Методическая разработка «Влияние индивидуальных особенностей подростков на их отношению к суициду».10-11 класс


Методическая разработка в помощь классному руководителю
«Социально-педагогическая поддержка».
Название работы «Влияние индивидуальных особенностей подростков на их отношению к суициду».
Коровина Маргарита Игоревна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа №12 городского округа-город Камышин Волгоградской области
Камышин 2015
Содержание:
Актуальность, цели, задачи.--------------------------3
Основа работы (формы, методы, приемы).--------4
Выводы.---------------------------------------------------8
Список литературы ------------------------------------9
Приложения ---------------------------------------------10
Актуальность темы.
В последнее десятилетие суицидальное поведение подростков все чаще становится предметом научных исследований. Действительно, самоубийства несовершеннолетних – многогранная проблема, они наносят моральный ущерб родителям, сверстникам и обществу в целом. По данным ВОЗ около 20 % самоубийств в мире приходится на подростковый возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше. Самоубийство подростка – чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть подростков из числа лишивших себя жизни – это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации, в результате воздействия которых формируются такие индивидуально-психологические особенности, которые оказывают ключевое влияние на их отношение к суициду.[1]
Цель: является изучение индивидуально-психологических особенностей подростков и их влияние на отношение к суициду, а также рассмотрение различия склонности к суициду у мальчиков и девочек в подростковом возрасте в данном наборе методик. В соответствии с целью, решались следующие исследовательские задачи:
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ основных научных подходов и личностных характеристик подростков, склонных к суицидальному поведению.
Выявить влияние индивидуально-психологических особенностей подростков на их отношение к суициду.
Организовать и провести эмпирические исследование.
Обобщить результаты анализа и сформировать выводы.
2 .Основа работы.
При выборе методов исследования я исходила, прежде всего, из цели и поставленных задач исследования. Вторым ориентиром в выборе методов исследования были те проявления, признаки суицидального поведения подростков, которые доступны фиксации, измерению и выявляют подростков подверженных риску, общие тенденции изменения и развития их психики. При этом я учитывала возможности и ограничения каждой конкретной методики по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств.[3]
Для получения объективных представлений о психологических свойствах личности подростков подверженных суицидальному риску, было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали две группы подростков, учащиеся, возраст обследуемых 15-16 лет. Выборка 40 учащихся подросткового возраста (20 девочек и 20 мальчиков).
Исследование особенностей коммуникативного процесса в подростковом возрасте проводилось с использованием анкеты по общению Мудрика А.В. Анкета состоит из 12 вопросов, которые, в свою очередь, можно подразделить на 3 категории: 3,4,8,9,10- вопросы посвящены общему представлению учащихся об общении. 1,5,11,12- вопросы посвящаются выяснению, умеют ли учащиеся вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, а также, трудности, связанные с этим. 2,6,7- позволяют выяснить круг общения и предпочтения. Вопросы анкеты представлены в приложении №1. Анкета является модифицированным вариантом, вопросы соответствуют тем задачам, которые нам необходимо решить.[2]
Изучение самооценки психических состояний личности подростка проводилось с использованием опросника Айзенка. Данный опросник включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Каждому испытуемому предлагается ознакомиться с содержанием 40 предложений. (Приложение №3)
Изучение самоопределения подростков проводилось нами с использованием методики личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована для подростков. Ее цель изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.(Приложение №4)
На мой взгляд, выбранные методики в наибольшей степени отвечают поставленным задачам исследования, и обеспечивают возможность получения более полной и достоверной информации.[4] Обработка результатов исследования проводилась с использованием качественно-сравнительного сопоставительного анализа.
Методики исследования:
Анкета по общению (Мудрик А.В., 1988).
