Сценарий Недели Психологии,проходящий под девизом : Ценности моей жизни


«Ценности моей жизни» Сценарий Недели психологии
Введение
Сегодня образование требует от педагогов-психологов активного включения в образовательный процесс в качестве организатора психологической службы учреждения. Профессиональная деятельность педагога-психолога направлена на создание и поддержание условий для формирования благоприятного психологического климата в коллективе взрослых и детей. В нашем учреждении разработан формат ежегодного мероприятия «Неделя психологии» как эффективной формы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Неделя психологии – это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания педагогам и родителям, а высоко эффективная интерактивная форма взаимодействия, позволяющая повысить интерес субъектов образовательного процесса к психологии, показать реальные формы работы, возможности психологической службы, формировать интерес взрослых к миру ребенка, помогать ему в индивидуально-личностном развитии. Предварительная работа включает планирование Недели психологии, оформление наглядного информирования, разработку мероприятий для педагогов, детей и родителей. Реализация данных мероприятий вызывает у детей и взрослых положительные эмоции, каждый день становится насыщенным живым общением, что обеспечивает интеллектуальное и эмоциональное единство всех участников образовательного процесса. Благодаря ежегодному повторению, каждая следующая Неделя психологии воспринимается как продолжение предыдущих, формируя в учреждении традицию психолого-педагогического взаимодействия, но одновременно с этим является совершенно новым по содержанию и форме авторским продуктом.
В качестве примера приведем один из сценариев Недели психологии, реализованный в 2016 г.
НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ «ЦЕННОСТИ МОЕЙ ЖИЗНИ»
I. Программа
Понедельник
Тема дня:«ЗДРАВствуй!»
При входе в учреждение звучит приятная, веселая музыка, ученики встречают педагогов с красивым ларцом и предлагают вытянуть себе пожелание. Все это способствует созданию положительного эмоционального настроя на весь день.
На школьной линейке объявляется всем ученикам о начале Недели психологии.
Проводится опрос «Что такое психология? Кто такой психолог?». Для детей 1-3 классов ребятами старших классов опрос проводится в форме интервью.
На большой перемене состоялся флешмоб «ЗДРАВствуй!» (см. Приложение).
Вторник
Тема дня: Дружба да братство дороже всякого богатства.
Игра «Следопыт» (см. Приложение).
Классные часы на тему дружбы (с командными, интеллектуальными конкурсами проводят учащиеся 10-11 классов для 5-6 классов).
Среда
Тема дня: «Ты и твои мечты»Цитата дня:  «Мечта — крылья, не знающие усталости»
«Я хочу, чтобы в нашей школе…». На каждом этаже вывешивается плакат, на котором ребята пишут свои пожелания.
Конкурс социальной рекламы (см. Приложение).
Четверг
Тема дня: «Семья – твой шедевр, который ты создаешь собственными руками»
Конкурс рисунков «Моя семья» 1-4 классы.
Ролевая игра с элементами социального тренинга «Традиции моей семьи».
Конкурс эссе «Моя семья и семейные традиции» для всех желающих.
Пятница
Цитата дня: «По следам недели Психологии»
Презентация «По следам недели Психологии»
«Психологический портрет школы «Самые-самые…»:
Подведение итогов на общешкольной собрании в актовом зале. Победителями в каждой номинации вручаются почетные грамоты «Самый…». Награждение всех участников событий недели.
II. Анонс мероприятий Недели
Флешмоб «ЗДРАВствуй!»
С видеороликом по теме вы можете ознакомиться по ссылке: https://yadi.sk/i/7jcogoFT328uUNНе так давно в наш лексикон вошло слово «флэшмоб». Дословно с английского (flashmob, флэшмоб переводится как «вспышка толпы» или «мгновенная толпа». Сегодня формат флэшмоба вовсю пытаются использовать специалисты в области маркетинга, рекламы, всевозможных пиар- и полит-технологий.
Одной из проблем 21 века является гиподинамия. Мы и наши дети ведём действительно малоподвижный образ жизни. Компьютер, телевизор и одновременное поедание чипсов и фастфудов – что может быть вреднее для ребёнка? А потом мы сетуем на ранние гастриты, избыточную массу тела. А ещё перегрузки и стресс.
