Конспект урока по ОРКСЭ на тему: Православный храм.


Тема: «Православный храм».
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.
Основные термины и понятия: Храм, церковь, притвор, алтарь, иконостас, икона.
Организационный момент
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
Чтение стихотворения под колокольный звон: 1 слайд
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
 
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Определение темы урока и постановка учебных задач
-Вы прослушали стихотворение и звон колоколов. Можете ли вы назвать тему нашего урока? 2 слайд
-Что нового мы узнаем о храме? (Познакомимся с устройством храма, правилами поведения в храме) 3 слайд
- А как вы думаете, что означает слово «храм»? (ответы детей)
- Давайте обратимся к толковому словарю. (Ссылка на толковый словарь) 4 слайд
- Для чего люди приходят в храм? (Помолиться перед иконами, получить благословение)
Работа с учебником
- Что такое икона? Прочтем это определение в учебнике.
- Приходят ещё для того, чтобы получить благословение. Прочтем в учебнике определение.
3. Изучение нового материала
- На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем исцеляются души людей.
   Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны.
     
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.
    Каким образом храм отличается от всех остальных зданий? (У него есть купол, на котором находится крест)
На ваших партах лежат карточки с заданиями, которые вы будете выполнять в парах по ходу урока.
-Подробнее о внешнем устройстве храма мы узнаем из 1-го сообщения.
1сообщение: «Внешнее устройство храма». (Безукладова Полина – 5,6 слайд)    Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Часто храм устраивается в своем основании в виде корабля, креста, круга и восьмиугольника.  На примере храма в форме корабля рассмотрим его внешнее устройство: паперть – площадка перед притвором, колокольня, притвор – пристройка перед входом и сам храм с куполами. Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.
Задание по 1 сообщению: прослушать рассказ об архитектуре храма и ответить на вопрос на карточках в паре.
- Перечислить части внешнего устройства храма.
-В задней части храма располагается алтарь, который всегда обращен к востоку – туда, где восходит солнце, потому что с древности эта сторона света считается местом Бога. О том, что такое алтарь, и что находится внутри храма, мы узнаем, просмотрев небольшой видеофрагмент.
Видеофрагмент: «Внутреннее устройство храма»
- В храме много икон, возле которых мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик –
7 слайд канун, здесь обычно ставятся свечи за упокой. Молиться можно самостоятельно, а можно подать записки о здравии и за упокой.
В иконостасе имеются три двери. Средние, самые большие, называются Царскими Вратами. Во время богослужения из них для Причащения верующих выносят Чашу с Телом и Кровью Царя царей – Господа.
Задание по 2 сообщению: просмотреть видеофрагмент о внутреннем устройстве храма и объяснить понятия - канун, алтарь, иконостас, Царские врата.
3 сообщение: «Правила поведения и форма одежды в храме»
- Часто ли вы бываете в храме? 8 слайд
 - Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?
 - Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику: 9 слайд
       Прежде чем зайти в собор,
       Головной сними убор,
       Злые мысли отгони:
       Не нужны тебе они...
Памятка девочке: 10 слайд
        Скромную надень одежду,
        В брюках в храм идёт невежда,
        Голову платком покрой
        И тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке: 11 слайд
         Никого не осуждай,
         Помощь нищему подай,
         Поставь свечку и потом
         Осени себя крестом.
 
         Богомыслие храни, 12 слайд
         Лень подальше прогони,
         Душой с Богом примирись,
         И со всеми ты молись.
 
          Богомольцев не толкай,
          К чину в храме привыкай.
          Не гляди по сторонам —
          Неполезно это нам...
 
          Хоть старушка, хоть девица
          Не посматривай на лица,
          Глазки в землю опусти,
          О грехах своих грусти.
 Учитель:        13 слайд
         И скажу я от души:
         Выйти с храма не спеши,
         Стой на службе до конца,
         Слушай проповедь отца.
 
        Приложись потом к кресту, 14 слайд
        Обещание дай Христу,
        Что исправиться намерен,
        Слову своему будь верен.
        Даром время не губи,
        Службу Божью полюби.
        Воскресенья подожди,
        На молитву приходи.
Задание по 3 сообщению: прослушать стихотворение и разработать правила поведения в православном храме. 15 слайд
5. Рефлексия
- Насколько интересен вам был этот урок?
( 3 нарисованных колокола)
6. Домашнее задание
1) Общее задание: составить и оформить памятку «Как вести себя в храме»
2) Индивидуальное задание: подготовить сообщения о храмах Тамбова.
Просмотр видеоролика «Храмы»
7. Итоги
- Что такое «храм»?
- Зачем люди приходят в храм?