруссии все захваченные у неё территории, потому что
1) такова была воля нового российского императора Петра III
2) эта война закончилась для России поражением
3) началась война с Турцией, что вынудило Россию перебросить войска из Пруссии на юг
4) большинство ведущих европейских держав угрожали выступить против России на стороне Пруссии
18. Прочтите отрывок из произведения историка И. В. Курукина и укажите, о каком историческом деятеле идёт речь.
«Конечно, мелкому курляндскому дворянину сомнительного происхождения помог "его величество случай": расторопный управляющий сумел не только войти в доверие, но и найти дорогу к сердцу московской царевны; она, в свою очередь, внезапно из захолустной вдовы (благодаря приглашению верховников) превратилась в российскую императрицу. <> Он с успехом освоил новую для российского двора роль и превратил малопочтенный образ "временщика" в настоящий институт власти с неписанными, но чётко очерченными правилами и границами».
1) Ф. Я. Лефорт 2) Э. И. Бирон 3) А. И. Остерманн 4) Я. В. Брюс
19. Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите имя императрицы, о которой идет речь.
«Первое время по вступлении на престол сама принимала деятельное участие в государственных делах...[затем] передала управление Империей в руки своих сотрудников, только изредка, между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимание иностранной политике... Более других интересовал ещё вопрос о престолонаследии... Чтобы успокоить умы, вызвала в Петербург своего племянника, Карла-Петра-Ульриха [Петра Федоровича], который был провозглашен наследником престола».
1) Елизавета Петровна 2) Екатерина I 3) Анна Иоанновна 4) Екатерина II
20. Прочтите отрывок из указа и определите, кто издал этот указ.
«Объявляем во всенародное известие. Желая разными способами благополучие и силу государства умножать и всегда к этому желание и попечение имея...
...Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутри государства таможенных пошлин происходят отягощения для платящих оные... ...Из нашей императорской милости к народу и любви к отечеству, верноподданных наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов...»
1) Анна Иоанновна 2) Пётр I 3) Елизавета Петровна 4) Екатерина II
21. Кто из названных лиц был известным русским историком в XVIII в.?
1) В. В. Татищев 2) С. М. Соловьёв 3) В. О. Ключевский 4) К. Д. Кавелин
22. Крупнейшим архитектором стиля барокко в России являлся
1) М. Казаков 2) В. Баженов 3) В. Растрелли 4) К. Росси
23. Выдающимися архитекторами XVIII в. были
1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин
2) Матвей Казаков, Василий Баженов
3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов
4) Иван Кулибин, Иван Ползунов
24. Кто из названных деятелей культуры был драматургом XVIII в.?
  1) А. П. Сумароков 2) А. А. Иванов 3) М. И. Глинка 4) О. И. Бове
25. Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?
1) Д. И. Фонвизин 2) В. К. Тредиаковский 3) Ф. Г. Волков 4) М. В. Ломоносов
26. Э. М. Фальконе создал в 1782 г
1) памятник Петру I 2) Зимний дворец 3) дворец в Царском Селе 4) дворец в Петергофе
27. Какой памятник архитектуры построен по проекту В. Растрелли?
1) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
2) собор Василия Блаженного в Москве
3) Успенский собор Московского Кремля
4) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
28. С кем из названных лиц связано создание Московского университета?
1) М. В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым
2) Н. И. Новиковым и Екатериной II
3) Ф. Прокоповичем и Петром I
4) А. Т. Болотовым и Е. Р. Дашковой
29. Кто из названных лиц был мореплавателем, капитаном русского флота, доказавшим, что Азия и Америка разделены проливом?
1) В. Поярков 2) Е. Хабаров 3) Ф. Ушаков 4) В. Беринг
30. Создание какого из перечисленных архитектурных памятников относится к XVIII в.?
1) Теремной дворец в Москве
2) Церкви Покрова в Филях
3) Зимний дворец в Петербурге
4) Церкви Вознесения в Коломенском
31. Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Меншиков, 2) Потёмкин, 3) Миних, 4) Румянцев, 5) Канкрин, 6) Бенкендорф.
32. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Сенат, 2) кондиции, 3) коллегии, 4) отруб, 5) Синод, 6) Негласный комитет.
33. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) А. Д. Меншиков, 2) Г. А. Потемкин, 3) П. И. Шувалов, 4) П. Я. Румянцев, 5) Н. Н. Новосильцев,
6) Е. Ф. Канкрин
34. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Коллегии, 2) фискал, 3) бироновщина, 4) земская управа, 5) отруб.
35. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
1) Государственный Совет
2) кондиции
3) коллегии
4) верховники
5) Уложенная Комиссия
6) Государственная Дума
36. Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением двух, обозначают государственные органы Российской империи в XVIII–XIX вв. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
1) Земский собор; 2) Верховный тайный совет; 3) Приказ Тайных дел; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия; 6) Комитет министров.
37. Напишите пропущенное слово.
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.
38. Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием _____________.
39. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского,
Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Б) «Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.
А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.
В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью <> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе.»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Отрывок относится к началу правления династии Романовых.
2) Условия подписанные императрицей, впоследствии были ее нарушены.
3) Императрица, о которой идет речь в отрывке, была дочерью Петра I
4) Правление данной императрицы характеризовалось засильем иностранцев.
5) В годы правления этой императрицы Российская империя закрепила за собой Крым и Причерноморье.
6) В годы правления этой императрицы был открыт Московский Университет.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

40. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «...Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета».
Б) «...Для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искуснейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Разработке данного документа способствовал И.И. Шувалов.
2) Данный документ привел к изменению государственного устройства Российской империи.
3) Учреждение, о котором говорится в документе, существует и в настоящее время.
4) В составлении данного документа принимали участие члены Верховного тайного совета.
5) Данный документ был составлен в эпоху дворцовых переворотов.
6) Данным документом руководствовался новый монарх при управлении страной.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

41. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «...Мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничижать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут».
Б) «В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении [самозванца], прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет о Лжедмитрии I.
2) Автор текста был председателем Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете.
3) Данный документ был подписан Екатериной II.
4) Данный документ относится к царствованию Петра III.
5) После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.
6) Данный документ-отрывок из «Манифеста о даровании вольности российскому дворянству» 1762г. 
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

42. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».
Б) «По инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия). ...Проект не был утверждён императрицей, всё более к этому времени занятой не столько государственными делами, сколько своей меркнущей красотой. Она слыла первой красавицей того времени и очень переживала, когда довольно быстро стала стареть... Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В документе идет речь о дочери Петра I.
2) Описанные события происходили и XVIII в.
3) В документе идёт речь о дочери Алексея Михайловича.
4) Описанные события происходили в XVII в.
5) В документе идёт речь о Екатерине II.
6) Описанные события происходили в XIX в.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

43. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Появление ассигнационных рублей было вызвано большими расходами правительства на военные нужды, приведшими к нехватке серебра в казне (поскольку все расчёты, особенно с зарубежными поставщиками, велись исключительно в серебряных и золотых монетах). Нехватка серебра и огромные массы медных денег во внутрироссийском торговом обороте приводили к тому, что крупные платежи было крайне сложно осуществлять. Всё это вызвало необходимость введения неких государственных обязательств, своего рода векселей для крупных расчётов. В манифесте императрицы говорилось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и подлежат немедленному обмену на монеты по первому требованию в любых количествах».
Б) «В результате реформы была установлена единообразная система денежных знаков. Новой общегосударственной монетой стала копейка весом 0,68 г. Самой мелкой денежной единицей была полушка 0,17 г серебра. Монетная реформа имела ряд особенностей и загадок: изображение на деньгах «ездца с копьем» появилось не сразу. Первоначально была «мечевая копейка», на которой всадник изображен не с копьем, а с мечом. Доказательством того, что сначала была мечевая копейка, являются клады, которые представлены только мечевой копейкой, без единой монетки всадника с копьем. Любопытно, что монеты рублевого достоинства не чеканились и в обращении не находились, рубль учитывался при расчетах и определении цен лишь в качестве условной единицы».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Денежная реформа третьей четверти XVIII века.
2) В период руководства страной этого государственного деятеля произошёл Медный бунт.
3)Сын государственного деятеля, проводившего реформу, был последним правителем из этой династии.
4) Реформа была проведена во второй четверти XVI века.
5) Непосредственным предшественником государственного деятеля, проводившего реформу, был Василий III.
6) В этот период времени Россия осуществила первый внешний денежный заём.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

44. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель
Годы правления
Современник правителя

Император Петр I
16821725
__________(А)

__________(Б)
__________(В)
патриарх Никон

Императрица Елизавета Петровна
__________(Г)
М. Ломоносов

__________(Д)
1774-1792гг.
__________(Е)

Пропущенные элементы:
1) царь Алексей Михайлович
2) Людовик XVI
3) А. Д. Меншиков
4) Робеспьер
5) 16451676 гг.
6) 17411761 гг.
7) 17621796 гг.
8) кардинал Ришелье
9) 16131645 гг.
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 

45. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Монарх
Событие
Дата события

Елизавета Петровна
__________(A)
__________(Б)

__________(B)
назначение первым министром кардинала Ришелье
1624 г.

Пётр I
__________(Г)
1721 г.

__________(Д)
__________(E)
1762 г.

 Пропущенные элементы
1) Людовик XIII
2) Людовик XIV
3) Пётр III
4) принятие Манифеста о вольности дворянской
5) основание Московского университета
6) учреждение Святейшего Синода
7) 1726 г.
8) 1736 г.
9) 1755 г.
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 

46. В XVIII веке в России правили два великих императора  Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения).
47. В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий).
48. В 1762 г., свергнув Петра III, на престол вступила Екатерина II. Но политика свергнутого мужа была во многом продолжена новой императрицей. Проиллюстрируйте это положение тремя примерами.
49. Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора.
50. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
51. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
«Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно... Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол». (А. Б. Каменский, историк)
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
 Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
52. Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 17731775 гг.
Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
53. Высказывается следующая оценка влияния «наследства» Петра Великого на последующее развитие России. 
«Российское государство и общество в послепетровское время (вторая четверть-вторая половина XVIII в.) полностью сохранило то внутриполитическое и социальное «наследство», которое оставил после себя Петр Великий»
 Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.
54. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
Царствование Анны Иоанновны стало временем долгожданной стабильности после петровских потрясений и череды придворных интриг. Был осуществлён ряд мер в социальной сфере, в области регулирования промышленности и торговли, сферы управления.
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
55. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
 «Сословная политика Екатерины II имела исключительно продворянский характер».
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
56. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Политика Екатерины II не соответствовала идеалам просветителей, поклонницей которых провозглашала себя императрица».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
57. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
 «Ближайшие преемники Петра I на престоле (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна) предали его политический курс и не отличались бережным отношением к его наследию».
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Аргументы в подтверждение:
1)
2)
Аргументы в опровержение:
1)
2)

