Методическая разработка симуляционного тренинга на тему Планирование, применение клинического, лабораторных и инструментальных методов обследования, интерпретация результатов диагностики, формулирование предварительного диагноза при заболевания уха


ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебной практики
по ПМ 01. Диагностическая деятельность
МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин
Тема: Планирование, применение клинического, лабораторных и инструментальных методов обследования, интерпретация результатов диагностики, формулирование предварительного диагноза при заболевания уха, специфических заболеваниях верхних дыхательных путей. Оформление медицинской документации
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
(углубленный уровень подготовки)
Купино
2016
Рассмотрено на заседании
Предметно-цикловой метод комиссии профессиональных модулей
Протокол № « » 2016
Председатель
______________________ Скитович Н.В.
Автор-составитель: преподаватель ПМ 01. Диагностическая деятельность Поцелуев А.Т, преподаватель высшей квалификационной категории А.В. Степанова
Пояснительная записка
к методической разработке по ПМ 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01.Пропедевтика клинических дисциплин на тему «Планирование, применение клинического, лабораторных и инструментальных методов обследования, интерпретация результатов диагностики, формулирование предварительного диагноза при заболевания уха, специфических заболеваниях верхних дыхательных путей. Оформление медицинской документации»
Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний и умений по данной теме.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям и умениям по ФГОС СПО III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 31.02.01 Лечебное дело углубленный уровень подготовки.
В соответствии с ФГОС СПО, после изучения данной темы студент должен:
знать:
топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
определение заболеваний;
общие принципы классификации заболеваний;
этиологию заболеваний;
патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.
уметь:
планировать обследование пациента;
осуществлять сбор анамнеза;
применять различные методы обследования пациента;
формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;
оформлять медицинскую документацию;
интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Формируемые компетенции: ОК 1 – 14 ПК 1.1- 1.3, 1.7.
Методы и формы обучения, используемые на занятии: применяются симуляционный тренинг, который состоит из следующих этапов: брифинг, выработка навыка в симулированных условиях, дебрифинг, рефлексивно-оценочный, интерактивный. Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Входной контроль» (приложение№1), «Брифинг» (приложение №2), «Практический этап» (приложение №3), «Критерии оценивания» (приложение №4).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Планирование, применение клинического, лабораторных и инструментальных методов обследования, интерпретация результатов диагностики, формулирование предварительного диагноза при заболевания уха, специфических заболеваниях верхних дыхательных путей. Оформление медицинской документации
Место проведения: кабинет пропедевтики клинических дисциплин
Продолжительность проведения занятия: 270 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен:
знать:
топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
определение заболеваний;
общие принципы классификации заболеваний;
этиологию заболеваний;
патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.
уметь:
планировать обследование пациента;
осуществлять сбор анамнеза;
применять различные методы обследования пациента;
формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;
оформлять медицинскую документацию;
интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики.
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
студент должен:
знать:
топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
определение заболеваний;
общие принципы классификации заболеваний;
этиологию заболеваний;
патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.
уметь:
планировать обследование пациента;
осуществлять сбор анамнеза;
применять различные методы обследования пациента;
формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;
оформлять медицинскую документацию;
интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики.
Междисциплинарная интеграция:
ПМ 01
Фармакология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
ПМ.07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больнымимедицинская сестра
ПМ 01
Фармакология
ПМ 02
Анатомия и физиология человека
ПМ.07 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больнымимедицинская сестра

359918019558000Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для входного контроля, учебная карта амбулаторного больного.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Тренажер для отработки навыков диагностики патологий уха
Перечень литературы:
Основная: Болезни уха, горла, носа С.В. Ананьева – Ростов н/Д: Феникс,2012
Дополнительная: Болезни носа, глотки, гортани и уха - Овчинников Ю.М. Ростов н/Д: Феникс,2013
Технологическая карта простого симуляционного тренинга на практическом занятии
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель сообщает тему занятия, акцентирует внимание студентов на важность формирования умений и определяет цели занятия. 
