урок Правовые основы брака и семьи


Тема: «Правовые основы брака и семьи» Тип урока: изучение нового материала Цели: -обучающая: познакомить учащихся с Законом РК «О браке и семье», основами семейного права, сформировать общее представление о правах и обязанностях супругов; -развивающая: умение работать с документами, анализировать, выражать свою позицию, делать выводы; -воспитывающая: способствовать нравственному воспитанию, уважительному отношению к нормам семейного права. Оборудование: компьютер и проектор; учебник; раздаточный материал (карточки, тесты, рабочие листы). ^ Формы работы: работа в группах, с документами, с учебником, творческое задание. Класс предварительно разделен на З группы. У каждой группы на столе документы, необходимые для работы .Ход урока: I. Организационный момент: - Здравствуйте ребята!
II. Изучение новой темы План: 1. Потребность человека в семье. 2. Что такое брак? З. Порядок и условия заключения брака. 4. Права и обязанности супругов. Вступительное слово учителя Слайд 1 Тема нашего урока «Правовые основы брака и семьи».Я надеюсь, что она вас заинтересует, так как в недалеком будущем многие из вас будут создавать свои семьи, и знания, полученные сегодня помогут вам в выборе своей второй половинки. А что же мы узнаем? В ходе урока мы познакомимся с Законом РК «О браке и семье», который регулирует вопросы семьи и брака; вы получите представление о порядке и условиях вступления в брак; узнаете о личных и имущественных правах и обязанностях супругов. слайд 2 Эпиграфом нашего урока послужат слова немецкого философа Б. Зигеля : «Жить в семье — значит разделять друг с другом все несовершенства, все беды и все чувства, и все же продолжать любить друг друга». Обратите на них внимание, т.к. в конце урока мы вернемся к ним, и вы должны будете ответить, согласны ли вы с этим философом. Работать мы будем в группах, и на уроке рассмотрим следующие вопросы: слайд 3.Перед каждым из вас лежат рабочие листы, с которыми мы будем взаимодействовать в течении урока. 1. Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Большое количество данных свидетельствует о том, что люди, испытывающие к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. В человеке заложена потребность любить, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей. Но давайте на минуту представим себе, что мы встретили человека, который лишен этой прекрасной возможности и на наш вопрос: «Почему у него нет семьи?» он ответил так: «А зачем мне семья? Ну, посудите сами. Живет парень, зарплата у него небольшая. У девушки тоже. Но им хватает. Поженились - обоим не хватает. Семья «съедает» деньги вообще, а у мужчин в особенности. Нет, конечно, приятно, я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама с этим справляется, плюс подружки рядом - помогут. Нет, семья мужчине не выгодна » .- Что бы вы ответили этому человеку?
- Зачем человеку нужна семья? слайд4 Семейное право—отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

А теперь познакомьтесь с определениями семьи, которые дают нам социологи
слайд 5Семья-первичное объединение людей ,основанное на кровном родстве, любви и взаимной ответственности.
Семья- общность супругов, родителей и детей. слайд 6.
Существует несколько видов семей: полная, неполная и расширенная.
2. А сейчас, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. (отрывок церемонии бракосочетания) - Что вы увидели на экране? - А что такое брак? Слово брак произошло от древнерусского слова «братичи», что в переводе означает отбирать, выбирать лучшее. слайд 7:Брак — это добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи. слайд8.
Виды браков: законный, церковный и гражданский.3. Семейные отношения регулируются Законом РК «О браке и семье» действующим с 1998 года. Сейчас мы поработаем с некоторыми его статьями и выясним, каковы порядок и условия заключения брака. Работа в группах:
1 группа работает со статьями 9 и 10 выясняет, каковы условия и брачный возраст заключения брака?2 группа работает со статьей 13 и выясняет, каков порядок заключения брака? 3 группа работает со статьей 11 и выясняет, какие обстоятельства препятствуют заключению брака? Выступление групп с результатами работы. Слад9,10,11. - Молодцы, вы хорошо поработали. А сейчас, давайте рассмотрим несколько ситуаций и попробуем их разрешить. 4. После заключения брака у супругов возникают определенные права и обязанности, которые делятся на личные и имущественные. Слайд 13.Сейчас, мы поработаем с учебником, а именно с пунктом «Права и обязанности супругов», параграф 48, стр.275-276. Каждая группа получит определенное задание: 1 группа работает с учебником, стр.275-276 абзац 2, и выясняет, что такое личные права и обязанности супругов? 2 группа работает с учебником, стр. 276-277 абзац 5-6, и выясняет, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества? 3 группа работает с учебником, стр.275 абзац 4, и выясняет, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества? Выступление групп с результатами работы. ^ Слайды 14, 15.- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Мое и наше». Группам передаются наборы перемешанных карточек, на которых указаны различные виды имущества ( 6 одинаковых карточек для всех групп). Необходимо разложить их в две стопки. 1. Имущество, являющееся совместной собственностью супругов (условно «наше»). 2. Имущество, являющееся собственностью каждого из супругов (условно «моё»). Карточки с заданиями: 1. Заработная плата одного из супругов. 2. Квартира, купленная после заключения брака. 3. Дача, полученная супругой по наследству. 4. Драгоценности, подаренные мужем своей жене. 5. Автомобиль, принадлежавший супругу до вступления в брак. 6. Одежда, обувь супругов. (итоги комментируются и обобщаются) III. Решение проблемного вопроса.Слайд 16.Ребята, мы вновь возвращаемся к высказыванию Б. Зигеля. Согласны ли вы с ним? Почему?IV. Закрепление: Слайд 17.- А теперь, давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Для этого выполним небольшой тест, ответы впишите в свой рабочий лист. Слайд 18.-Выполнили? Передайте свои листы соседу по парте и осуществите взаимопроверку. Правильные ответы вы увидите на доске. У кого 5 плюсов получат «5», у кого 4 плюса — «4». Сегодня на уроке я хотела бы отметить работу следующих ребят. . .(выставление оценок) V. Подведение итогов урока. Ребята, перед вами дерево. Вы видите, что оно сухое, безжизненное. На ваших столах вы видите по 2 листочка разного цвета. Коричневый выберут те, кто считает, что семья человеку не нужна, а зеленый, те, кто считает, что семья необходима. Давайте попробуем оживить наше дерево, т.е. подарить ему листву, ну а цвет, каждый выберет по своему усмотрению. (прохожу по рядам, дети вешают листья) Я очень рада, что на нашем дереве нет ни одного коричневого увядшего листка. Оно зазеленело, ожило, и это вселяет в меня уверенность, что вы создадите здоровые, полноценные семьи на благо нашего государства. VI. Домашнее задание. Слайд 19.Я задаю вам составить памятку: «Что нужно сделать, чтобы в современное время сохранить брак?» Вложите её в дневник, чтобы она была напоминанием о сегодняшнем уроке. - Спасибо за работу! До свидания!