Г.Х. Андерсен. В гостях у великого сказочника. Урок в 5 классе


В гостях у великого сказочника
 
Тема урока. Сказка Г.Х. Андерсен "Снежная королева".
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством ГХ Андерсена и его сказкой «Снежная королева»; продолжить совершенствование навыков чтения худ.текста; прививать навык конспектирования; воспитывать вдумчивое отношение к читаемому тексту, стремление понять его красоту; воспитывать культуру связной речи.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.
Оборудование: иллюстрации к сказке, выставки сказок Андерсена, плакат. Листы формата А4, карандаши; мультфильм «Снежная королева», песня «В гости к сказке», песня из сказки « Тайна Снежной королевы».
Литературоведческие термины, напечатанные на отдельных листах: сказка, жанр, фольклор, литературная сказка.
 Урок рассчитан на два часа. 2 урок – видеозал .Просмотр мультфильма «Снежная королева».
 
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
 
Сказки сделают ваше имя бессмертным.
Эрстед.
Ход урока.
I.                   Актуализация опорных знаний. Постановка целей урока.
Начало урока задает тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности. Звучит отрывок из песни «В гости к сказке»
 
Сегодня у нас урок необычный. Необычный он тем, что на нём присутствуют гости.
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады Вас видеть.
Необычный он тем, что это урок - фантазия, объединяет два урока: внеклассного чтения и изобразительного искусствами. Мы встретимся с героями удивительной сказки великого сказочника. Откроем двери в прекрасное, будем учиться поступать благородно, мыслить гуманно, немного порисуем и порассуждаем. Попробуем понять, что ценят в этой сказке люди.
Учитель:
         Кто такой Андерсен? (Демонстрация портрета ГХ Андерсена)
         В какой стране он жил?
         Какие сказки Андерсена вы читали?
 
II. Работа по теме урока
Учитель:
Послушайте отрывок из сказки Е.Пермяка "Некрасивая ёлка". Подумайте: какого известного сказочника имел в виду автор, когда писал свою сказку. "Елку отправили в типографию и там она стала превращаться в книгу... в прекрасную книгу сказок.
Неужели мы с вами встретились снова? - сказала Елка, ставшая бумагой и увидела сказочника. Он появился на первой странице - отпечатанный великолепными портретными красками.
Да, это всемирный известный детский сказочник Ганс Христиан Андерсен. И мы сегодня говорим:
"Здравствуйте, друг детей и всего мира Ганс Христиан Андерсен". Что вы знаете об этом сказочнике? (Учащиеся дома подготовили выступление по биографии ГХ Андерсена)
 
 
Ученик1:
"Моя жизнь-это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: "Выбери себе дорогу и цель и я буду охранять и направлять тебя!"- и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше (Андерсен "Сказка моей жизни")
1. Обучение элементам конспектирования
Короткими предложениями запишите основные даты, факты из жизни Андерсена, слушая выступления учащихся.
Ученик2:
Ганс (Ханс) Христиан (Кристиан) Андерсен – датский писатель 19 века, родился в г.Оденсе на острове Фюн в 1805 году. Отец – сапожник, мать – прачка. Отец часто читал ему сказки из «Тысяча и одной ночи».
В 17 лет он смог позволить себе продолжить образование после трехлетнего перерыва. Был во многих странах.
В 1819 году отправился в столицу Дании Копенгаген. Пробовал себя как певец, актер. Посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии.
Слава к нему пришла в 25 лет. Он писал стихи, сказки и очерки. На стихи Андерсена написал романсы композитор Мендельсон.
Любимые герои Андерсена – это Соловей, Гадкий утенок, Оловянный солдатик.
Одно из последних его произведений – «Сказка моей жизни». Умер в 1875 году. Является автором более 400 сказок.
Запись в тетрадь:
В сказках Андерсена счастлив не тот, кто прожил жизнь для себя, а тот, кто принес людям радость и надежду.
2. Работаем с рисунками на доске
На доске рисунки: лягушка и девочка; утенок; снежинка; балерина; лебедь; горох.         Из каких сказок ГХ Андерсена эти герои и предметы? ( «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине», «Пятеро из одного стручка» )         Обратите внимание на эпиграф. Запишите его.
         Почему физик Эрстед оказался прав? (Аналитический вопрос)
 
Учитель:
"Сказки смешили и радовали, сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое". (Пермяк). В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Одной из таких сказок является "Снежная королева".
 