3. Входной контроль (приложение №1)
ОК 4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний, и способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задания, оценить степень подготовки к занятию 15 мин Исходное тестирование позволяет определить уровень подготовки обучающихся, и помогает скорректировать проведение предстоящего брифинга.
4. Брифинг
Цель: вводный инструктаж
(приложение №2) 20мин Проводит обучению манипуляции с применением мультимедийных презентаций
5. Практический этап
Цель: сформировать (приложение №3) 200 мин Преподаватель знакомит слушателей с порядком и способом проведения тренинга, формой оценивания результата освоения умений и первоначального практического опыта. Знакомит с устройством и правилами эксплуатации симуляторов и тренажеров.
Обучение на симуляторе:
преподавателем - проводится демонстрация симуляционного элемента более эффективным по его мнению способом:
1. Образцовое действие в медленном темпе с объяснениями (для понимания действия), направленное на правильность выполнения.
2. Образцовое действие в реальном темпе, демонстрируя одновременно скорость и правильность выполнения.
3. Отработка  обучающимся практического  умения на  симуляторах  под  контролем преподавателя
4. Контроль освоенного умения с  помощью задач когнитивной и квазипрофессиональной направленности
6. Дебрифинг20 мин Анализ результата освоенных умений. Проведение работы над ошибками.
7.
Рефлексивно-оценочный этап
Цель: актуализация результатов обучения
Подведение итогов
(приложение №4)
5 мин
По результатам итогового контроля акцентирует  внимание обучающихся на конкретные элементы умений и опыта, требующие дальнейшего совершенствования
Обсуждаются итоги симуляционного тренинга и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
9. Самостоятельная работа 5 мин. Работа с лекционным материалом, учебником Болезни носа, глотки, гортани и уха - Овчинников Ю.М. Ростов стр 99-108
Всего 270 мин Приложение №1
Входной контроль
Инструкция: Вам представлено 8 тестовых заданий. Выберите один правильный ответ. Время на выполнения заданий 8 мин. Пользоваться литературой и иными источниками при ответе на тестовые задания запрещается.
1. Отоскопия — это осмотр
а) глотки
б) уха
в) гортани
г) носа
2. Острый отит — это воспаление
а) среднего уха
б) небных миндалин
в) слизистой носа
г) слизистой глотки
3. К аномалиям наружного уха относится
а) атрезия хоан
б) незаращение твердого неба
в) микротияг) макротия4. При отоскопии у детей ушную раковину оттягивают
а) вверх и назад
б) вперед и вниз
в) вперед на себя
г) вниз и назад
5. Причиной возникновения острого воспаления среднего уха у детей является
а) тонзиллит
б) ларингит
в) патология в носоглотке
г) фарингит
6. Длина наружного слухового прохода у взрослого:
а) 1,5 см
б) 2,0 см
в) 2,5 см
г) 3,0 см
7. Для осмотра барабанной перепонки у взрослого ушную раковину
оттягивают:
а) вверх и кпереди
б) вверх и кзади
в) вниз и кзади
г) вниз и кпереди
8. Этим можно объяснить частоту средних отитов у детей раннего возраста:
а) слуховая труба широкая и короткая
б) отсутствие мерцательного эпителия в слуховой трубке
в) недоразвитие слуховой трубы
г) отсутствие костного отдела слуховой трубы
Приложение №3
Практический этап
Задача 1
Исходные данные:
К фельдшеру ФАПа обратился мужчина 32 лет., с жалобами на гнойно-слизистые выделения из уха, снижение слуха, шум в ушах, головокружение.
На тренажере для отработки навыков диагностики патологии уха на планке для обследования под №10 представлена патология среднего уха.
Задание:
1. Составьте план обследование пациента.
2. Сформулируйте предварительный диагноз, в соответствии с современными классификациями основываясь на условия задачи и применения инструментального метода диагностики уха «отоскопии».
3. Оформите медицинскую документацию.
Задача 2
Исходные данные:
К фельдшеру ФАПа обратилась женщина 42 лет., с жалобами на распирание в ухе, ноющую, стреляющую боль, снижение слуха, из уха выделяется гнойная жидкость с гнилостным запахом, комочки белого цвета.
