Конспект урока литературного чтения на тему Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»

1
Тема: Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством П. П. Бажова; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить рассуждать, правильно строить высказывания ; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся; содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики демонстрируют нарисованные рисунки к сказке «Серая шейка» и пересказывают соответственный отрывок сказки.
3. Формулирование темы и целей урока.







Расшифруйте ребусы.
Что по - вашему могут обозначать данные слова?
Какое слово «лишнее»?
Какие из разгаданных слов можно объединить в словосочетание, таким образом, чтобы это словосочетание могло служить название произведения?
Повторение литературной терминологии.
Что такое сказ?
Какие сказы вам уже знакомы? Что их объединяет?
4. Антиципация чтения.
Что можно узнать из названия этого произведения?
Посмотрите внимательно на иллюстрации, которые размещены на доске, прочитайте ключевые слова.
Составьте небольшой рассказ по данной иллюстрации и словам, которые мы узнали, расшифровав ребусы.
5. Вступительное слово.
Прочитайте на стр. 161 биографическую справку о писателе.
К какому литературному жанру можно отнести данную сказку? ( литературная )
Родился Павел Петрович Бажов в рабочей семье Петра Васильевича и Августины Степановны Бажовых в городе Сысерти 27 января 1879 года.
О своем детстве Павел Петрович пишет в книгах, в них можно узнать не только о жизни и деятельности писателя, но и о далеких годах становления самобытного богатейшего края – Урал.
С детства Павел Бажов очень много слышал рассказов о Медной горе от бабушки и отца. «Малахитовая шкатулка», книга сказов, принесла П. П. Бажову всенародное признание. Она построена на чудесном и фольклоре уральских рабочих, исполнена горячей любви к людям труда, раскрывает прекрасные стороны русского национального характера. Книга Бажова глубоко народна по содержанию и по форме, она вошла в золотой фонд отечественной литературы.
Одно из самых известных произведений сборника Бажова «Хозяйка Медной горы» - она властвует над ящерицами, она – распорядительница земельного богатства. Бажов говорил, что рисунок малахита динамичен и напоминает подвижность ящерицы.
К сказу «Старых гор подаренье» Бажов предпослал слова, в которых емко выразил суть своих уральских сказов «Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные – в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».
С такими словами, можно приступить к изучению нового произведения.
6. Словарная работа. Чтение текста сказа «Серебряное копытце».
7. . Словарная работа.
Работа с текстом учебника и толковым словарем
8. Проверка первичного восприятия.
Как ты думаешь , что такое сказ? Это быль или небыль?

Что в сказке волшебного , сказочного? А что было в действительности?
Или, может, чудеса лишь показались героям?
9. Итог урока. Д/з стр 161-170 ( прочитать, 1- вариант Портрет Коковани
2- вариант Портрет Дарёнки 3- вариант Опишите Серебряное копытце


Урок №2
Тема: Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»
Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством П. П. Бажова; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить рассуждать, правильно строить высказывания ; развивать внимание, память, мышление, речь учащихся; содействовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Основная часть.
1. Прослушивание аудио записи сказки.
2. Каким образом музыкальное сопровождение передаёт настроение сказки?
Как передают характер артисты?
Как вы думаете, отличается ли говор артистов от нашей речи?
Какие фрагменты сказа пропущены в аудио изложении сказки?
3. Назовите главных действующих лиц сказа.
Составьте портретную характеристику главных героев.
1 вариант – Кокованя.
2 вариант – Дарёнка
Выберите из иллюстраций, размещенных на доске, портреты своих персонажей.
4. Опишите кошку Дарёнки. Направится ли вам она?
Как стали жить дед, сиротка и кошка Мурка?
Какая мечта появилась у Даренки?
5. Прочитайте разговор Даренки и деда, когда она упрашивала взять ее в лес, в лицах.
Почему «сперва старик замахал руками» в ответ на просьбу Дарёнки?
Какие черты характера проявила девочка, упросив старика взять ее с собой в зимний лес?
Как она собиралась в лес?
Как собирался в лес Кокованя?
Что подумали люди, увидев старика с девочкой?
А вы как думаете? Правильно ли поступил Кокованя?
6. Перескажите близко к тексту, что случилось с Дарёнкой, когда деде ушел на завод за лошадью. – работа в парах.
О чем беспокоился старик, когда уходил? Как это характеризует его?
Прочитайте, каким увидела Даренка козла. Таким ли она его представляла?
Как вы думаете, любит ли своих героев автор?
Что хотел сказать нам автор, рассказав чудесную историю о серебряном копытце?
7. Картинный план.
3. Самостоятельная работа.
4. Итог урока.
5. Д/З. словесное описание картины встречи Даренки с козлом в лунную зимнюю ночь






«Серебряное копытце».
1. Как звали старика, который решил взять себе жить сиротку? .
2. Как звали девочку – сиротку, которая жила в семье Григорьевых? .
3. Кем был старик?
а) вроде охотника б) лесник
4. Как звали кошку, которая звонко мурлыкала?
5. Вставьте пропущенные слова:
Старик с утра на .. уходил, девочка в . прибирала, похлебку да варила, а кошка на . ходила - .. ловила.
6. На какой ноге у козла было серебряное копытце?
а) на левой передней ноге б) на правой передней ноге в) на левой задней ноге
г) на правой задней ноге
7. Вставьте пропущенные слова, в описание козла.
Ростом тот козёл не выше , ножки тоненькие, .. лёгонькая. У него есть серебряное .. В каком месте топнет этим копытцем - . камень, два топнет - .. камня, а где .. бить станет - там груда дорогих . . Есть у этого козла и рожки отменные. У простых козлов на
.. веточки, а у него на . веток. Летом шёрстка у него буренькая, а зимой .. . Травой да кормится, ну и .. зимой в стожках подъедает.
8. Сколько дней прошло, прежде ем девочка встретила Серебряное копытце?
а) 3 дня б) 2 дня в) 4 дня
9. В какое время суток повстречала девочка Серебряное копытце?
а) утро б) день в) вечер г) ночь
10. Кого больше никогда не видели старик и его девочка, после встречи с Серебряным копытцем?
ИМЯ

«Серебряное копытце».
1. Как звали старика, который решил взять себе жить сиротку? .
2. Как звали девочку – сиротку, которая жила в семье Григорьевых? .
3. Кем был старик?
а) вроде охотника б) лесник
4. Как звали кошку, которая звонко мурлыкала?
5. Вставьте пропущенные слова:
Старик с утра на .. уходил, девочка в . прибирала, похлебку да варила, а кошка на . ходила - .. ловила.
6. На какой ноге у козла было серебряное копытце?
а) на левой передней ноге б) на правой передней ноге в) на левой задней ноге
г) на правой задней ноге
7. Вставьте пропущенные слова, в описание козла.
Ростом тот козёл не выше , ножки тоненькие, .. лёгонькая. У него есть серебряное .. В каком месте топнет этим копытцем - . камень, два топнет - .. камня, а где .. бить станет - там груда дорогих . . Есть у этого козла и рожки отменные. У простых козлов на
.. веточки, а у него на . веток. Летом шёрстка у него буренькая, а зимой .. . Травой да кормится, ну и .. зимой в стожках подъедает.
8. Сколько дней прошло, прежде ем девочка встретила Серебряное копытце?
а) 3 дня б) 2 дня в) 4 дня
9. В какое время суток повстречала девочка Серебряное копытце?
а) утро б) день в) вечер г) ночь
10. Кого больше никогда не видели старик и его девочка, после встречи с Серебряным копытцем?
ИМЯ