Методическая разработка урока по обществознанию на тему Соучастие в преступлении (9 класс)

Правовой лекторий для учащихся МБОУ Уваровской средней школы - сад
Тематическое занятие.
Подготовила учитель истории Синюк Е.М.
Июнь 2015г.

Тема: «Соучастие в преступлении».

Задачи:
Познакомить с понятием соучастие в преступлении; изучить основные роли участников групповой преступной деятельности; выяснить степень ответственности участников группового преступления; развивать умения учащихся применять теоретические знания к анализу правовых фактов.

Содействовать воспитанию у подростков чувства ответственности за свои поступки; формированию гражданской позиции, уважения к закону.

Способствовать дальнейшему формированию умений и навыков учащихся работать с первоисточниками, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; работать в группе; публично выступать.

Ход занятия:

МОТИВАЦИЯ.

Инсценировка «Кража в магазине».
Двое взрослых ребят выходят в центр, перешептываются, подзывают постороннего и просят: «Если кто-нибудь будет сюда идти, махни нам рукой».
Посторонний у двери машет рукой и уходит. Идет покупатель с сумками. Один изображает «сердечный приступ». Покупатель бросает сумки, спешит на помощь. Вызывает по сотовому телефону скорую. Второй выходит их укрытия, берет сумки, скрывается. «Больному» становиться «лучше», он спешно уходит. Покупатель обнаруживает пропажу, убегает с криком «Ограбили!»

Вопросы учителя:
Что сейчас произошло?
Все ли участники этого преступления могут быть наказаны?
Может ли быть наказан случайный прохожий, просто махнувший рукой?
Сложный вопрос! Нам предстоит в нем разобраться на сегодняшнем занятии, тема которого «Соучастие в преступлении»

Тренинг внимания. Игра «Пишущая машинка».
Учитель раздает буквы, говорит фразу. Затем ритмично хлопает в ладоши («нажимает на клавишу»), ученики произносят нужные буквы из фразы. Пробелы во фразе делаются общим хлопком всех учащихся, точка – общим стуком ног.

Учитель называет задачи занятия:
Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием соучастия в преступлении; изучим основные роли участников групповой преступной деятельности; выясним степень ответственности участников группового преступления; продолжим развивать умения применять теоретические знания к анализу правовых фактов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Если заглянуть в глубь веков и обратиться к «Русской правде», то здесь мы прочитаем о соучастии как о разбойном нападении «скопом», но роли соучастников не разделяются. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 года уже отмечаются следующие роли соучастников: зачинщики, подговорщики, подстрекатели, пособники, попустители, укрыватели. Однако, тоже Уложение, но 1903 года упростило это деление до трех видов: исполнители, подстрекатели, пособники.
А что же обо всем об этом говорит современный Уголовный кодекс?

Работа с компьютерной программой «Консультант плюс» по двум вариантам: (Программа ConsulsantPlus лицензионная, куплена мною в 2004 году. На сайтах http://www.consultant.ru/ , http://www.consultant.ru/popular/ukrf/10_8.html#p280 можно ею пользоваться, если в классе подключен Интернет.)

1 вариант
Работа с Уголовным кодексом


2 вариант
Работа с комментарием к Уголовному кодексу



Что такое соучастие в преступлении?


Определите виды пособничества, приведите примеры.



Перечислите виды соучастников и назовите их отличия.


Кто из соучастников будет нести большую уголовную ответственность за совершенное преступление, почему?



Назовите виды преступных групп, их отличия.


Являются ли дети, используемые преступником в качестве «орудия», соучастниками? Почему? А животные?



Три задания 1 варианта выполняют большинство учащихся группы, работа с вопросами 2 варианта (сложный уровень) носит индивидуальный характер и распределяется по усмотрению учителя.

По мере выполнения работы идет перекрестная проверка

3. Элементарная проверка «Почему вы так решили? » (работа в парах)
Андрей дразнил Дениса, говоря, что «он не мужик, если не может ради дружбы украсть из магазина сигареты». Денис украл.
Как изменится ситуация, если Денис не сам украл, а обучил свою собаку, которая вынесла ему блок сигарет? Какую роль будет играть Денис?
Как изменится ситуация, если Андрей пригласит в помощь Денису Елену и Дмитрия: Елена разведает, где лежат сигареты, а Дмитрий постоит на «карауле»?
Какую роль будет играть Геннадий, если Андрей попросит его подержать блок сигарет дома, а потом продать?

4. Интерактивная часть. Анализ казуса «Операция «Ы» (сюжет из фильма)
Какие юридические факты вы можете назвать, просмотрев видеосюжет? (Совершено преступление, кража)
Кто участники событий? (Начальник базы, Трус, Балбес, Бывалый)
Какие нормы закона касаются данного дела? (ст. 32,33; ст. 158 УК РФ)
В чем заключается юридический вопрос? (Совершили ли они преступление? Являются ли они соучастниками?)