III. Работа по содержанию сказки «Снежная королева»
Учитель. Сказка «Снежная королева» была особенно дорога писателю, т.к. в ней отражены воспоминания детства.
Животных, растения и предметы Андерсен в своих сказках наделяет людскими характерами со всеми их достоинствами и недостатками.
1)      Чтение истории первой. Работаем над выразительным чтением.
В словарик записываем слова, требующие объяснения (ТРОЛЛЬ, ШПИНАТ, ПЕЙЗАЖ)
Беседа:
         Как называется эта история?
         Какой волшебный предмет фигурирует в ней? (Зеркало)
         В какой лит. сказке тоже говорится о зеркале, которое искажало все изображения?(«Королевство кривых зеркал»)
         А вы бывали когда – нибудь в королевстве кривых зеркал?
         Роль какой части сказки выполняет первая история? (Зачина)
 
1)      Чтение истории второй. Работа над выразительным чтением.
Беседа:
         Как звали детей?
         Что их сдружило?
         Кто рассказал сказку о Снежной королеве детям? (Бабушка)
         Каким Кай был мальчиком? Как относился он к Герде, цветам?
         Что произошло с ним?
         Как он изменился после того, как в его глаз попал осколок зеркала?
         У него еще остались чувства? Мог ли он видеть прекрасное? Докажите! (Любовался снежинкой)
         Что произошло с Каем во время катания на санках?
         Почему Кай забыл всех, кого любил?
 
2)      Работа с иллюстрациями к сказке.
 Рассматривание обложки книги.
Обратите внимание на вот этот рисунок (иллюстрация).
Это рисунок с обложки к сказке. Какой? Что такое обложка? (Это покрытие книги, как бы её домик.). На обложку выносят основные данные о книге: сведения об авторе, название, год издания и конечно же, рисунок. Изображение на рисунке может относиться к определённому важнейшему моменту текста или отражать в целом характер произведения.
Кого вы видите на этом рисунке. О чём он задумался? (о вечном добре и зле). Какую обложку нарисовали бы вы? (Ответы детей)
Учитель:
Сказка с её поэтичностью, вымыслом, вековой мудростью всегда увлекала художников. И поэтому с особой любовью и радостью художники делали иллюстрации к сказкам. Что такое иллюстрация?
(Иллюстрация - вид книжной графики, изображение, поясняющее текст).
Рисунок и текст представляют собой единое целое. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, помогал понять содержание текста. Иллюстрации помогают понять ещё до чтения о чём идёт речь в сказке и привлечь читателя.
(Показ иллюстраций).
Какому сюжету в сказке они соответствуют? Чем они вам нравятся?
- Прощание лапландки с Гердой.
- Герда перед дворцом замком Снежной королевы. Что придавало Герде мужество?
- Портрет Снежной королевы.
 
3)      Творческая лаборатория
У меня на столе цветы. Это розы. Вы знаете многие сказки Андерсена. Для героев какой сказки эти цветы были любимыми? (Кай и Герда. «Снежная королева»).Нарисуйте розы Кая и Герды или самих героев. Подпишите рисунки словами из текста. (Беседа по ним)
 
IV. Инсценировка на 7 историю.
 
Учитель. Уважаемые гости, ребятам было задано дом.задание: обыграть последнюю историю. Сейчас они вам её представят.
 
