Досуговая программа внеурочной деятельности «С0лнце внутри»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя образовательная школа
№ 180
Красногвардейского района Санкт-Петербурга



Программа принята на педагогическом совете Утверждаю
ГБОУ СОШ № 180 Директор ГБОУ СОШ № 180
Протокол №_________ ___________Н.А.Тронова
____________________ _______________________
(дата) (дата)





Досуговая программа внеурочной деятельности
«С
·лнце внутри»
Возраст детей 7-9лет
Срок реализации 1 год




Составитель:
Педагог-психолог
Маркелова Е.В.











Санкт-Петербург
2014




Пояснительная записка.

Программа досуговой деятельности «Солнце внутри» разработана для детей общеобразовательной школы неполного дня, которые сами стремятся научиться с пользой проводить свое свободное время. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа внеурочной досуговой деятельности - это механизм, который вовлекает обучающихся в разностороннюю творческую деятельность.

Актуальность.

6 октября 2009 года Министерством образования и науки РФ введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, подразумевающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.

Последние десять лет в нашей стране стали временем бурного развития и освоения новых форм развития детей. Большой интерес вызывают методы, связанные с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и в результате нахождением способов решения своих проблем. Занятия по программе решают проблемы социальной и психологической дезадаптации, что в свою очередь является причиной неуспеваемости.

Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование творческих способностей обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.
Цель :
Создание условий для удовлетворения образовательных запросов, а также создание условий для возможности реализовать и развить таланты и способности учащихся разных возрастных групп.

Задачи:

1.Образовательные:

- создать условия для овладения техники рисования смятой бумагой;
- создать условия для овладения техники правополушарного рисования;
- создать условия для обучения навыкам работы в коллективе;
-создать условия для формирования навыков позитивного коммуникативного общения;

2.Развивающие:

- создать условия для развития психологических функций (внимание, наблюдение, воображение, память, мышление);
- создать условия для развития мелкой моторики;

3.Воспитательные:

- создать условия для воспитания нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность- терпимость);
- создать условия для приобщения ребёнка к здоровому образу жизни.


Условия реализации программы:

- программа адресована учащимся 7- 9 лет.
- на занятия по программе принимаются все желающие (заявление заполняется законным представителем ребенка).
- режим работы - 6 часов в неделю;

примечание:
- структура занятия:
Стадия разогрева
Собственно деятельность
Обсуждение полученных результатов
Завершение работы

- занятия проходят в кабинете для групповой интерактивной работы, в специально оборудованном классе (с раковиной), светлом помещении. Приветствуется наличие мультимедиа комплекта.

Формы организации деятельности воспитанников:

- групповая;
- малые группы;

Формы проведения занятия:

- беседа;
- игра;
- интегрированное занятие;
- импровизация;
- фантазия;

Методы:

- словесный (рассказ, беседа, устное изложение, чтение, анализ текста по данному занятию)
- наглядный (работа по образцу)
-практический (упражнение, тренинг, тестирование по тематике занятия)

Виды деятельности:

- игровая деятельность
- художественное творчество

Виды аттестации учащихся:

1 этап- (сентябрь - октябрь) - тестирование (анкета),
2 этап- промежуточный ( в середине года, в декабре)- выставка, конкурс.
3 этап- итоговый ( апрель- май) - контрольное занятие, открытые занятия

Формы подведения итогов реализации программы :

- тестирование
- контрольное или итоговое занятие.






Учебно- тематический план

№п.

Разделы и темы
1 класс
2 класс
3 класс



Количество часов
Количество часов
Количество часов



Всего
Теория

Практика
Всего
Теория

Практика
Всего
Теория

Практика

1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ.
1
1
-
1
-
-
1
-
-

2
Все мы разные
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

3
Образ человека.
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

4
Вот я какой
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

5
Кроткий характер
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

6
Диалог
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

7
Серьезный вопрос
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

8
Компромисс
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

9.
Морской пейзаж
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

10.
В японском саду
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

11
Один за всех и все как один
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

12
Забота о других – забота о себе
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

13
Поляна в горах
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

14
Подарки
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

15
Береги здоровье
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

16
Пионы
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

17
Противоположности
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

18
Не хочу учиться!
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

19
Зеленая страна
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

20
Умники
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

21
Непонимание
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

22
Новогодняя открытка
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

23
Волшебный магазин
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

24
Любознательность
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

25
Водопад
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

26
Комплименты
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

27
Уроки жизни
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

28
Настроение
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

29
Детям об ответственности
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