Что мы можем мы противопоставить всему этому? Спорт? Не все дети хотят и могут заниматься спортом. А ведь это весело и здорово – танцевать под ритмичную музыку в компании друзей. Желание двигаться под музыкальное или ритмическое сопровождение заложено в человеке природой. Наверное, все замечали, как, услышав определенную мелодию, мы инстинктивно начинаем двигаться в такт.
В танце можно выразить себя творчески, а можно и просто выплеснуть свои эмоции, избавившись, таким образом, от плохого настроения. А если к этому прибавить еще и физическое единение, то возникает колоссальный по мощности однонаправленный заряд человеческой энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее.
Наш танцевальный флешмоб должен был привлечь как можно больше людей. Так и случилось. Это должно стать пропагандой здорового образа жизни.
Цель: Популяризация активного отдыха как важной составляющей здорового образа жизни.
Задачи: в форме свободных танцевальных флешмобов побудить учащихся активно двигаться на переменах, что приводит к более эффективному отдыху между уроками и дает положительный эмоциональный заряд, а также формирует позитивное отношение к активному образу жизни.
Ожидаемые результаты:
• Приобщение детей и взрослых к здоровому образу жизни;
• Улучшение физической формы ребёнка;
• Информированность населения о пользе ритмики, аэробики;
• Обучение простейшим танцевальным движениям;
• Ознакомление с такими понятиями, как темп, ритм;
• Выход и разрядка отрицательных эмоций, снятие нервного напряжения, создание ощущения радости;
• Помощь детям раскрепоститься, свободно двигаться;
• Выработка координация движений;
• Позитивный настрой по проведению различного рода социально-одобренных экспериментов;
• Увеличение участников танцевального флешмоба;
• Удовлетворённость детей и их родителей проведённым мероприятием.
Игра «Следопыт»
С видеороликом по теме вы можете ознакомиться по ссылке: https://yadi.sk/i/7jcogoFT328uUNКоманды желающих придумывают название, рисуют герб команды.
Материалы: бланки с вопросами для акции «Следопыт»; альбомные листы,фломастерыЦель:  стимулирование межличностного взаимодействия между учащимися и работниками школы.
Задачи: обучение детей навыкам коллективной самоорганизации, развитие коммуникативных умений, сплочение детского и общешкольного коллектива, поднятие общего эмоционального тонуса, психологическая поддержка отдельных членов детского или взрослого коллектива.До начала занятий капитан команды берет в кабинете психолога бланк со списком вопросов, ведущий оговаривает время, предоставленное на выполнение задания, определяет условия. Во время уроков выполнять задания категорически запрещено – нарушители выбывают из игры.
По окончании отпущенного на выполнение задания времени бланки с ответами обрабатываются ведущим, подсчитываются баллы и объявляются победители. 
Классные часы на тему дружбы
С видеороликом по теме вы можете ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/a/QKKtk1Yz32Ec5GСилами учащихся 10–11 классов проводятся заранее подготовленные классные часы для ребят 5-6 классов.
Конкурс социальной рекламы
С видеороликом по теме вы можете ознакомиться по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=z8GZQvr372g и https://yadi.sk/i/q1mV2UUd327LNhСоциальная реклама – это общественно значимое творчество, утверждающее общечеловеческие ценности: нравственность, милосердие, веру, патриотизм, толерантность, чувство красоты и гармонии, направленное на решение актуальных проблем современного общества
Мероприятие для 9-11 классов. Ребята создают социальный видеоролик. Самостоятельно пишут сценарии и снимают. По результатам просмотра жюри выбирает победителей и призеров.
Конкурс рисунков «Моя семья»
С видеороликом по теме вы можете ознакомиться по ссылкам: https://yadi.sk/i/7jcogoFT328uUN
Конкурс проводится среди учеников 1-4 классов.
Цель: Укрепление авторитета семьи, базовых семейных ценностей
Ролевая игра с элементами социального тренинга : «Традиции моей семьи»
С давних пор семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. В школе, где я работаю, мне часто приходится встречаться с тем, что традиции семьи и функциональные роли в семье размыты. Достаточно большое количество неполных семей, негативные отношения между родителями, недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей. Поэтому в этих условиях, как никогда актуальна мотивация детей и подростков на социально значимые семейные ценности.
Эта игра с элементами тренинга носит практический характер. Ее могут проводить педагоги на классных часах. Игра проводится для подростков 15-18 лет. Игра очень хороша тем, что ее можно увеличивать по времени за счет актуальности заданий, можно сокращать.
