Лекция. Архитектура барокко в Италии


АРХИТЕКТУРА ИТАЛИИ 17-18 ВЕКОВ
В 16 веке в странах Европы под влиянием реформистского движения происходит ослабление могущества католической церкви, поэтому церковь прилагает значительные усилия к возвращению былого величия. В это же время укрепляется господство светской власти. Правящие круги стараются подчеркнуть свою мощь и богатство путем их внешнего выражения. Этому стремлению ка нельзя лучше отвечает новых художественный стиль – барокко (от итал. «странный», «причудливый»).
Барокко зародилось в Италии в период позднего Возрождения. Его принципы получили свое развитие в 16 веке, где на смену ясной и спокойной гармонии Ренессанса с конструктивной логикой ордера пришло стремление к наибольшей архитектурной выразительности минимальными средствами, отвечающие требованиям господствующей буржуазии и земельной аристократии.
Для стиля барокко характерны:
Стремление к величию и пышности;
Усложненность планов;
Богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры;
Обилие кривых пластичных линий и поверхностей;
Контрастность, напряженность, иллюзорность, динамичность образов.
В развитии стиля барокко выделяют периоды:
Раннее барокко конец 16 - первая треть 17 веков;
Зрелое барокко с 30 гг. 17 века – конец 18 века.
РАННЕЕ БАРОККО В ИТАЛИИ
К концу 16 века экономика Италии пришла в полный упадок. Строительство развивается только в Риме и его окрестностях, где происходит развитие стиля барокко, доведенного до наиболее яркого своего выражения. В Риме работают наиболее известные архитекторы: Доменико Фонтана, Карло Модерна. В 1614 году они заканчивают строительство собора Св. Петра, достроив вестибюль
Доменико Фонтана начал свое творчество еще в период позднего Возрождения. Кроме строительства собора Св. Петра ему принадлежит реконструкция Латаранского дворца, который существовал еще с начала 12 века, как резиденция пап. Фонтана пристроил базилику, фронтон увенчал скульптурой. Дворец тяготеет к элементам грандиозности. Творчеству Карло Модерна принадлежит церковь Св. Сусанны в Риме. Церковь имеет только один фасад, фронтон с раскреповкой, ложные окна со скульптурой.
ЗРЕЛОЕ БАРОККО В ИТАЛИИ
Главой зрелого барокко считают Лоренцо Бернини, скульптора и архитектора, который с 1642 года работает в Риме. В 1667 он сооружает колоннаду на площади перед собором Св. Петра. Ему же принадлежит надгробие Св. Перта в соборе.
В проекте Королевской лестницы в Ватикане у Сикстинской капеллы Бернини использовал эффект оптической иллюзии, сужая ширину маршей по направлению к верхней площадке.
Крупнейшим архитектором итальянского барокко был Франческо Борромини, который начал свою деятельность в Риме с работы над собором Св. Петра, а позже – постройки монастыря и церкви Сан-Карло у 4-х фонтанов Одрена босоногих монахов. Ему принадлежит проект церкви Сант-Иво во дворе университета в Риме. Планы этих церквей отличаются намеренной усложненностью форм, волнообразной поверхностью фасадов. Поверхность стен церкви Сан-Карло заполнена глубокими нишами со статуями. Рядом- небольшой дворик для будничной жизни и сад. Монастырский же двор оформлен с нарочитой театральностью и пышностью.
Кроме Рима великолепные произведения барокко были созданы в Венеции. Лучшей работой Бальдассаре Лонгена стала церковь Саньа-Мария делла Салюте – центрическая восьмигранная постройка с куполом, барабан которого поддерживают мощные волюты.
Загородные виллы эпохи барокко отличаются осевым построением композиции с регулярными парками, беседками, фонтанами, водопадами и множеством широких лестниц, осуществляющих связь архитектуры и природы. Наиболее интересны: вилла Альдобрандини во Фраскати и вилла Д’Эстэ в Тиволи.
ОСОБЕННОСТИ БАРОККО В ИТАЛИИ
Стремление к максимальной выразительности минимальными средствами;
Отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно-пластической формы наряду со скульптурой;
Привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приема для создания городского ансамбля;
Фасады и интерьеры отличаются исключительной роскошью и пластикой, хотя в рядовых и официальных сооружениях преобладает сухость и строгость форм;
Крупным достижением сводостроения было создание куполов из трех оболочек;
К концу 17 столетия для балочных и решетчатых конструкций начинают использовать металл. Железо применяют для промышленного строительства, для приготовления стропил и балок.