Диагностика суицидального поведения подростков (модификация опросника Айзенка «самооценка психических состояний личности» для подростков)
Методика личностного дифференциала (ЛД)
На первом этапе эмпирического исследования осуществлялся сбор ответов на вопросы анкеты для исследования особенностей коммуникативного процесса. Принадлежность к компании, свободное общение, установление новых контактов, жажда искренности и единства - все это повышает уверенность подростка в себе и дает возможности самоутверждения, самореализации. А значит, снижает уровень склонности к суициду. [5]
В результате эмпирическом исследования получились следующие результаты, проанализируем 3 категории вопросов анкеты. Первая категория – «общее представление об общении (Приложение №2)», мы видим: показатели по двум диаграммам (Приложение №6 диаграмма 1а, б) больший процент подростков знающих, что же такое общение наблюдается как у мальчиков, так и у девочек. Общение для них (3 вопрос)- это обмен информацией, узнавание новостей, получение удовольствия, развлечение.
Вторая категория вопросов « умение вступать в контакт и поддерживать его в тех или иных жизненных ситуациях, в результате мы видим: показатели по двум диаграммам (Приложение №6 диаграмма 2а, б), у мальчиков на вопрос: умеете ли вы общаться? – ответило положительно 31%, а у девочек 28%. Важность и значимость общения подростки признают. Почти все подростки считают себя хорошим собеседником.
Третья категория вопросов - «круг общения и предпочтения» (Приложение №6 диаграмма 3а, б), выявила на первом месте находятся друзья; на втором – друг (подруга) противоположного пола и не только; на третьем – родители; на четвертом – взрослые друзья или родственники.
Нужно отметить, что методика не выявила существенных различий коммуникативного процесса у мальчиков и девочек, не удалось выявить замкнутых, интроверсированных личностей.
На следующем этапе было проведено эмпирическое исследование самооценки психических состояний личности старшеклассников, где использовался опросник Айзенка модифицированный для подростков. Целью исследования стало определение у мальчиков и у девочек уровня тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности личности, влияющие на формирование суицидальных наклонностей подростка.
По окончанию проведения методики «Самооценка эмоциональных состояний» Г. Айзенка среди подростков нами были получены следующие результаты (см. Диаграмма № 4) Средний балл по шкалам у мальчиков и у девочек.
Диаграмма №4. Средний балл по шкалам у мальчиков и у девочек.

По шкале «Тревожность» средний балл по выборке составил 7,9 баллов у девочек и 11,1 у мальчиков. Это говорит о низкой выраженности состояния. То есть такие дети не боятся трудностей, они чувствуют уверенность в себе и в своих силах, их сложно в чем-то убедить помимо их воли. По шкале «Фрустрированность» средний балл по выборке составил 8,4 балла у девочек и 12,5 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности х подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки не склонны без достаточных оснований винить себя при больших неприятностях, они не чувствуют растерянности перед трудностями и предпочитают борьбу простому смирению с обстоятельствами.
По шкале «Агрессия» средний балл по выборке составил 9,9 балла у девочек и 12,9 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки со средней психологической активностью.
По шкале «Ригидность» средний балл по выборке составил 11,1 балла у девочек и 12,4 у мальчиков. Этот показатель говорит о средней выраженности склонности подростков к данному состоянию. В этом случае можно говорить о том, что подростки иногда испытывают затрудненность в изменении намеченной деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.[6]
В ходе проведенного исследования удалось установить, что девочки подростки имеют низкую выраженность склонности к состоянию тревожности и состоянию фрустрации, чем мальчики подростки. Это означает, что девочки подростки уверены в себе и в своих силах, они не чувствуют растерянности перед трудностями, их сложно в чем-то убедить помимо их воли. [7]Далее было выявлено, что девочки подростки склонны к оптимистичному, позитивному эмоциональному фону, являются активными участниками в веселых компаниях и не склонны предаваться мрачным мыслям. В то время как у мальчиков отношение к суициду коррелирует с такими качествами личности как заниженная самооценка, низкий уровень субъективного контроля над любыми значимыми событиями; низкие показатели показывают на то, что у подростков есть вероятность приписывать ответственность за события другим людям или считать их результатами невезения; низкий показатель ответственности за события, происходящие в семье старшеклассника, указывает на то, что подросток считает своих близких причиной значимых негативных ситуаций, возникающих в семье.