Дворцовые перевороты
1. В 1726 г. Екатерина I учредила
1) кабинет министров 2) Сенат 3) Верховный тайный совет 4) Земский собор
Пояснение. В 1726 году Екатерина I учредила Верховный тайный совет. Земский соборы действовали в России в XVIXVII вв. Сенат был учрежден в 1711 г. Кабинет министров появился в России в XIX в.
2. Кто из названных лиц относится к государственным деятелям эпохи императрицы Елизаветы Петровны? 1) Алексей Аракчеев 2) Алексей Ермолов 3) Иван Шувалов 4) Григорий Потемкин
Пояснение. Правильный ответ: 3. Иван Шувалов, один из основателей Московского университета и Академии художеств  известный государственный деятель правления Елизаветы Петровны. Алексей Аракчеев  политический деятель правления Александра I. Деятельность полководца Алексея Ермолова относится к царствованию Николая I. Григорий Потемкин был фаворитом императрицы Екатерины II.
3. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов?
1) Алексей Михайлович, Петр II
2) Петр I, Павел I
3) Екатерина I, Петр III
4) Елизавета Петровна, Екатерина II
Пояснение. Правильный ответ: 4 В результате дворцовых переворотов к власти пришли Елизавета Петровна, Екатерина II. Они вступили на престол без завещания, то есть не имея законных прав. Также из перечисленных правителей в результате дворцового переворота к власти пришла Екатерина I. Остальные имели законные права на престол.
4.В ходе какой из названных войн русские войска заняли Берлин
 1) Ливонской 2) Северной 3) Смоленской 4) Семилетней
Пояснение. Правильный ответ: 4. В 1760 году русские войска, разгромив прусскую армию, заняли Берлин во время Семилетней войны 1756-1763 гг.
5. Понятие «бироновщина» связано с царствованием 
1) Екатерины I
2) Петра II
3) Елизаветы Петровны
4) Анны Иоанновны
Пояснение. Правильный ответ: 4. Понятие «бироновщина» связано с царствованием императрицы Анны Иоанновны. Фаворитом и всесильным правителем Анны Иоанновны был Э. И. Бирон. Период «бироновщины» характеризуют засильем иностранцев в структурах государственной власти.
6. К эпохе «дворцовых переворотов» относится
1) учреждение Сената 3) создание регулярной армии
2) замена коллегий министерствами 4) попытка ограничения власти монарха «кондициями»
Пояснение. Правильный ответ: 4. К эпохе «дворцовых переворотов» (17251762 гг.) относится попытка ограничения власти монарха «кондициями»  Верховный Тайный Совет предложил Анне Иоанновне подписать кондиции при вступлении на престол в 1730г. Создание регулярной армии и учреждение Сената связано с периодом реформ Петра I. Замена коллегий министерствами произошла при Александре I.
7.Что стало одной из причин свержения с престола Петра III?
1) издание императором манифеста о трёхдневной барщине
2) пренебрежительное отношение императора к русским традициям
3) отсутствие у императора законных прав на российский престол
4) жестокое подавление восстания под предводительством Е. И. Пугачёва
Пояснение. Правильный ответ: 2
1) издание императором манифеста о трёхдневной барщине - Павел I
2) пренебрежительное отношение императора к русским традициям - да, именно, это отличало Петра III, который был поклонником всего прусского
3) отсутствие у императора законных прав на российский престол - нет, он имел законные права на престол
4) жестокое подавление восстания под предводительством Е. И. Пугачёва - Екатерина II
8. Какой документ был принят в царствование Екатерины II?
1) Учреждения для управления губерниями
2) Манифест о незыблемости самодержавия
3) Указ о единонаследии
4) Учреждение Государственного совета
Пояснение. Правильный ответ: 1 Екатерина Вторая провела губернскую реформу.
9. Что из названного относится к политике Екатерины II в области образования?
1) открытие Московского университета
2) учреждение Шляхетского (дворянского) корпуса для подготовки офицеров
3) преобразование цифирных школ в солдатские
4) основание Славяно-греко-латинской академии
Пояснение. Правильный ответ: 3. К политике Екатерины II в области образования относится преобразование цифирных школ в солдатские. Московский университет был открыт в 1755 г. в правление Елизаветы Петровны. Шляхетский корпус был открыт при Анне Иоанновне. Славяно-греко-латинская академия основана в 1687 г.
10. Разделы Речи Посполитой произошли в царствование
1) Алексея Михайловича 2) Фёдора Алексеевича 3) Петра I 4) Екатерины II
Пояснение. Правильный ответ: 4. Три раздела Речи Посполитой произошли в 1772, 1793, 1795 гг. Эти разделы относятся к внешней политике Екатерины II (17621796).
11. Какое из названных сооружений спроектировал архитектор В. И. Баженов?
1) дом Пашкова в Москве
2) Успенский собор Московского Кремля
3) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
4) Смольный институт в Санкт-Петербурге
Пояснение. Правильный ответ: 1. В. И. Баженов построил дом Пашкова в Москве. Успенский собор Московского Кремля строил Аристотель Фиораванти. Зимний дворец  Растрелли. Смольный институт  Кваренги.
12. Григорий Спиридов и Фёдор Ушаков  это
1) полководцы времён Алексея Михайловича
2) флотоводцы времён Петра I
3) полководцы Семилетней войны
4) флотоводцы времён Екатерины II
Пояснение. Правильный ответ: 4. Григорий Спиридов и Фёдор Ушаков  это флотоводцы времён Екатерины II, военноначальники русско-турецких войн. Русский флот под командованием Спиридова одержал победу в Чесменской битве в 1770 году. В 1790 году в сражении у острова Тендра Ушаков одержал победу над турками.
13. В число помощников Екатерины II в государственных делах входили
1) Ф. Лефорт, А. Д. Меншиков
2) Г. А. Потёмкин, Н. И. Панин
3) А. П. Волынский, Э. И. Бирон
4) И. И. Воронцов, П. И. Шувалов
Пояснение. Правильный ответ: 2 В число помощников Екатерины II в государственных делах входили Г. А. Потёмкин, Н. И. Панин. Ф. Лефорт, А. Д. Меншиков государственные деятели эпохи Петра I. Деятельность А. П. Волынского и Э. И. Бирона относится к правлению Анны Иоанновны. И. И. Воронцов, П. И. Шувалов государственные деятели царствования Елизаветы Петровны.
14. Секуляризация церковных земель была проведена в годы правления
1) Екатерины II 2) Николая I 3) Екатерины I 4) Петра I
Пояснение. Правильный ответ: 1. Вступив на престол Екатерина отменила указ Петра III о секуляризации земель у церкви. Но уже в февр. 1764 г. вновь издала указ о лишении Церкви земельной собственности. Монастырские крестьяне числом ок 2 млн чел. обоего пола были изъяты из ведения духовенства и переданы в управление Коллегии экономии. В ведении государства вошли вотчины церквей, монастырей и архиереев.
15. Какое событие произошло в царствование Екатерины II?
1) учреждение Вольного экономического общества 3) издание свода законов Российской империи
2) учреждение коллегий вместо системы приказов 4) издание указа о единонаследии
Пояснение. Правильный ответ: 1. Екатерина II учредила Вольное экономическое общество.
16. Принятая в 1785 г. «Жалованная грамота городам» была направлена на
1) введение системы городского самоуправления 3) ликвидацию «белых слобод»
2) создание в городах магистратов 4) учреждение коллегий
Пояснение. Правильный ответ: 1 Принятая в 1785 г. «Жалованная грамота городам» была направлена на введение системы городского самоуправления. Городское население избирало городского голову, членов магистрата и гласных общей градской думы. Магистраты в городах были созданы в 1720 году. «Белые слободы» были ликвидированы в 1649 году. Коллегии были учреждены в 1718 году.
17. Прочтите отрывок из книги историка и укажите имя императрицы, о которой идет речь.
 «По инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия). ...Проект не был утвержден императрицей, все более к этому времени занятой не столько государственными делами, сколько своей меркнущей красотой. Она слыла первой красавицей того времени и очень переживала, когда довольно быстро стала стареть... Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной».
1) Екатерина I 2) Анна Иоанновна 3) Елизавета Петровна 4) Екатерина II
Пояснение. Правильный ответ: 3 Речь идет об императрице Елизавете Петровне(17411761 гг.). Граф И. И. Шувалов государственный деятель ее правления, состоял в переписке с Вольтером, в памятной записке для Елизаветы предлагал ввести «непременые законы». Также в 1756 г. при Елизавете Петровне началась Семилетняя война.
17.После завершения Семилетней войны Россия вернула Пруссии все захваченные у неё территории, потому что
1) такова была воля нового российского императора Петра III
2) эта война закончилась для России поражением
3) началась война с Турцией, что вынудило Россию перебросить войска из Пруссии на юг
4) большинство ведущих европейских держав угрожали выступить против России на стороне Пруссии
Пояснение. Правильный ответ: 1 Петр III был поклонником военного таланта прусского короля Фридриха, поэтому вступив на престол поспешил заключить мир и вернуть Пруссии все территории.
18. Прочтите отрывок из произведения историка И. В. Курукина и укажите, о каком историческом деятеле идёт речь.
«Конечно, мелкому курляндскому дворянину сомнительного происхождения помог "его величество случай": расторопный управляющий сумел не только войти в доверие, но и найти дорогу к сердцу московской царевны; она, в свою очередь, внезапно из захолустной вдовы (благодаря приглашению верховников) превратилась в российскую императрицу. <> Он с успехом освоил новую для российского двора роль и превратил малопочтенный образ "временщика" в настоящий институт власти с неписанными, но чётко очерченными правилами и границами».
1) Ф. Я. Лефорт 2) Э. И. Бирон 3) А. И. Остерманн 4) Я. В. Брюс
Пояснение. Правильный ответ: 2 Речь идет о Э. И. Бироне  всесильном временщике царствования Анны Иоанновны. Она была приглашена править в Россию из Курляндии и привезла с собой немецкий двор, в том числе и своего фаворита Бирона.
19. Прочитайте отрывок из исторического документа и укажите имя императрицы, о которой идет речь.
«Первое время по вступлении на престол сама принимала деятельное участие в государственных делах...[затем] передала управление Империей в руки своих сотрудников, только изредка, между охотой, обедней и балом она уделяла немного внимание иностранной политике... Более других интересовал ещё вопрос о престолонаследии... Чтобы успокоить умы, вызвала в Петербург своего племянника, Карла-Петра-Ульриха [Петра Федоровича], который был провозглашен наследником престола».
1) Елизавета Петровна 2) Екатерина I 3) Анна Иоанновна 4) Екатерина II
Пояснение. Правильный ответ: 1 Речь идет об императрице Елизавете Петровне. Она вошла в историю как «веселая Елизавет». В качестве наследника Елизавета Петровна пригласила в Россию своего племянника Карла-Петра-Ульриха [Петра Федоровича], сына своей родной сестры Анны Петровны.
20. Прочтите отрывок из указа и определите, кто издал этот указ.
«Объявляем во всенародное известие. Желая разными способами благополучие и силу государства умножать и всегда к этому желание и попечение имея...
...Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутри государства таможенных пошлин происходят отягощения для платящих оные... ...Из нашей императорской милости к народу и любви к отечеству, верноподданных наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов...»
1) Анна Иоанновна 2) Пётр I 3) Елизавета Петровна 4) Екатерина II
Пояснение. Правильный ответ: 3 В 1754 г. правительство также отменило внутренние таможенные и торговые канцелярские сборы и таможенное обложение товаров. Это было в царствование Елизаветы Петровны.
21. Кто из названных лиц был известным русским историком в XVIII в.?
1) В. В. Татищев 2) С. М. Соловьёв 3) В. О. Ключевский 4) К. Д. Кавелин
Пояснение. Правильный ответ: 1. Известным русским историком в XVIII в. был В. В.  Татищев (16861750 гг.). С. М. Соловьёв, В. О. Ключевский  историки XIX века. К. Д. Кавелин  западник.
22. Крупнейшим архитектором стиля барокко в России являлся
1) М. Казаков 2) В. Баженов 3) В. Растрелли 4) К. Росси
Пояснение. Правильный ответ: 3 Крупнейшим архитектором стиля барокко в России являлся В. Растрелли. Расцвет этого архитектурного стиля приходится на середину XVIII века. Остальные архитекторы работали в стиле классицизм.
23. Выдающимися архитекторами XVIII в. были
1) Дмитрий Фонвизин, Гавриил Державин
2) Матвей Казаков, Василий Баженов
3) Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов
4) Иван Кулибин, Иван Ползунов
Пояснение. Правильный ответ: 2. Выдающимися архитекторами XVIII в. были Матвей Казаков, Василий Баженов, которые работали в Москве. Денис Фонвизин, Гавриил Державин писатели. Владимир Боровиковский, Фёдор Рокотов художники. Иван Кулибин, Иван Ползунов изобретатели.
24. Кто из названных деятелей культуры был драматургом XVIII в.?
  1) А. П. Сумароков 2) А. А. Иванов 3) М. И. Глинка 4) О. И. Бове
Пояснение. Правильный ответ: 1 Иванов художник, Глинка композитор, Бове архитектор.
25. Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?
1) Д. И. Фонвизин 2) В. К. Тредиаковский 3) Ф. Г. Волков 4) М. В. Ломоносов
Пояснение. Правильный ответ: 3 Первый профессиональный театр был основан в Ярославле Федором Волковым.
26. Э. М. Фальконе создал в 1782 г
1) памятник Петру I 2) Зимний дворец 3) дворец в Царском Селе 4) дворец в Петергофе
Пояснение. Правильный ответ: 1. По распоряжению Екатерины II Фальконе создал скульптурный памятник Петру I знаменитый «Медный всадник».
27. Какой памятник архитектуры построен по проекту В. Растрелли?
1) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
2) собор Василия Блаженного в Москве
3) Успенский собор Московского Кремля
4) Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Пояснение. Правильный ответ: 4 По проекту В. Растрелли был построен в Санкт-Петербурге Зимний дворец.
28. С кем из названных лиц связано создание Московского университета?
1) М. В. Ломоносовым и И.И. Шуваловым
2) Н. И. Новиковым и Екатериной II
3) Ф. Прокоповичем и Петром I
4) А. Т. Болотовым и Е. Р. Дашковой
Пояснение. Правильный ответ: 1 Ломоносов и Шувалов были инициаторами и организаторами Московского университета.
29. Кто из названных лиц был мореплавателем, капитаном русского флота, доказавшим, что Азия и Америка разделены проливом?
1) В. Поярков 2) Е. Хабаров 3) Ф. Ушаков 4) В. Беринг
Пояснение. Правильный ответ: 4 Наличие пролива между Евразией и Америкой доказал Беринг.
30. Создание какого из перечисленных архитектурных памятников относится к XVIII в.?
1) Теремной дворец в Москве
2) Церкви Покрова в Филях
3) Зимний дворец в Петербурге
4) Церкви Вознесения в Коломенском
Пояснение. Правильный ответ: 3. Теремной дворец в Москве 17 в., Церкви Покрова в Филях 17в., Зимний дворец в Петербурге 18 в., Церкви Вознесения в Коломенском 16 в.
31. Ниже приведён ряд имён видных государственных и военных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Меншиков, 2) Потёмкин, 3) Миних, 4) Румянцев, 5) Канкрин, 6) Бенкендорф.
Пояснение. Ответ: 5, 6. Лишнее: Канкрин  автор финансовой реформы в царствование Николая I. Бенкендорф тоже являлся государственным деятелем эпохи Николая.
32. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Сенат, 2) кондиции, 3) коллегии, 4) отруб, 5) Синод, 6) Негласный комитет.
Пояснение. Ответ: 4, 6. Лишнее: Негласный комитет  неофициальное правительство императора Александра I, которое разрабатывало проекты реформ в 18011803 гг. Отруб, введен во время Столыпинской аграрной реформы.
33. Ниже приведен ряд имен видных государственных деятелей. Все они, за исключением двух, относятся к XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) А. Д. Меншиков, 2) Г. А. Потемкин, 3) П. И. Шувалов, 4) П. Я. Румянцев, 5) Н. Н. Новосильцев,
6) Е. Ф. Канкрин
Пояснение. Ответ: 5, 6. Лишнее: Н. Н. Новисильцев являлся государственным деятелем правления Александра I (18011825 гг.) и Е. Ф. канкрин был министром при Николае Первом. А. Д. Меншиков был государственным деятелем в правление Петра I, П. И. Шувалов  государственным деятелем в правление Елизаветы Петровны, Г. А. Потемкин и П. Я. Румянцев  полководцы царствования Екатерины II.
34. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
1) Коллегии, 2) фискал, 3) бироновщина, 4) земская управа, 5) отруб.
Пояснение. Ответ: 4, 5. Лишнее: земская управа. Земская управа являлась органом местного самоуправления, появившаяся в России в результате земской реформы 1864 года. И отруб, появился по реформе Столыпина.
35. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVIII в. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
1) Государственный Совет
2) кондиции
3) коллегии
4) верховники
5) Уложенная Комиссия
6) Государственная Дума
Пояснение. Ответ: 1, 6. Верно: Государственный Совет был создан в 1810 г., Государственная Дума в XXв. коллегии центральные органы отраслевого управления XVIII в. Понятия кондиции, верховники, Синод связаны с событиями XVIII в.
36. Ниже приведён перечень названий. Все они, за исключением двух, обозначают государственные органы Российской империи в XVIII–XIX вв. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
1) Земский собор; 2) Верховный тайный совет; 3) Приказ Тайных дел; 4) Государственный совет; 5) Военная коллегия; 6) Комитет министров.
Пояснение. Ответ: 1,3.Земские соборы и Приказ Тайных дел прекратили свое существований в XVIIв.
37. Напишите пропущенное слово.
Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.
Пояснение. Классицизм  направление в русской культуре в XVIII веке, считавшее образцом античное наследие.
38. Напишите пропущенное слово.
Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием _____________.
Пояснение. Становление абсолютизма характеризуется полнотой верховной власти в руках монарха. Этот процесс в России проходил со второй половины XVII века и в течении XVIII века.
39. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императора и самодержца Всероссийского,
Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1. Ни с кем войны не всчинять.
2. Миру не заключать.
3. Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4. В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.
5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.
6. Вотчины и деревни не жаловать.
7. В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного Тайного совета не производить.
8. Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих поданных в неотменной своей милости содержать.
А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Б) «Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.
А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.
В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью <> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе.»
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Отрывок относится к началу правления династии Романовых.
2) Условия подписанные императрицей, впоследствии были ее нарушены.
3) Императрица, о которой идет речь в отрывке, была дочерью Петра I
4) Правление данной императрицы характеризовалось засильем иностранцев.
5) В годы правления этой императрицы Российская империя закрепила за собой Крым и Причерноморье.
6) В годы правления этой императрицы был открыт Московский Университет.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