Для ребят игра станет поводом поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях осознать роли женщины и мужчины в семье, решить, что нужно для того чтобы сформировать гармоничную семью.
Новизна заключается именно в формате проведения. Лекции и беседы в подростковом возрасте малоэффективны. А вот в процесс игры, азартное командное соревнование двух «условных семей» знакомит ребят с функциональными ролями членов семьи легко и интересно.
Цель: Профилактика деструктивных установок и формирование позитивных семейных ценностей через моделирование. Расширить знания о семье как социальной единице. Активизировать учащихся задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых. Подготовить старшеклассников к созданию будущей семьи.
Время проведения: 90 минут. Игра проводится среди старшеклассников.
Игра проходит между двумя командами старшеклассников(5-9 человек в каждой). Можно играть 3,4 командам(если приобрести опыт проведения ведущему). Команды- это условные, игровые семьи. Выполняют вместе задания.
У девушек и юношей через моделирование происходит формирование позитивных семейных ценностей. А также процесс игры, азартное командное соревнование двух «условных семей» знакомит ребят с функциональными ролями членов семьи легко и интересно.
Ход игры:
Ведущий: «Какие ценности жизни находятся для вас на первом месте?»
Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Еще удивительней, что именно семейная жизнь попала и в число недостижимых ценностей. Вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием собственных детей, отчуждение между членами семьи. Это очень остро ощущают современные подростки. Но самое грустное, что они не верят в возможность семейного счастья. Сегодня у Вас будет возможность осуществить в игровой ситуации свою мечту. Построить семью такую, в которой Вам хочется жить, растить детей, любить и быть любимыми.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА СЕМЬИ
Участникам предлагается объединиться в игровые семьи. Задача – определить, каков состав семьи, распределить семейные роли и возраст членов семьи. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, учится, чем увлекается. Каждая семья придумывает себе фамилию. На выполнение задания дается 8 минут. После этого каждая подгруппа располагается как на фотографии и по очереди представляет свою семью.
Вопросы психолога:
- Почему вы взяли эту фамилию?
-Какие взаимоотношения в вашей семье?
-Как распределяется время в вашей семье? Обязанности?
- Есть ли общие цели у членов вашей семьи?
Можно использовать жетон: выдается той команде, которая быстрее овладела образом
РОЛЬ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ(12 МИН)
Семьям (Гончаровых и Силачёвых) предлагаются пословицы: «Для внука дедушка – ум, а бабушка – душа», «Баба-бабушка, золотая сударушка!», «Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь-добро стережешь», «Бабушке — один только дедушка не внук» и т.д.Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье: хранитель покоя и мира в семье, миротворец, утешитель, печет пироги, вкусно готовит, покупает продукты, занимается хозяйством, стирает, убирает, шьет, вяжет, учит внуков: как себя вести, как готовить, стирать и убираться, ухаживает за внуками, провожает их в школу, лечит, жалеет, ласкает, балует, рассказывает сказки, поет колыбельную песенку.Обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чинит, самый мудрый, строгий, добрый, учит уму-разуму, занимается внуком, внучкой, водит на прогулку, на спортивные занятия, по ягоды-грибы, главный воспитатель и т.д.Бабушки семей соревнуются, (кто больше сказок внукам рассказал)
Дедушка играет с внуком
РОЛЬ МАМЫ (5 МИН)
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в семье играет мама? (Высказывания ребят).
Сейчас мы узнаем, в какой семье мама лучшая повариха! Мамы вспоминают названия первого блюда на обед: супа. Девочки называют названия первых блюд: суп гороховый, суп куриный, суп-лапша, суп рисовый, суп рыбный, уха, суп с фрикадельками, суп с пельменями, суп с галушками, суп с сухариками, суп молочный и т. д.РОЛЬ ОТЦА (5 МИН)
Ребята обсуждают роль отца: Папа – сильный и большой, смелый, добрый, папа должен уметь все.
Ведущий: Самое главное в семье, чтобы папа любил маму! И умел показать свою любовь и заботой, и ласковым словом! Сейчас папа начинает говорить маме ласковые слова, а вся семья помогает ему.