На третьем этапе, проводилось исследование с использованием методики личностного дифференциала (ЛД) ее цель изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений.
Рассмотрим результаты исследования по следующему критериям: Фактор Оценки (свидетельствует об уровне самоуважения), фактор силы (осознание самим испытуемым волевых сторон), фактор активности (экставертированность личности).
Анализ представленных данных показывает (Приложение №7) что, доминируют такие качества как активность, самостоятельность, уверенность в себе, добросовестность, честность, справедливость, умеренная пассивность и эгоистичность.[8]
При сравнении результатов по шкалам методики «Личностного Дифференциала» очевидно, что значимо низких или же значимо высоких результатов нет. У девочек наблюдаются средние показатели, что свидетельствует о хорошей самооценке, умеренно самокритичности, общительности, деятельности, умение преодолеть личностные проблемы.
У 80 % мальчиков, результаты показали наличие волевых сторон личности, уверенности в собственных силах и только 20% мальчиков имеют завышенные данные, что свидетельствует о повышенной самокритичности и слабом развитии самоконтроля, а значит зависимости поведения.
Итак, новизна данной работы в том, что впервые был сформирован комплект подобного методического инвентаря для изучения взаимосвязей между особенностями подростков и отношением к суициду; полученные результаты могут найти применение при оптимизации психолого-педагогических воздействий в учебно-воспитательной работе с старшеклассниками в общеобразовательной школы.
3. Выводы:
1. Большинство подростков считают, что суицид совершают в основном психически больные люди или что это «стадное» явление. Они полагают, что суициду подвержены только слабые люди.
2. Основным пониманием в подростковом возрасте является осознание ценности в жизни и ее противостояние к суицидальным наклонностям.
3. Девочки имеют достоверно более высокий уровень негативного отношения к суициду по сравнению с мальчиками. Но, очевидно, что девочки-подростки в среднем более осознанно и ответственно относятся к жизни человека, чем мальчики-подростки.
4. Чем выше самооценка, тем выше негативное отношение к суициду, т.е. в какой-то степени самоуважение связано с негативным отношением к суициду. Именно адекватная самооценка, предполагает равное признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать. Установлено, что существует взаимосвязь между отношением старшеклассников к суициду и психологическими особенностями.
На основании полученных данных можно составить ряд воспитательных мероприятий в исследуемой школе по формированию устойчивого, негативного отношения старшеклассников к суициду.
Список литературы.
Абраменкова, В. В. Подростковая субкультура как пространство самореализации / В. В. Абраменкова// Мир психологии. — 2008. — № 1 (53). — С. 175 — 189.
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М.: б/и, 1980. - 48 с.
Анастази А. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2006
Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - №2. - С. 36-43.
Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. - 1994. - №1.
Жезлова Л.Я. К вопросу о самоубийствах детей и подростков. В кн.: Актуальные проблемы суицидологии. М 1978; 82: 93-104.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие для вузов (гриф)/ А.А.Крылов. – СПб.: Питер, 2006
Шевандрин Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике. – Ростов-на-Дону, 1995
Приложения
Приложение №1.
Анкета по общению №1 А. В. Мудрика (модифицированный вариант).
1.  Умеете ли вы общаться?
а) да;
б) нет;
в) не очень;
г) не знаю.
2.  С кем преимущественно вы общаетесь?
а) с друзьями;
б) родителями;
в) одноклассниками;
г) с противоположным полом;
д) со всеми.
3.Что такое общение?
а) узнавание новостей;
б) обмен информацией;
в) получение удовольствия;
г) не знаю;
4.Для чего вы общаетесь?
а) для разговора;
б) передача информации;
в) узнавание друг друга;
г) не знаю;
5.Нужно ли учиться общению?
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
6.С кем предпочитаете проводить свободное время?
а) с друзьями вне школы;
б) с родителями;
в) с братом (сестрой);
г) одноклассниками.
д) со всеми.
7. С кем предпочитаете делиться радостью и проблемами?
а) с друзьями вне школы;
б) с родителями;
г) одноклассниками.