Пояснение. Ответ: 2, 4, 3, 6.
1) Отрывок относится к началу правления династии Романовых  нет.
2) Условия подписанные императрицей, впоследствии были ее нарушены  да, к отрывку А, это Анна Иоановна.
3) Императрица, о которой идет речь в отрывке, была дочерью Петра I  да, к отрывку Б, это Елизавета Петровна.
4) Правление данной императрицы характеризовалось засильем иностранцев  да, к отрывку А, это Анна Иоановна.
5) В годы правления этой императрицы Российская империя закрепила за собой Крым и Причерноморье  нет.
6) В годы правления этой императрицы был открыт Московский Университет  да, к отрывку Б, это Елизавета Петровна.
40. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «...Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:
1) Ни с кем войны не всчинять.
2) Миру не заключать.
3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать.
4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета».
Б) «...Для содержания в оном университете достойных профессоров и в гимназиях учителей, и для прочих надобностей, как ныне на первой случай, так и повсягодно, всемилостивейше мы определили довольную сумму денег, дабы ни в чем и никакого недостатка быть не могло, но тем более от времени до времени чрез прилежание определенных кураторов, которым сие толь важное дело от нас всемилостивейше вверено, и чрез искуснейших профессоров науки в нашей империи распространялись и в цветущее состояние приходили, чего мы к совершенному нашему удовольствию ожидать имеем; и для того всех находящихся в оном университете, высочайшею нашею протекциею обнадеживаем; а кои особливую прилежность и добропорядочные свои поступки окажут, те пред другими с отменными авантажами в службу определены будут; и об оном для всенароднаго известия сие наше всемилостивейшее соизволение публиковать повелели, о чем сим и публикуется».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Разработке данного документа способствовал И.И. Шувалов.
2) Данный документ привел к изменению государственного устройства Российской империи.
3) Учреждение, о котором говорится в документе, существует и в настоящее время.
4) В составлении данного документа принимали участие члены Верховного тайного совета.
5) Данный документ был составлен в эпоху дворцовых переворотов.
6) Данным документом руководствовался новый монарх при управлении страной.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