30
Дружба в жизни человека
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

31
Рассвет
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

32
Игра в команде
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

33
Я – это я , Я и другие
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

34
Преодолеваем трудности
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

35
Доброе отношение
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7

36
Заключительное занятие (тестирование)
1
-
1
1
-
1
1
-
1

Итого:
108 часов

Содержание программы

Тема
теория
практика

1
Вводное занятие (первая тема)
Знакомство с правилами техники безопасности, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей образовательного предмета
-

2
Все мы разные
Доверие к людям. Умение видеть хорошее в другом человеке. Терпимое отношение.
Мастерим иллюстрацию к сказке “Звезды”

3
Образ человека
Методы рисования лица в профиль и анфас.
Рисунок “Портрет”

4
Вот я какой
Знакомство с коллективом. Понятие общения. Виды общения: речь, мимика, жесты
Игры “Интервью”, “Поменяйтесь местами, те кто”, “Передай имя”, “Зоопарк”, “Змеи, пчелы, мед”, “Что изменилось”, “Горячий мяч”, “Японская машинка”, “Третий лишний”.

5
Кроткий характер
Что такое короткость. Кроткие среди растений и животных(и наоборот). “Родные сестры” кротости – смирение, скромность, нежность.
Мастерим иллюстрацию к сказке “Синяя сказка”

6
Диалог
Начальные сведения о правополушарном рисовании, подготовка основы, фона, смешивание цветов.
Рисунок “Две свечи”

7
Серьезный вопрос
Сензитивность. Тренировка восприятия партнера в общении.

Игры “Аквариум”, “Что ты делаешь”, “Стиральная машина”, “Наяву , а не во сне, что прекрасного во мне?”, “Вертушка”

8
Компромисс
Упрямство. Умение найти компромисс, обогащение опытом.
Просмотр мультфильма “На мосту”, мастерим сказку “Сиреневый котенок”

9
Морской пейзаж
Техника рисования моря, волн, линия горизонта.
Рисунок “Морской пейзаж”

10
В японском саду
Технология рисования деревьев, понятие о переднем и заднем плане
Рисунок “В японском саду”

11
Один за всех и все как один
Сплочение. Дружба. Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты).

Игры “Моя комната”, “Машина”

12
Забота о других - забота о себе
Относись к другим, так как хочешь, чтоб относились к тебе.
Мастерим сказку “Фонарь для слепого”

13
Поляна в горах
Технология рисования смятой бумагой, технология рисования тумана
Рисунок “Поляна в горах”

14
Подарки
Развитие навыков социальной перцепции. Развитие внимания к окружающим. Осознание своих чувств. Помехи и затруднения в общении.

Игра “Зубы дареного коня”, Игра “Конспиратор”

15
Береги здоровье
Ценность жизни. Здоровый образ жизни
Мастерим иллюстрацию к сказке “Морковкина жизнь”

16
Пионы
Учимся рисовать цветы. Технология рисования 2-мя цветами на темном.
Рисунок “Пионы”

17
Противоположности
возможность задуматься над вопросом, касающимся отношения к нарушению правил.
Игры “Театр Кабуки”, “Кнут и пряник”, “Хорошие и плохие поступки ”, “Плюсы и минусы”,

18
Не хочу учиться!
Нежелание учиться. Негативное, отрицательное отношение к учебе. Непонимание смысла учебы.
Мастерим сказку “Парусник”

19
Зеленая страна
Технология смешивания тонов и красок
Рисунок “Бамбуковый лес”, “Васильки”

20
Умники
Из истории возникновения головоломок. Скорость реакции, развитие памяти и смекалки.
Собираем головоломки

21
Непонимание
Чувства, когда тебя не понимают. Мальчики и девочки – два разных мира.
Мастерим иллюстрацию к сказке “Поговорили”

22
Новогодняя открытка
Техника рисования брызгами
Рисунок “Снежный лес”

23
Волшебный магазин
жизненные ценности, сравнение своих ценностей с ценностями других.
Игра “Волшебный магазин”

24
Любознательность
Кто в семье самый любознательный? Может ли любознательность помочь подружиться, Почему снежинка тает в воде и не тает на асфальте, чем помогут знания о замерзании и таянии воды. Оборотная сторона медали.
Мастерим иллюстрацию к сказке “Лужица”

25
Водопад
Техника рисования движущейся воды
Рисунок “Водопад”

26
Комплименты
Соотношение различных качеств человека в реальности и представлении о нем других.
Игра “Комплименты”