д) со всеми.
8.Где проводите свое свободное время (в будние дни, в выходные)?
9.Насколько вы удовлетворены тем, чем занимаетесь в свободное время?
10.Сколько времени вы общаетесь ежедневно?
11.Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?
12.Считаете ли вы себя хорошим собеседником?
Приложение №2
Таблица 1. Распределение результатов анкетирования, полученных по I категории вопросов.
№ вопроса вопрос Варианты ответов. Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.
Мальчики (20) Девочки (20)
3 Что такое общение? узнавание новостей 5 10
обмен информацией 12 6
получение удовольствия 2 1
не знаю 1 3
4 Для чего вы общаетесь? для разговора;
13 18
передача информации; 1 1
узнавание друг друга 4 1
не знаю 2 -
8 Где проводите свое свободное время (в будние дни, в выходные) С семьей 4 9
В спортивной секции(танцевальный кружок). 11 8
В дружеской компании 5 2
Остаюсь дома 1 1
9 Насколько вы удовлетворены тем, чем занимаетесь в свободное время? Доволен в полной мере 10 12
Недоволен 4 3
Не знаю 2 -
Иногда недоволен 4 5
10 Сколько времени вы общаетесь ежедневно? Очень мало, я вообще не люблю тратить свое время на общение 2 1
Регулярно по мере необходимости 9 7
Не знаю 1 3
Очень много, прерываясь только во время приема пищи 8 9
Таблице 2.Результыты полученные по II категории вопросов.
№ вопроса вопрос Варианты ответов. Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.
Мальчики (20) Девочки (20)
1 Умеете ли вы общаться? да 15 18
нет 1 1
Не очень 4 1
не знаю - -
5 Нужно ли учиться общению? да
13 18
нет 5 1
не знаю 2 1
11 Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому? да 11 8
нет 1 7
Не знаю 1 -
Зависит от ситуации 7 5
12 Считаете ли вы себя хорошим собеседником? да 12 19
нет 4 -
Не знаю 4 1
Таблица 3. Результаты, полученные согласно III категории вопросов.
№ вопроса вопрос Варианты ответов. Количество учащихся по классам 9 «а»; 9 «б» школы №8.
Мальчики (20) Девочки (20)
2 С кем преимущественно вы общаетесь? С друзьями 8 6
Со всеми 4 2
родителями 2 4
Одноклассниками 4 3
С противоположным полом 2 5
6 С кем вы предпочитаете проводить свободное время? С друзьями вне школы
6 8
С родителями 2 5
С братом(сестрой) 1 2
Одноклассниками 5 2
Со всеми 6 3
7 С кем вы предпочитаете делиться радостью и проблемами ?С друзьями вне школы 11 8
С родителями 1 5
одноклассниками 3 2
Со всеми 5 5
Приложение № 3
Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений.
Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0.
Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2;
если не совсем подходит — цифру 1; если не подходит — 0.
Вопросы:
1. Часто я не уверен в своих силах. 2 1 0
2. Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 2 1 0
3. Я часто оставляю за собой последнее слово. 2 1 0
4. Мне трудно менять свои привычки. 2 1 0
5. Я часто из-за пустяков краснею. 2 1 0
6. Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 2 1 0
7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 2 1 0
8. Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 2 1 0
9. Я часто просыпаюсь ночью. 2 1 0
10. При крупных неприятностях я обычно виню только себя. 2 1 0
11. Меня легко рассердить. 2 1 0
12. Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 2 1 0
13. Я легко впадаю в уныние. 2 1 0
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 2 1 0
15. Мне приходится часто делать замечания другим. 2 1 0
16. В споре меня трудно переубедить. 2 1 0
17. Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 2 1 0
18. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 2 1 0
19. Я хочу быть авторитетом для окружающих. 2 1 0
20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 2 1 0
21. Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 2 1 0
22. Нередко я чувствую себя беззащитным. 2 1 0
23. В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха. 2 1 0
24. Я легко сближаюсь с людьми. 2 1 0
25. Я часто копаюсь в своих недостатках. 2 1 0
26. Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 2 1 0
27. Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 2 1 0
28. Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 2 1 0
29. Меня легко убедить. 2 1 0
30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 2 1 0
31. Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 2 1 0
32. Нередко я проявляю упрямство. 2 1 0
33. Меня беспокоит состояние моего здоровья. 2 1 0
34. В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 2 1 0
35. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 2 1 0
36. Я неохотно иду на риск. 2 1 0
37. Я с трудом переношу время ожидания. 2 1 0
38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 2 1 0
39. Я мстителен. 2 1 0
40. Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. 2 1 0
Ключ 1. Шкала тревожности - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
2. Шкала фрустрации - 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
3. Шкала агрессии - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
4. Шкала ригидности - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» — 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале — 10.