Пояснение. Ответ: 4, 5, 1, 3. Документ А  отрывок из кондиций, предъявленных Анне Иоановне . Документ Б посвящен открытию Московского университета.
1) Разработке данного документа способствовал И. И. Шувалов  да, верно, относится к документу Б.
2) Данный документ привел к изменению государственного устройства Российской империи  нет, неверно.
3) Учреждение, о котором говорится в документе, существует и в настоящее время  да, верно, относится к документу Б.
4) В составлении данного документа принимали участие члены Верховного тайного совета  да, верно, относится к документу А.
5) Данный документ был составлен в эпоху дворцовых переворотов-да, верно, относится к документу А.
6) Данным документом руководствовался новый монарх при управлении страной  нет, неверно
41. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «...Мы надеемся, что все благородное российское дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, по своей к нам всеподданической верности и усердию побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, и честным и незазорным образом оную по крайней возможности продолжать, не меньше и детей своих с прилежностью и рачением обучать благопристойным наукам, ибо все те, кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности все время препровождать будут, так и детей своих в пользу отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать и уничижать всем нашим верноподданным и истинным сынам отечества повелеваем, и ниже ко двору нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах терпимы будут».
Б) «В гнезде наиболее гонимого Борисом боярства с Романовыми во главе, по всей вероятности, и была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве. Недаром Борис, как только услыхал о появлении [самозванца], прямо сказал боярам, что это их дело, что они подставили самозванца».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке речь идет о Лжедмитрии I.
2) Автор текста был председателем Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете.
3) Данный документ был подписан Екатериной II.
4) Данный документ относится к царствованию Петра III.
5) После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю.
6) Данный документ-отрывок из «Манифеста о даровании вольности российскому дворянству» 1762г. 
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