Анализ казуса мы продолжим в роли следователей. Вы объединились в следственные группы и получаете от меня спецзадание: можно ли признать данного вам подозреваемого соучастником, и каким именно. Затем руководитель вашей следственной группы объявляет результаты совместной работы. . Вы как следователи должны решить на основе статей 32,33 УК РФ: является ли _____?______ соучастником преступления, и какую роль он играет в деле

Порядок ответа
Сообщить свое решение.
Назвать статью (ее часть, пункт) Уголовного кодекса РФ, на основе которой принято решение.
Назвать факты, которые были важны для принятия решения.
Объяснить, как эти факты раскрывают содержание статьи.

Образец ответа
Мы решили, что Иванов П.П. является пособником преступления. Согласно ст. 33 ч. 5 уголовного кодекса РФ пособником признается тот-то и тот-то (можно зачитать эту часть). Как видно из материалов дела Иванов П.П. продавал краденое имущество. Продажа краденого - один из признаков пособничества. Следовательно, Иванов П.П. – пособник.
Оформление документа
Мы решили, что ________________________ является ___________________________________________________________преступления. Согласно ст. ________ ч. ________ Уголовного кодекса РФ _________________ признается тот-то и тот-то (можно зачитать эту часть). Как из материалов дела ______________________________________________________________________________________________________________________._____________________________________________ - один из признаков __________________________________________________. Следовательно, ______________________ - _____________________.
При затруднении в ответах, учитель может задавать вопросы: почему вы так решили; на какую статью, часть ссылаетесь; какие факты говорят об этом; а как бы решили вы, почему?

В течение занятия я вижу, что вы вооружились знаниями по данной теме. Но мне бы хотелось вернуться к сюжету, с которого начинался наш урок, и получить ответ на вопрос: может ли быть наказан случайный прохожий, просто махнувший рукой?

Вариант №1
1. Доработайте следственный протокол, определив роли соучастников.
Группа подростков решила впервые обворовать легковой автомобиль. Двое из них вскрыли машину и похитили вещи. Третий наблюдал за окнами ближайшего дома, не прикасаясь к вещам. Ему казалось, что он «ни при чем». На самом деле он – (А) преступления. Остальные двое – (Б). К мысли о краже и ее «выгодах» их подвел посторонний, т.е. - (В). Кто-то предложил план похищения, он – (Г). Все они - (Д) преступления.
А – подстрекатель, Б – пособник, В – организатор, Г – исполнитель, Д – преступники.
А – подстрекатель, Б – исполнитель, В – пособник, Г – организатор, Д – соучастники.
А – пособник, Б – исполнитель, В – организатор, Г – подстрекатель, Д – преступники.
А – пособник, Б – исполнитель, В – подстрекатель, Г – организатор, Д – соучастники.

2. К какому из видов преступных групп относится данная группа?
группа без предварительного сговора;
организованная группа;
преступное сообщество.

3. Определите, кто из соучастников будет нести большую уголовную ответственность за совершенное преступление?
организатор, исполнитель;
организатор, подстрекатель;
исполнитель, подстрекатель;
организатор, пособник.

Вариант №2
1. Доработайте следственный протокол, определив роли соучастников.
Ранее судимый Иванов разработал план и предложит Сидорову ограбить продуктовый магазин. Он отказался, но пообещал помочь. Через два дня Сидоров познакомил Иванова с двумя подростками. 25 декабря около 13 часов подростки прибыли к магазину, который уже закрывался на обед. Проникнув в него и, угрожая работникам магазина ножом и игрушечным пистолетом, потребовали деньги. Но с помощью граждан подростки были задержаны на месте преступления. В этом деле:
Иванов – исполнитель, Сидоров - подстрекатель, подростки – организаторы;
Иванов – организатор, Сидоров – пособник, подростки – исполнители;
Иванов – организатор, Сидоров – подстрекатель, подростки – исполнители.


2. К какому из видов преступных групп относится данная группа?
группа без предварительного сговора;
организованная группа;
преступное сообщество.

3. Определите, кто из соучастников будет нести большую уголовную ответственность за совершенное преступление?
организатор, исполнитель;
организатор, подстрекатель;
исполнитель, подстрекатель;
организатор, пособник.13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Почему именно эти элементы присутствовали на каждой страничке презентации? Как вы думаете?

3. Игра на расслабление «Посмеёмся?..»
ЛИТЕРАТУРА

Вакуленко В.А., Уколова И.Е., Королькова Е.С. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. 2-е издание – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2004
ConsultantPlus (поисково-правовая система). Уголовный кодекс. Комментарий к уголовному кодексу.
Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т.2: Учебное пособие для 10-11 классов - С-Петербург: Издательство С-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004
Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к тому 2: Учебно-методическое пособие – С-Петербург: Издательство С-Петербургского института права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004









13PAGE 15


13PAGE 14115