На троне Снежная королева. Кай рассматривает снежинку.
 
К. Снежинки, гораздо, интереснее настоящих цветов. И какая точность. Ни одной кривой линии.
Сн.К. Ты стал очень умный Кай.
К. Они совсем не пахнут.
Сн.К. Я много раз говорила тебе: любовь, красота - их нет, они не существуют. Ты должен все это забыть. Ты знаешь что такое красота?
К. Не знаю.
Сн.К. Сложи слово "вечность" и ты будешь сам себе господин, а я подарю тебе весь свет и новые коньки.
(Кай берёт льдинки, начинает складывать).
Сн.К. Теперь я полечу в тёплые края, загляну в горные котлы. Я их немножко побелю. Когда снег осыпает лимоны и виноград, это для них полезно.
(Уходит).
Г. Кай!
К. Кто там?
Г. Кай! Ведь это я, Герда!
К. Осторожно! Ты собьёшь мои фигуры.
Г. Кай! Милый мой Кай! Наконец-то я тебя нашла. (плачет).
К. Ой, как горячо, больно вот здесь. Ой, осколок. Это выпал осколок. Герда. Милая моя Герда. Где же это ты была, так долго. Где я был сам? (Оглядывается). Как здесь холодно. Пустынно.
Г. Узнал! Узнал! (танцуют. Звучит тревожная мелодия). К.Г. Снежная королева! Бежим отсюда.
К. Поздно!
Г. Оставь нас! Кай больше не твой. Я не отдам его тебе, не отдам. Что же ты молчишь. Уйди! Слышишь, уйди.
(Королева встаёт и уходит, снежинки складывают слово вечность. Г и К танцуя уходят)
 Учитель:
- Почему могучая снежная королева не могла противостоять маленькой Герде? Какая Герда? Вежливая, неутолимая, добрая, мужественная, бесстрашная смелая, девочка с добрым сердцем.
 Вашим дом.заданием будет подумать над этим вопросом.
 
V. Рисование замка снежной королевы.
 Учитель:
А теперь изобразим замок снежной королевы. Вы можете мысленно представить замок, который состоит из снега и льда, возле него очень страшно оказаться. Может ей понравится какой-нибудь замок, она смилуется и отпустит Кая.
Какие краски должны преобладать в цвете замка? Почему?
Какой величины рисовали замок. Сравнение двух замков.
Похожи они на замок королевы? Чем они отличаются? (воспитание культуры связной речи)
 
VI . Итог урока.
 Учитель:
Чему учит эта сказка? (Надо бороться за человека, сердце которого покрылось ледяной коркой, преодолевать препятствия, идти к намеченной цели, воспитывать веру в то, что добро окажется сильнее зла, воспитывать душевную красоту.)
Так пусть же всегда на смену ночи приходит день, вслед за зимой спешит весна, распускаются розы, поют птицы, а у людей будут добрые, справедливые, горячие сердца.
(Сказочные герои выходят к доске, учитель их представляет)
(Выходит снежная королева. Королева садится на трон)- Снежная королева, мы для тебя нарисовали замки. Выбери себе какой тебе понравился.
Сн.К. Принесите их ко мне. Разложите вот здесь. Да, ваши замки великолепны. Может когда-нибудь я и буду жить в каком-нибудь из них.
         Звучит финальная песня из сказки « Тайна Снежной королевы»
        Оценивание работы учащихся.
Ребята, на следующем уроке мы с вами просмотрим сказку «Снежная королева» для того, чтобы нам легче было проанализировать образы главных героев сказки.
 
Домашнее задание:
Прочитать самостоятельно сказку до конца. Подумать над вопросами. Подробно рассмотреть образы героев сказки.
 
Материал для учителя. «Это интересно»
         Благодаря Андерсену в г.Копенгагене поставили памятник Русалочке, к которому ежегодно приходят тысячи туристов.
         В связи 200 – летием со дня рождения 2005 год был объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.