Пояснение. Ответ: 4, 6, 1, 2. Документ А  отрывок из Манифеста о вольности дворянской Петра III. Документ Б из лекций Ключевского В. О. о самозванце Лжедмитрии I.
1) В отрывке речь идет о Лжедмитрии I  да, верно, относится к документу Б.
2) Автор текста был председателем Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете  да, верно, относится к документу Б.
3) Данный документ был подписан Екатериной II  нет, неверно.
4) Данный документ относится к царствованию Петра III  да, верно, относится к документу А.
5) После издания этого документа большая часть дворян отпустила своих крепостных на волю  нет, неверно.
6) Данный документ отрывок из «Манифеста о даровании вольности российскому дворянству» 1762 г.  да, верно, относится к документу А.
42. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии».
Б) «По инициативе Шувалова была создана Комиссия для составления нового свода законов (Уложенная комиссия). ...Проект не был утверждён императрицей, всё более к этому времени занятой не столько государственными делами, сколько своей меркнущей красотой. Она слыла первой красавицей того времени и очень переживала, когда довольно быстро стала стареть... Что же касается экономических реформ Шувалова, то они были прерваны начавшейся Семилетней войной».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В документе идет речь о дочери Петра I.
2) Описанные события происходили и XVIII в.
3) В документе идёт речь о дочери Алексея Михайловича.
4) Описанные события происходили в XVII в.
5) В документе идёт речь о Екатерине II.
6) Описанные события происходили в XIX в.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

Пояснение. Ответ: 3, 4, 1, 2.
Текст А посвящен царевне Софье, дочери Алексея Михайловича.
Текст Б посвящен попытке созыва Уложенной Комиссии при Елизавете Петровне.
43. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Появление ассигнационных рублей было вызвано большими расходами правительства на военные нужды, приведшими к нехватке серебра в казне (поскольку все расчёты, особенно с зарубежными поставщиками, велись исключительно в серебряных и золотых монетах). Нехватка серебра и огромные массы медных денег во внутрироссийском торговом обороте приводили к тому, что крупные платежи было крайне сложно осуществлять. Всё это вызвало необходимость введения неких государственных обязательств, своего рода векселей для крупных расчётов. В манифесте императрицы говорилось, что ассигнации имеют хождение наравне с монетой и подлежат немедленному обмену на монеты по первому требованию в любых количествах».
Б) «В результате реформы была установлена единообразная система денежных знаков. Новой общегосударственной монетой стала копейка весом 0,68 г. Самой мелкой денежной единицей была полушка 0,17 г серебра. Монетная реформа имела ряд особенностей и загадок: изображение на деньгах «ездца с копьем» появилось не сразу. Первоначально была «мечевая копейка», на которой всадник изображен не с копьем, а с мечом. Доказательством того, что сначала была мечевая копейка, являются клады, которые представлены только мечевой копейкой, без единой монетки всадника с копьем. Любопытно, что монеты рублевого достоинства не чеканились и в обращении не находились, рубль учитывался при расчетах и определении цен лишь в качестве условной единицы».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Денежная реформа третьей четверти XVIII века.
2) В период руководства страной этого государственного деятеля произошёл Медный бунт.
3)Сын государственного деятеля, проводившего реформу, был последним правителем из этой династии.
4) Реформа была проведена во второй четверти XVI века.
5) Непосредственным предшественником государственного деятеля, проводившего реформу, был Василий III.
6) В этот период времени Россия осуществила первый внешний денежный заём.
Фрагмент А
Фрагмент Б

 
 
 
 

Пояснение. Ответ: 1, 6, 4, 5. Текст А посвящен введению бумажных денег при Екатерине II.
Текст Б посвящен монетной реформе Елены Глинской.
44. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Правитель
Годы правления
Современник правителя

Император Петр I
16821725
__________(А)

__________(Б)
__________(В)
патриарх Никон

Императрица Елизавета Петровна
__________(Г)
М. Ломоносов

__________(Д)
1774-1792гг.
__________(Е)

Пропущенные элементы:
1) царь Алексей Михайлович
2) Людовик XVI
3) А. Д. Меншиков
4) Робеспьер
5) 16451676 гг.
6) 17411761 гг.
7) 17621796 гг.
8) кардинал Ришелье
9) 16131645 гг.
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 

Пояснение. Современником царя Петра I был А. Д. Меншиков. Патриарх Никон был современником царя Алексея Михайловича, который правил в 16451676 гг. Императрица Елизавета Петровна правила в 17411761 гг. В 1774-1792 гг. правил во Франции король Людовик XVI, современником которого был М. М. Робеспьер. Лишнее: 17621796 гг., кардинал Ришелье 16131645 гг.
45. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Монарх
Событие
Дата события

Елизавета Петровна
__________(A)
__________(Б)

__________(B)
назначение первым министром кардинала Ришелье
1624 г.

Пётр I
__________(Г)
1721 г.

