Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников Я-Гражданин


Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.
Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
В связи с этим в нашей школе разработана и реализуется 4-й год программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне начального общего образования: «Я - Гражданин».
Цель программы: воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали.
Задачи программы:
Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственное проявления в стремлениях и действиях ребенка.
Формировать чувство любви к Родине.
На примерах героических поступков людей раскрыть нравственные понятия добра, благодарности, милосердия, честности, трудолюбия.
Воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству.
Развивать творческие способности детей.
Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:
создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;
формирование у обучающегося активной гражданской позиции.
Программа духовно-нравственного воспитания «Я – Гражданин»» опирается на традиционные источники нравственности такие как:
патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы осуществляется по нескольким направлениям.
1.Историко-краеведческая и экскурсионная работа.
Работа по этому направлению проходит на уроках окружающего мира, дети посещают городской краеведческий музей, библиотеку города, возлагают цветы к памятникам. Ежегодно встречаются с ветеранами ВОВ, проводятся праздники к 23 февраля.
Во внеурочное время ездят на экскурсии по Хакасии: д.Казановка «Сердце Древней Хакасии», Боградский р-н «Бородинская пещера», Ширинский р-н «Тропа предков» и «Сундуки».
2. Гражданско-патриотическое направление.
По этому направлению проводятся беседы на классных часах : «Права человека», «Символика России», «Герб и символы Хакасии». Проводится конкурс рисунков «Моя малая Родина в наших рисунках (1-2 классы), «Моя Россия, моя страна!» (3-4 классы).
3. Физкультурно-оздоровительное направление
Кроме уроков физической культуры, ребята регулярно участвуют в мероприятиях посвященных «Дню здоровья», «Веселые старты», «Осенний кросс». Дети с ОВЗ ежегодно принимают участие с спортивной олимпиаде для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Экологическое направление.Ежегодно дети участвуют в акции «Помоги птицам зимой», помогают приюту животных «Кот и пес».
5. Трудовое направление
Знакомство с различными профессиями, проведение классных часов на тему: «Все профессии важны», «Кем я хочу быть, когда вырасту? Тем самым дети учатся уважать труд старших.
6. Семейное направление.
Дети изучают историю своей семьи, составляют семейное древо, а одна из учениц школы провела исследование о жизни своей прабабушки и с этой работой выступала на городской научно-практической конференции.
Таким образом, у детей младшего школьного возраста закладывается система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны. Школьник под влиянием воспитания и обучения расширяет и углубляет познание окружающего мира, его суждения становятся всё более точными, адекватно раскрывающими содержание понятий. Подвергая содержание суждений анализу и синтезу, устанавливая причины и следствия, сравнивая и дифференцируя поведение, у школьника постепенно формируется развитие критического мышления. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для формирования и совершенствования нравственно-патриотического воспитания на основе организации образовательного и инновационного процессов. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательностью, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать соответствующие выводы. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в нравственно-патриотической основе, а также творчества.
При этом учитывается, что достижение эффекта - развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников в МБОУ СОШ№6 распределяются по трем уровням
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне школьник получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Результатом данной духовно-нравственной программы является воспитание гармонично развитого, морально цельного человека, высоконравственной личности, стремящейся к совершенству. Он должен уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Результаты диагностических исследований нравственного роста личности школьников – положительная динамика роста позитивных отношений к нравственным ценностям.
Результаты исследования формирования классных коллективов – рост суммы баллов активности и качества участия классных коллективов в общественной жизни.
Рейтинговая оценка работы школы ее учащимися и их родителями - положительная динамика по годам.
Уровень активности участия всех сторон образовательного процесса в самоуправлении школой – положительная динамика числа участников и их предложений по совершенствованию работу школы.
Список литературы.
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.– М.- Айрис-пресс.- 2002.  2. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М. Республика.- 1998.  3. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М. АРКТИ.- 2003.