На тренажере для отработки навыков диагностики патологии уха на планке для обследования под №13 представлена патология среднего уха.
Задание:
1. Составьте план обследование пациента.
2. Сформулируйте предварительный диагноз, в соответствии с современными классификациями основываясь на условия задачи и применения инструментального метода диагностики уха «отоскопии».
3. Оформите медицинскую документацию.
Задача 3
Исходные данные:
К фельдшеру ФАПа обратилась женщина 25 лет., с жалобами на оттопыривание ушной раковины, понижение слуха, постоянный, нарастающий по интенсивности ушной шум, понижение слуха.
На тренажере для отработки навыков диагностики патологии уха на планке для обследования под №14 представлена патология среднего уха.
Задание:
1. Составьте план обследование пациента.
2. Сформулируйте предварительный диагноз, в соответствии с современными классификациями основываясь на условия задачи и применения инструментального метода диагностики уха «отоскопии».
3. Оформите медицинскую документацию.
Задача 4
Исходные данные:
К фельдшеру ФАПа обратилась женщина 65 лет., с жалобами на стойкую тугоухость, течение из уха отсутствует.
На тренажере для отработки навыков диагностики патологии уха на планке для обследования под №11 представлена патология среднего уха.
Задание:
1. Составьте план обследование пациента.
2. Сформулируйте предварительный диагноз, в соответствии с современными классификациями основываясь на условия задачи и применения инструментального метода диагностики уха «отоскопии».
3. Оформите медицинскую документацию.
Задача 5
Исходные данные:
К фельдшеру ФАПа обратилась женщина 40 лет., с жалобами на ухудшение слуха, заложенность в ухе которая зависит от положения головы, шум в ухе, ощущение жидкости в ухе
На тренажере для отработки навыков диагностики патологии уха на планке для обследования под №7,8 представлена патология уха.
Задание:
1. Составьте план обследование пациента.
2. Сформулируйте предварительный диагноз, в соответствии с современными классификациями основываясь на условия задачи и применения инструментального метода диагностики уха «отоскопии».
3. Оформите медицинскую документацию.
Задача 6
Исходные данные:
К фельдшеру ФАПа обратилась девушка 17 лет., с жалобами на резкую боль внутри уха, кровяные выделения. При сборе анамнеза выяснилось до пациентка чистила слуховой проход вантой палочкой после чего и появились данные симптомы.
На тренажере для отработки навыков диагностики патологии уха на планке для обследования под №6 представлена патология уха.
Задание:
1. Составьте план обследование пациента.
2. Сформулируйте предварительный диагноз, в соответствии с современными классификациями основываясь на условия задачи и применения инструментального метода диагностики уха «отоскопии».
3. Оформите медицинскую документацию.
Приложение №4
Критерии оценивания тренинга
Критерий Количество баллов
5 4 3 2
Входной контроль Студент набирает 8 баллов Студент набирает 7 баллов Студент набирает 6 баллов Студент набирает от 5 и ниже
Решение проблемно-ситуационных задач Правильно составлен план обследования пациентов с патологией уха
Точно проведено диагностическое исследование отоскопия
Точность интерпретации методов диагностики острых и хронических заболеваний при формулировании предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями, диагноз выставлен верный Правильно составлен план обследования пациентов с патологией уха
Допущены не большие ошибки при проведении диагностического исследования
Точно интерпретированы методы диагностики острых и хронических заболеваний при формулировании предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями, диагноз выставлен верный Допущены ошибки при составлении плана обследования пациента с патологией уха
Допущены не большие ошибки при проведении диагностического исследования
Точность интерпретации методов диагностики острых и хронических заболеваний при формулировании предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями, диагноз выставлен верный При составлении плана обследования пациента с патологией уха допущены грубые ошибки.
Диагностическое исследования проведено с ошибками
При интерпретации методов диагностики острых и хронических заболеваний при формулировании предварительного диагноза в соответствии с современными классификациями допущены ошибки, диагноз выставлен неверный.
Общая оценка за занятие Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 10 до 9 баллов Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 8 до 7 баллов Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 6 до 5 баллов Выставляется суммарная оценка за все этапы занятия
от 4 балла и менее