__________(Д)
__________(E)
1762 г.

 Пропущенные элементы
1) Людовик XIII
2) Людовик XIV
3) Пётр III
4) принятие Манифеста о вольности дворянской
5) основание Московского университета
6) учреждение Святейшего Синода
7) 1726 г.
8) 1736 г.
9) 1755 г.
А
Б
В
Г
Д
Е

 
 
 
 
 
 

Пояснение. Правильный ответ: 591634
Елизавета Петровна в 1755 г. приняла деятельное участие в открытии Московского университета;
Людовик XIII назначил Ришелье первым министром в 1624г;
Петр I учредил в 1721 г. Священный Синод;
Петр III в 1762 г. издал Манифест о вольности дворянской.
46. В XVIII веке в России правили два великих императора  Петр I и Екатерина II. Объясните, чем отличалось царствование Екатерины Великой (приведите три объяснения).
Пояснение. Могут быть приведены следующие объяснения:
1) политика просвещенного абсолютизма, проводимая Екатериной II, способствовала укреплению самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления;
2) в стране оживилась общественная жизнь;
3) усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права;
4) дворянство освободилось от обязательной службы и превратилось в привилегированное сословие;
5) экономическая политика была направлена на укрепление помещичьего хозяйства и свободу предпринимательства;
6) достижение выхода к Черному морю;
7) расширение прав сословий;
8) развитие местного сословного самоуправления.
Могут быть приведены другие объяснения
47. В XVIII в. в России существовали гвардейские полки. Укажите название одного из них. Объясните, в чём отличие гвардии XVIII в. от стрельцов XVII в. (приведите не менее двух отличий).
Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) название: Преображенский (Семеновский, Измайловский) полк;
2) отличия, например:
в гвардейских полках могли служить иностранцы;
во главе каждого из гвардейских полков был правящий монарх.
48. В 1762 г., свергнув Петра III, на престол вступила Екатерина II. Но политика свергнутого мужа была во многом продолжена новой императрицей. Проиллюстрируйте это положение тремя примерами.
Пояснение.
1) Екатерина II не разорвала союза с Фридрихом II (хотя Россия и не приняла участия в военных действиях на его стороне), т. к. ожидала от Фридриха II благожелательного отношения к позиции России в решении дел в Речи Посполитой и в Курляндии;
2) вельможи, занимавшие важные посты при Петре III, сохранили их (канцлер М.И. Воронцов, генерал-прокурор А.И. Глебов, генерал П.А. Румянцев, Б.К. Миних и др.);
3) политика Петра III по отношению к дворянам (Пётр III издал манифест о вольности дворянской) была продолжена Екатериной изданием указа 3 июля 1762 г., повелевавшего крестьянам находиться в таком же беспрекословном повиновении помещикам, как и прежде, а затем, в 1785 г., изданием жалованной грамоты дворянству;
4) Екатерина II провела секуляризацию церковных земель, начатую Петром III;
5) Екатерина II оставила в силе указ Петра III о запрещении владельцам мануфактур покупать крестьян;
6) был оставлен в силе указ Петра III об упразднении Тайной розыскных дел канцелярии.
49. Этот император царствовал около полугода. Он вывел Россию из войны, в которой было одержано несколько побед. Не успев короноваться, император был свергнут своей супругой и вскоре убит. Обряд коронования над его прахом был произведён более чем через 30 лет при перезахоронении. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите название войны, из которой Россия вышла при этом императоре. Укажите причину, по которой был совершён небывалый обряд коронования праха императора.
Пояснение.
1) император Пётр III;
2) война Семилетняя;
3) причина, например:

· неприязненные отношения между Павлом I и его матерью Екатериной II стали причиной особого почитания Павлом своего отца Петра III, свергнутого с престола Екатериной, и стремления «восстановить справедливость» в отношении отца, который не успел короноваться; это стало причиной решения о совершении обряда коронования праха Петра III;

· устроив коронацию праха Петра III, Павел продемонстрировал изменение политического курса, проводившегося Екатериной II, которая свергла Петра III;