Игра «Комплимент маме»
РОЛЬ РЕБЕНКА
Предлагаются пословицы «Полна хата детей, так и счастливо в ней», «Семья без ребенка – не семья» и т.д. А зачем семье нужен ребенок?
Высказывания ребят.
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ (20МИН)
Каждая семья богата своими традициями. Традиции нас объединяют, позволяют ощутить нашу общность; может быть, делают нашу семью отличной от других. Какие традиции есть в ваших реальных семьях? Какие хранит мать, за какие отвечает отец? Можно ли создавать новые семейные традиции? Определите традиции ваших ролевых семей. После группового обсуждения вам предстоит рассказать о них.
Какие семейные традиции вас больше всего привлекли?
Могут ли дети стать инициатором создания семейных традиций?
«МОЯ СЕМЬЯ ЧЕРЕЗ ГОДЫ» (15 МИН)
Цель: расширение зоны осознания: определение реальных ценностей, сплачивающих семью, проблем в семейных отношениях.
Ход игры: Представьте себя в привычном семейном кругу через 10, 20, 40 лет. Закройте глаза и сосредоточьтесь на путешествии во времени. Отправляемся в будущее.
Итак, сегодня октябрь 2026 года. Где вы обнаруживаете себя? Страна? Пейзаж? Рельеф местности? Что является вашим семейным гнездом? Это квартира, дом, лесная избушка? Что-то другое? Большой ли ваш дом? Достаточно ли в нем места для вашей семьи? Представьте себе интерьер помещение, в котором вы находитесь. Каков вид из окна?
Попытайтесь представить себе членов вашей семьи. Как они выглядят? Где находятся в пространстве дома? Каждый в своем определенном месте (комнате) или все вы вместе сидите в гостиной (во дворе) вокруг стола…? Кого не хватает на семейном сборе? Кто появился в семейном кругу?
Как вы проводите свой день? Работаете? Каково соотношение часов работы и отдыха в вашей жизни? Когда семья собирается дома? Как организован досуг? Чем вы занимаетесь по вечерам и в праздники? Подумайте, каковы успехи вашей семьи. Что заставляет вас гордиться собой и своими близкими? В какой сфере проявляются ваши достижения?
Проблемы… Их наличие – доказательство того, что ваша семья – живой организм, а не рекламный проспект. Какие проблемы вы пытаетесь преодолеть? Кто помогает вам в этом? Какие задачи вытекают из ваших семейных проблем? Чувствуете ли в себе силы справиться с ними? К кому вы обращаетесь за помощью и поддержкой?
ОБСУЖДЕНИЕ
Что дала вам эта игра в понимании: себя, своей семьи, своего будущего?
В данном занятии старшеклассники имеют возможность не только рефлексировать по поводу своих реальных семей, но и осознавать собственные установки на брачно-семейные отношения, получают шанс осознания возможность личного вклада каждого члена семьи в семейное благополучие.
ЗАВЕРШЕНИЕ
Дорогие ребята! Я от всего сердца желаю вам создать именно такие любящие и теплые семьи в будущем. Спасибо вам всем за вашу замечательную игру.
Конкурс эссе "Моя семья и семейные традиции" для всех желающих.
Презентация «По следам недели Психологии»
Презентация готовится по фото- и видеоматериалам. Просмотр ведется в виде трансляции на переменах в холле или рекреациях.
Цель: закрепление психологического эффекта через воспоминания основных мероприятия, оживление впечатлений.
«Психологический портрет школы «Самые-самые…»
Определение победителей голосования по номинациям:
«Самые активные»«Самые ответственные»«Самые добрые»«Самые внимательные»«Самые известные»и пр.
В холе школы на стенах размещаются плакаты с названиями номинаций. Все желающие могут написать имена, фамилии своих одноклассников, друзей, учителей, всех тех, кого они считают самыми-самыми.
«По следам недели Психологии»
С видеороликом по теме вы можете ознакомиться по ссылке: https://yadi.sk/i/7jcogoFT328uUNРебята полностью снимают, монтируют и представляют ролики по окончанию недели.
Цель: стимулирование положительных эмоций, активизация межличностного взаимодействия.
Итоги подводятся на общешкольной собрании в актовом зале. Победителями в каждой номинации вручаются почетные грамоты «Самый…».
Награждаются все участники событий недели. Это и победители в конкурсе рисунков, победители конкурса эссе, ребята-организаторы флешмоба, и т.д.