Фрагмент урока по ОРКСЭ на тему:Православный храм


Фрагмент урока по ОРКСЭ в 4 классе
Тема: «Православный храм»
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм».
Познакомить учащихся с назначением и устройством православного храма.
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;
Воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
определение и формулирование темы и цели учебной деятельности на уроке
умение оценивать результат своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение как осмысление цели;
Коммуникативные универсальные учебные действия
умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Личностные универсальные учебные действия
Умение бережно относиться к материальным и духовным ценностям, посещая православный храм;
Развитие этических чувств.
Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры»;карточки для работы в группах; карточки для самостоятельной работы; презентация, проектор, компьютер, колонки , аудио и видео фрагменты.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Я надеюсь, что наш урок пройдёт интересно и вы сможете показать свои умения активно работать на уроке.
2. Постановка темы, цели и задач урока.
Учитель: Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит фрагмент молитвы ) и ответьте на этот вопрос( на доске) Слайд №1
Читает ученик: -Какие первые ассоциации у вас возникли? (ответы детей)
Учитель: У многих из вас молитва ассоциируется с храмом.
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? ХРАМ
Учитель: А кто знает, что такое храм?
Учитель: Кто из вас был в храме?
Учитель: Тема нашего урока «Православный храм» Слайд №2.
Заполнение табличек.
Я знаю Я хочу узнать Я узнал
 
Учитель: Перед вами на столах лежат таблицы. Заполните первый и второй столбцы.
(Спросить у ребят, что знают, и что хотели бы узнать).
Учитель Сегодня на уроке мы познакомимся с назначением и устройством храма, узнаем о правилах поведения в храме.  Слайд №3.
Изучение нового материала Слайд№4
Учитель: Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.
Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Учитель: -А встречает нас храм колокольным звоном (звучит колокольный звон) Слайд №5
Учитель: -Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.
    Как вы думаете, зачем нужны колокола?
( выслушиваем предположения детей)
Учитель:- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 
Учитель: Мы идем в гости в этот дом. Чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”.
Учитель:  Может быть вы знаете, как нужно вести себя в храме?
(ответы детей),
Учитель: -Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются.
Учитель :(Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.)Слайд №6.
-Давайте познакомимся с памятками для мальчиков и девочек
Памятка мальчику: 
Прежде чем зайти в собор,Головной сними убор,Злые мысли отгони:Не нужны тебе они…
Памятка девочке: 
Скромную надень одежду,В брюках в храм идёт невежда,Голову платком покройИ тихонько в храме стой.
Учитель: О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
Учитель: Слайд №7
Одной из особенностей храма, отличающей его от других видов строений, является купол и крест. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько.
Мы с вами поднимаемся на паперть.
Слайд №8
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира
Учитель:–Православный храм делится на три части: притвор, сам храм  и алтарь.
Давайте пройдём в притвор.
Слайд № 9
Притвор —  славянское слово, которое означает «перед дверями»
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
Учитель: Пройдя притвор, мы попадаем во вторую часть —  в  сам храм. Это место ,где проходит богослужение.
Учитель: Что мы видим, входя в храм? Слайд №10
Учитель: В православном храме людей встречают иконы, свечи.
И священники. Они здесь служат. Слайд №11
-Священники  учат людей, вместе с ними молятся Богу и  стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест.
Во время службы священник совершает каждение.(видеофрагмент) Слайд №12
Слайд№ 13.
Учитель:-Посмотрите, это Кадило, в котором на раскаленных углях тлеет ладан - ароматическая смола с приятным запахом.
Работа в группах по учебнику
(Для каждой группы(по рядам), на доске висят карточки с написанными на них словами. Дети ищут в тексте стр. 48-51  объяснение каждого понятия, подчеркивают.)1-я группа – «Икона», «Иконостас»,
2-я группа – «Царские врата»,
3-я группа -«Алтарь»
Слайд №14.(спрашиваю по 1 ученику с каждого ряда)
1-я группа Икона – это картина, на которой изображен лик святого или события Священной истории.)Слайд №15
Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас.
Слайд №16
2-я группа
В центре иконостаса – двери – Царские врата.(Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. )
3-я группа За иконостасом находится алтарь – важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Слайд №17.
Учитель: Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней — белою из полотна и верхней — из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный шелковый плат с изображением положения Христа во гроб
Учитель: Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)
Учитель: Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.
Учащиеся читают вслух. Вывод: Человек должен понимать, что не всё ему позволено. Запрет на вход в алтарь и многие другие ограничения, которые есть в православии, напоминают человеку, что не всё надо стремиться переделывать по своей воле.
Учитель: А теперь отгадайте загадку:
Таять может, да не лед.Не фонарь, а свет дает.
(Свеча)
Мы сказали, что в храме много свечей. Для чего они нужны нам расскажет Юля
Слайд №18
Церковная свеча — символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.
Учитель: -В нашем городе много храмов и об одном из них нам расскажет Яна. Слайды №19,20
4. Закрепление изученного материала.
Работа в группах (по рядам)
Учитель: Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Перед вами таблица. Слева- название церковных понятий, а справа- их определение. Одно определение вы должны написать сами. Соедините их стрелками.
1)  Кадило
  А) символ молитвы верующего человека
2)  Церковная свеча Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами
(ладаном), которые кладутся на горящие угли3)  Иконостас
  В) место, где молится священник,
туда никто не может входить без его благословения
4)  Алтарь
  Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие – благую весть о царе-Христе
5)  Царские врата Д) ________________________________________
Взаимопроверка. Слайд №21
5. Подведение итогов урока
Учитель: А сейчас вернемся к таблице которую начали заполнять в начале урока, запишите, что вы узнали о храме.
Дети заполняют таблицу .(Читают несколько человек)
Учитель:
Ребята, какова тема нашего урока? (храм)
Сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   внутренних особенностях, правилах поведения в храме. И сейчас Данил расскажет нам стихотворение о храме.
Учитель: Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь. Слайд №22
Спасибо за работу! Слайд №23