Интерпретация результатов теста 
Личностная тревожность – склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Фрустрация – психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели.
Агрессия – повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям.
Ригидность – затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.I. Тревожность: • 0-7 баллов – тревожность отсутствует; • 8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня; • 15-20 баллов – высокая тревожность. II. Фрустрация: • 0-7 баллов – имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; • 8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место; • 15-20 баллов – у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы. III. Агрессивность: • 0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны; • 8-14 баллов – средний уровень агрессивности; • 15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми. IV. Ригидность: • 0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость; • 8-14 баллов – средний уровень; • 15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Приложение №4
Личностный Дифференциал
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:
Оценки
Силы
Активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 3-балльной шкале.
120 черт личности оценивались по 3 шкалам, представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ Фамилия И. О._________пол__________возрастО + 1. Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
С - 2. Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
А + 3. Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
О - 4. Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
С + 5. Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
А - 6. Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
О + 7. Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
С - 8. Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
А + 9. Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
О - 10 Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
С + 11. Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
А - 12. Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
О + 13. Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
С - 14. Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
А + 15. Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
О - 16. Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
С + 17. Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
А - 18. Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
О + 19. Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
С - 20. Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
А + 21. Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) – его отвержению.
Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) – на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Приложение №5
Таблица № 6 средний балл девочек и мальчиков по личностным чертам.
Девочки Мальчики
Обаятельный 2,1 1,95
Слабый 1,75 1,95
Разговорчивый 2,2 1,8
Безответственный 1,8 1,8
Упрямый 2 1,4
Замкнутый 1,8 1,8
Добрый 2,2 2,4
Зависимый 1,7 1,9
Деятельный 2,5 2,05
Черствый 2,1 2,05
Решительный 1,4 1,45
Вялый 2 1,8
Справедливый 2 2
Расслабленный 1,3 1,85
Суетливый 2,1 1,85
Враждебный 1,75 2,3
Уверенный 2,35 2,05
Нелюдимый 2,05 2,05
Честный 1,8 2
Несамостоятельный 2,2 2,05
Раздражительный 1,8 1,9
Непривлекательный 1,7 1,7
Сильный 2 1,9
Молчаливый 1,5 1,75
Добросовестный 2,25 1,55
Уступчивый 1,85 1,9
Открытый 2 1,9
Эгоистичный 1,75 1,55
Независимый 1,15 1,45
Пассивный 1,85 1,9
Отзывчивый 1,85 1,8
Нерешительный 1,3 1,7
Энергичный 1,7 1,9
Несправедливый 2,8 2,4
Напряженный 1 1,3
Спокойный 2,5 2,05
Дружелюбный 2,25 2,05
Неуверенный 1,8 2,2
Общительный 1,9 1,9
Неискренний 2,05 1,95
Самостоятельный 1,65 2,2
Невозмутимый 2,2 1,95
Приложение №6
Диаграммы №1(а, б)
Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию представление об общении (Анкета А. В. Мудрика).

Диаграмма 2(а,б). Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию коммуникабельность (Анкета А. В. Мудрика).

Диаграмма 3(а, б). Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию круг общения (Анкета А. В. Мудрика)

Приложение №7
Диаграмма 5(а-девочки, б-мальчики) Распределение девочек и мальчиков обследованной выборки по критерию: фактор оценки, силы, активности