· устроив коронацию праха Петра III, Павел стремился морально наказать живых виновников свержения и смерти отца.
50. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке, на период дворцовых переворотов в России в XVIII в.
Ряд историков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Платонов и др.) рассматривали период дворцовых переворотов как значительный шаг назад в развитии государственности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение. 
Аргументы в подтверждение
при выборе первой точки зрения могут быть приведены следующие аргументы:
политическая нестабильность, возникшая в результате принятия Петром I указа о наследовании престола;
борьба за власть между различными группировками дворянства и родовитой знати;
шесть царствующих особ в этот период получили престол в результате дворцовых интриг или переворотов;
засилье иностранцев  «бироновщина»;
усиление роли фаворитов-временщиков;
отсутствие серьёзных реформ;
 Аргументы в опровержение:
внешняя политика этого периода отвечала национальным интересам государства и обеспечивала безопасность российских границ;
укреплялось международное влияние России;
дальнейшее развитие получили образование, наука, культура (был открыт Московский университет, создана Академия художеств);
отменены внутренние таможенные пошлины;
были достигнуты определённые успехи в развитии экономики.
51. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке
«Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно... Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол». (А. Б. Каменский, историк)
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.
 Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Аргументы в подтверждение, например:
принятие Манифеста о вольности дворянской (1762 г.)» согласно которому дворяне освобождались от обязательной службы;
Пётр III ликвидировал Тайную канцелярию;
прекращено преследование старообрядцев;
принято решение о секуляризации церковных земель.
Аргументы в опровержение, например:
Пётр III восстановил против себя дворянств и гвардию пронемецкими симпатиями;
гвардия была недовольна намерением императора вывести части из столицы;
внешнеполитические шаги Петра Ш не отвечали национальным интересам России (выход из Семилетней войны, вывод войск из Пруссии и др.);
он не знал и не хотел узнать страну, которую возглавил;
52. Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 17731775 гг.
Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Аргументы в подтверждение
1) Пугачев объявил себя «мужицким царем Петром III»;
2) Пугачев создал Военную коллегию, гвардию, учредил министерские посты, то есть похожую модель государственного устройства.
Аргументы в опровержение:
1) уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов;
2) ликвидация помешичьего землевладения;
3) ликвидация дворянского сословия
4) восставшие мечтали о создании справедливого царства, о введении в государстве порядков казачьего круга с выборностью должностных лиц;
53. Высказывается следующая оценка влияния «наследства» Петра Великого на последующее развитие России. 
«Российское государство и общество в послепетровское время (вторая четверть-вторая половина XVIII в.) полностью сохранило то внутриполитическое и социальное «наследство», которое оставил после себя Петр Великий»
 Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её.
Пояснение.
в подтверждение, например
- сохранилась до конца XVIII века система передачи Верховной самодержавной власти по воле правящего монарха;
- в основном сохранилась государственная система управления империей, созданная в первой четверти XVIIIв.;
- дворянство сохранило и укрепило свою ведущую роль в управлении государством;
- крепостное крестьянство окончательно превратилось в бесправную группу населения, обеспечивавшую экономическое благосостояние помещичьего дворянства;
- в послепетровское время сохранилась и усилилась зависимость Русской Православной Церкви от государства
в опровержение, например
- в послепетровское время в связи с ликвидацией традиционной системы передачи Верховной власти усилилась зависимость самодержцев от придворных и гвардейских группировок;
- в послепетровское время утратил свою силу петровский Указ «О единонаследии» по вопросу наследования недвижимого имущества землевладельцами-дворянами;
- в полном противоречии с духом петровских преобразований в области государственного строительства была отменена обязательная служба дворян государству и дворянство превратилось в самое привилегированное сословие;
- произошла частичная либерализация в экономической политике государства: были ликвидированы сословные ограничения на занятие предпринимательской деятельностью и промыслами
54. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
Царствование Анны Иоанновны стало временем долгожданной стабильности после петровских потрясений и череды придворных интриг. Был осуществлён ряд мер в социальной сфере, в области регулирования промышленности и торговли, сферы управления.
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение. 
Аргументы в подтверждение
- правление Анна Иоанновны второе по длительности царствования в эпоху дворцовых переворотов:
распущен всесильный Верховный тайный совет и создан Кабинет министров с коллегиальной формой принятия решений:
- сформированы новые гвардейские полки - Измайловский и Конногвардейский:
- развитие промышленности и торговли: рост экспорт металла, леса, хлеба и других товаров, быстрый рост металлургических мануфактур на Урале:
- строились укрепления в Выборге и Шлиссельбурге, возводились оборонительные линии вдоль южной и юго-восточной границ.
- отменён указ о единонаследии:
- срок службы дворян ограничен 25 годами:
- создан Шляхетский корпус, дающий высокий уровень образования.
 Аргументы в опровержение
при выборе первой точки зрения может быть сказано следующее:
- восстановление деятельности Канцелярии тайных розыскных дел. получившей большое влияние в стране:
- огромное влияние Э.И. Бирона, прославившегося жестокостью, казнокрадством:
- государством фактически управляли иностранные министры (Миних. Остерман. Левенвольдс):
- казнь неугодных государственных деятелей (Волынский. Долгоруковы) - огромные расходы казны на увеселительные мероприятия:
55. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.
 «Сословная политика Екатерины II имела исключительно продворянский характер».
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
 Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
1) в подтверждение, например:
Екатерина подтвердила существовавшие до нее права дворянства и расширила их;
-дворянство освобождалось от расквартирования войсковых частей и команд
-от телесных наказаний
-дворянство получило право собственности на недра земли
-право иметь свои сословные учреждения
-изменилось наименование 1-ого сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство».
-запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.
-дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в «Грамоте» не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.
-украинские старшины уравнивались в правах с русскими дворянами.
-дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.
-занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.
2) в опровержение, например:
- Екатерина предоставила ряд привилегий и купечеству;
- Несмотря на привилегии, в эпоху Екатерины II среди дворян сильно выросло имущественное неравенство: на фоне отдельных крупных состояний экономическое положение части дворянства ухудшилось.
56. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Политика Екатерины II не соответствовала идеалам просветителей, поклонницей которых провозглашала себя императрица».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Аргументы в подтверждение:
1. Екатерина укрепляла на протяжении всего правления абсолютную монархию
2. Расширяла права и привилегии дворянства и богатых горожан, положение основной массы населения Крестьянства резко ухудшилось
3. Население России не имело гражданских прав и свобод.
4. Расширялись полномочия чиновной бюрократии и т.д.
 Аргументы в опровержение:
1. Была сделана попытка созвать представительный орган власти Уложенную Комиссию.
2. Было созвано Вольное экономическое Сообщество.
3. Существовали журналы "Трутень" и "Живописец", в которых критиковалось дворянство.
57. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
 «Ближайшие преемники Петра I на престоле (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна) предали его политический курс и не отличались бережным отношением к его наследию».
 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Аргументы в подтверждение:
1)
2)
Аргументы в опровержение:
1)
2)
Пояснение.
1) в подтверждение, например:
- наступившая после смерти Петра эпоха дворцовых переворотов характеризовалась слабым проявлением внимания к делам государственного управления со стороны монархов - Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна передали государственное управление в руки фаворитов, предпочтя разорительные развлечения, что негативно сказалось на интересах государства;
- произошёл отказ от ряда петровских преобразований (закрывались коллегии, было умалено значение Сената, сгнил флот, при Петре II произошёл фактический перенос столицы в Москву);
- преемники Петра не смогли продолжить его курс на расширение и внешнее укрепление империи (провал попытки завоевания выхода
к Чёрному морю при Анне Иоанновне).
2) в опровержение, например:
- курс на европеизацию России после смерти Петра был продолжен (укреплялись европейские обычаи при дворе, расширялось дворянское образование в европейском духе и т. д.);
- сохранялись основы созданной Петром I системы государственного управления (коллегиальная система, сохранялись Святейший Синод и Сенат, пусть и с урезанными правами);
- была продолжена политика Петра по укреплению сословного начала (расширение дворянских привилегий, усиление крепостного права, прикрепление к мануфактурам работников);
- преемники Петра, пусть и не всегда удачно, но стремились реализовать намеченные им задачи во внешней политике (сохранение завоеваний в Северной войне, попытка завоевания выхода в Чёрное море при Анне Иоанновне).
15