27
Уроки жизни
Страдания и испытания в жизни человека. Что может человеку помочь – обсуждение. Утешение в природе.
Мастерим иллюстрацию сказки “Бусы”

28
Настроение
Техника индивидуального рисования
Рисунок в мандале

29
Детям об ответственности
Исследование понятий свобода и ответственность, изучение своего поведения в ситуации группового отвержения или обретения власти.
Тренинг “Принц и нищий”

30
Дружба в жизни человека
Помощь другу облагораживает человека. Кто такой друг. Обсуждение “Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”. Что такое иметь много друзей
Мастерим иллюстрацию к сказке “Если хочешь иметь друзей”

31
Рассвет
Техника рисования отражения в воде
Рисунок “Рассвет у реки”

32
Игра в команде
Восприятие инструкции и следование ей, бережное отношение к творчеству других, коммуникативные контакты с группой.
Игры “Остров”, “Звездные войны”, “Панно”

33
Я- это я , Я и другие
способствование сплочению участников;
приобретение опыта в публичном одобрении другого;
осознание собственной реакции на признание со стороны других. Технология создания рекламного ролика
Игры “Рекламный ролик”, “Психологический портрет группы”,

34
Преодолеваем трудности
Дать представление о понятии психологической защите, её видах. Уверенный человек
Угадываем психологическую защиту, составляем словарь уверенного человека

35
Доброе отношение
Солидарность и понимание, поддержка и сопереживание.
Игра “Доброе животное ”, “Пирамида любви”, «Мечты»
«Я в тебе уверен»
«Сбор рукопожатий»


36
Заключительное занятие
-
Тестирование “Мое отношение к кружку”


































Ожидаемые результаты в конце обучения:

- овладеют элементарными знаниями о правополушарном рисовании
- научатся правильно употреблять свой повседневный опыт для работы над конкретным заданием;
- проявят познавательный интерес при выполнении творческих заданий;
- смогут развить монологическую речь и мыслительные умения (работать различными творческими заданиями: сравнивать объекты);
- начнут выражать свое отношение к чему-либо (по темам занятий) через различные виды творчества (слово, рисунок, поделку);


Методическое обеспечение:

1.Дидактический материал:

- методические разработки по темам занятий.
- подборка материалов по темам (сказки, головоломки, игры)
- конспекты, разработки дополнительного материала к некоторым занятиям;

2.Раздаточный материал:

- карточки (по темам занятий);
- схемы (по темам занятий);

3.Материально- техническое оснащение:

- материалы для оформления и творчества детей (папка, папка-файлы, альбомы для рисования, цветная бумага, картон, пластилин)- для каждого учащегося;
-канцелярские принадлежности (ножницы, клей, кисти , стакан непроливайка, гуашь, цветные карандаши и т.п. ) - для каждого учащегося;
- аудиоматериалы (согласно темам занятий)
- мультимедиа (1 комплект)
- компьютер(1 шт.)








Списки литературы.

Для педагога:

М.В Киселева “Арт-терапия в практической психологии и социальной работе”, Спб, Изд-Речь, 2007.
Рахманинова И.В. Вместе играем, учимся, переживаем.- Москва: «Школьная Пресса», 2005.
Бе
·тти Э
·двардс «Художник внутри вас» (1979), переиздания в 1989, 1999 и 2008 годах
Бе
·тти Э
·двардс «Откройте в себе художника» (2000), переиздания в 2004 и 2009 годах
Психология и этика делового общения: учебник для вузов / ред.
Лавриненко В.Н. – М.: Юнити. 2006.
Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. – М.: Высшая школа. 2000.
Герценовские Чтения. Начальное образование современной России Санкт-Петербург 2010
Щукина Г.И. Сущность процесса обучения // Педагогика школы: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1977. - С. 252-291.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г.“Практикум детского психолога” , Ростов-на-Дону, Изд. Феникс, 2004 г. – 320с
В.В. Петрусинский, Е.Г. Розанова “Развитие и воспитание в играх”,Москва, Изд. Владос, 2010г., 206 с.








Для детей и родителей:

А. Лопатина, М. Скребцова “Ступени мудрости”, Москва, Изд. – Амрита-Русь, 2005.
Н.В. Володина “Сказкотерапия, или как стать победителем”, Ростов-на-Дону, Изд. Феникс, 2006.
Бе
·тти Э
·двардс «Цвет: искусство смешивания цветов» (2004)
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Занимательные головоломки (коллекция логических игр от Deagostini)














13PAGE 15


13PAGE 14215




15