Конспект урока в 9 классе по обществознанию Уголовное право


Урок обществознания в 9 классе по теме «Административное право»
Цель урока: формирования знаний у учащихся об уголовном праву
Задачи:
Образовательная:
Актуализировать и расширить имеющиеся знания о праве, отраслях российского права, источниках права
закрепить навыки работы с основными понятиями темы и по решению правовых задач, проблемных ситуаций.
Развивающая:
Развивать критическое мышление
развить навыки самостоятельной работы обучающихся и решения заданий, умения работать с источниками;
способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.
Продолжить выработку умений выступать публично, выражать свои мысли ясно, уверенно.
Воспитательная:
способствовать формированию правовой культуры обучающихся, познавательного интереса к изучению основ уголовного права, привитию уважения к законам и правовым нормам.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Формы урока: фронтальная, групповая
Технологии: технология развития критического мышления
Методы: словесный, беседа, проблемно-поисковый, самостоятельной познавательной деятельности, анализ источников, решение правовых задач
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал: текст с учебным материалом (ридер).
План изучения нового материала:
Понятие уголовное право. Преступление (состав, понятие).
Необходимая оборона и крайняя необходимость.
Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Понятие , цели и виды уголовного наказания.
Ход урока.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационные моменты «Здравствуйте дети! Все ли на месте?» проверяет и отмечает отсутствующих. Приветствуют учителя.
Мотивационная часть. Прием «Идеал».
Почему многие имеют ошибочное преставление о уголовном праве?
Интересно, в чем же проблема?
Давайте найдем пути их решения.
Есть ли среди них хорошие решения?
А теперь выберем самое верное.
Любопытно, как это будет применяться на практике. Активно принимают участие. Дают свои ответы и версии. Включаться в работу.
Актуализация знаний «А теперь предлагаю вам проверить домашнее задание по теме «Административное право». Скажите мне, какие вы нашли различия и общие черты в видах административных наказаний? Давайте обсудим» Проверяют свое домашнее задание. Обсуждают.. Изучение нового материала. Давайте попробуем дать определение «Уголовному праву» как отрасли права. (Уголовное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Королькова, Евгения Сергеевна : Обществознание : 9 кл. : учебник : рек. М-вом образования и науки РФ / Е. С. Королькова, Т. В. Коваль, Г. Э. Королёва.  - Москва : Академкнига/Учебник, 2014.
Раздает ридер.
Статья 14.УК РФ Понятие преступления
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.
 2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
 Статья 15.УК РФ Категории преступлений
1. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
2. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы. 
3. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.
 4. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
5. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Статья 24. УК РФ. Формы вины
1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.
 2. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.
Что такое преступление? 2.Когда лицо признается виновным? 3.Заполните таблицу.
Классификация категорий преступления.
Категория преступления Основные признаки
Учебник по уголовному праву В.Г. Корольковой (2014)
Состав преступления — это система обязательных объективных и субъективных элементов, образующих и структурирующих общественно опасное деяние, признаки которых описаны в диспозициях уголовно-правовых норм Общей и Особенной частей УК.
Состав преступления не простая совокупность, а именно система. Как всякая система, она предполагает единство и структурированность множества ее компонентов, а также взаимодействие с метасистемой, т.е. системами вне состава преступления.
Единство означает, что отпадение хотя бы одной подсистемы или элемента состава влечет распад всей системы состава преступления. Структурирован состав на четыре подсистемы.
Между ними существуют различного рода взаимодействия, детерминации, иерархии и др.
Элементы состава преступления представляют собой его неделимые составные части. Они подразделяются на обязательные и факультативные. Первые образуют составы всех преступлений, вторые — некоторых.
Признаки элементов составов преступлений определяют их специфику, позволяют отграничить один состав преступления от другого, а также размежевать преступления и непреступные правонарушения. Признаки элементов и подсистем составов преступлений представлены в диспозициях норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса.

Что такое состав преступления? 2. В чем различия между «объективной стороной» и «субъективной»?3. Может ли преступление быть без состава преступления?
 Статья 87. УК РФ. Уголовная ответственность несовершеннолетних
1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
2. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
 Статья 88. УК РФ. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
 1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы;
е) лишение свободы на определенный срок.
Статья 90. УК РФ. Применение принудительных мер воспитательного воздействия
1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности загладить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.
4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
1. В чем особенности уголовной ответственности несовершеннолетних?
2. Несовершеннолетний Зуев совершил преступление небольшой тяжести. Придумайте историю о том, какие принудительные меры воспитательного воздействия к нему были применены с целью исправления, а также предупреждения совершения правонарушений в дельнейшем.
 Статья 43. УК РФ. Понятие и цели наказания
1. Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица.
2. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Статья 44. УК РФ. Виды наказаний
Видами наказаний являются:
а) штраф;
б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
г) обязательные работы;
д) исправительные работы;
е) ограничение по военной службе;
ж) утратил силу;
з) ограничение свободы;
з.1) принудительные работы;
и) арест;
к) содержание в дисциплинарной воинской части;
л) лишение свободы на определенный срок;
м) пожизненное лишение свободы;
н) смертная казнь.
1. Написать эссе на тему: «Я считаю, что применение смертной казни…»
Высказывают, с чем у них ассоциируется «Уголовное право».
Анализируют статьи и нормы, данные в ридере. Принимают активное участие в ответе на вопросы. Решают правовые задачи.
Заполняют таблицу.
Рефлексия Прием «Синквейм»
«Дети, подводя итоги данной темы, хотелось бы, чтобы составили некий стих(синквейм)
1.Существительное
2. 2 прилагательных, описывающих существительное
3. 3 глагола
4. Крылатая фраза
5. Эмоция. Дети проговаривают предложения. Возможно и свои варианты
Домашнее задание Написать эссе на тему: «Я считаю, что применение смертной казни…»