Презентация по русскому языку на тему Грамматические ошибки (11 класс)


«Грамматические ошибки» Учитель: Румянцева А.А. Типы ошибок В чём заключается данная ошибка Примеры ошибок  Ошибки в образовании слов (нарушение словообразовательных норм)  Ошибки в образовании слова 1. Неправильное использование приставок Зафотографировали (вм. сфотографировали)Завсегда (вм. всегда) 2. Неправильное использование суффиксов  Одеяло мокнуло  (вм. мокло) 3. Ошибки при образовании сложных слов Полуумный (вм. полоумный) Грамматические ошибки Ошибки в образовании форм различных частей речи(нарушения  морфологических норм)  Нарушения в образовании форм сущест-вительных:  1. Неправильное образование формы им. п. мн. ч.   Директора (вм. директоры), торта (вм. торты),шофера (вм. шофёры),договора (вм. договоры) 2. Неправильная форма рода    пирожки с повидлой (вм. с повидлом)туфель порвался (вм. туфля)вкусное кофе (вм. вкусный)легкая тюль (вм. легкий)мальчик был круглой сиротой (вм. круглым) 3. Неправильная форма числа Певец вышел на подмосток (вм. на подмостки) 4. Нарушение норм склонения иноязычных фамилий   У Барклая де Толля (вм. де Толли)Фильм снят по мотивам повести Аркадия и Георгия Вайнер (вм. Вайнеров) 5. Неправильное образование формы р. п. мн. ч. Пять килограмм (вм. килограммов), много грузинов (вм. грузин)Доволен новыми дверями (вм. дверьми) 6. Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных Я забрал его ферзь (вм. ферзя)   7. Склонение несклоняемого существительного Мы побывали на горном плате (вм. плато) Нарушения в образовании форм прилага-тельных 1. Неверное образование форм кратких прилагательных   Вывод беспочвенен (лучше: беспочвен)Ему свойственен оптимизм (вм. свойствен) 2. Ошибки при образовании степеней сравнения      Самый талантливейший поэт XIX века (вм. самый талантливый)Более тяжелее перенесла разлуку Наташа (вм. более тяжело)Младшую дочь ему было жальчее (нет нормативной формы сравнительной степени)Он хорошее меня (вм. лучше) Нарушения в образовании форм местоимений 1. Неправильное образование местоимений 3-го лица мн. ч. Ихний сын, ихняя книга (вм. их) Сестра старше него (вм. его) Разница между ей и подругами очень большая (вм. ней) Ошибки в склонении числительных 1. Ошибки в склонении  количествен-ных числительных  На это потрачено около четыреста – пятьсот рублей (вм. около четырехсот – пятисот)В стах метрах (вм. в ста)Ехали двадцать два суток (ненормативное употребление)С шестидесятью рублями (вм. с шестьюдесятью) 2. Ошибки в склонении составных порядковых числительных …до тысячи девятьсот пятого года (вм. тысяча) 3. Ошибки в употреблении собирательных числительных (оба – обе) По обоим сторонам дороги (вм. по обеим)Ампутация обоих ног (вм. обеих) 4. Ошибки в употреблении собирательных числительных (двух – двоих) Троих дочерей, двоих девушек (вм. колич. числит. две, три) Ошибки в образовании глагольных форм 1. Ошибки в образовании личных форм глаголов   Ветер колыхает листву (вм. колышет)Ими двигает чувство сострадания (вм. движет) 2. Ошибки в образовании повелительного наклонения Едь (вм. поезжай)Ляжь (вм. ляг) 3. Неверное образование видовых форм  Институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует) Ошибки в образовании причастий и деепричастий 1. Неправильное образование действительных и страдательных причастий   Ручейки, стекаемые вниз, были холодными (вм. стекающие)Изделия, выпускающиеся в России, известны и за рубежом (вм. выпускаемые) 2. Ошибки при образовании деепричастий Вышев на сцену, артист поклонился (вм. выйдя)Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия) Ошибки при образовании наречий Использование разговорной формы вместо литературной Он тута.Остановите здеся. Ошибки в построении словосочетаний(нарушения синтаксических норм) Ошибки в согласовании              1. Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными  Молодежь собрались в парке (вм. собралась)Стая лебедей летели (вм. летела)Большинство участников собрания проголосовали (вм. проголосовало) 2. Неправильное употребление числа сказуемого    Чтобы приносить пользу Родине, нужно знания, честность (вм. нужны)Там жила старая бабушка и ее внук(вм. там жили) 3. Согласование обобщающего слова и однородных членов   На конференции присутствовали делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва, Орел… (вм. Красноярска, Москвы, Орла)  Ошибки в управлении  1. Употребление неверно выбранного падежа Заведующий кафедры (вм. заведующий кафедрой)Летать вертолетом (вм. на вертолете)Плыть лодкой (вм. на лодке)Согласно приказа (вм. приказу) Ошибки в  построении простого предложения(нарушения синтаксических норм) Ошибки в построении простых неосложненных предложений 1. Личное местоимение дублирует подлежащее Это автор, он всегда ставит острые вопросы. 2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить)Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала). Ошибки в построении простых предложений, осложнённых однородными членами 1. Рассогласование времен  Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит). 2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий  Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов. 3. Парное сочетание несопоставимых понятий Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас… 4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). 5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных Комната просторная и светла. Ошибки в построении предложения с однородными членами: «Эта книга меня научила честности, смелости и уважать своих друзей»(вместо "Эта книга меня научила честности, смелости и уважению к друзьям"). Ошибки в построении сложного предложения: «Я всегда восхищаюсь теми, которые борются против несправедливости»(вместо "кто").Смешение прямой и косвенной речи: «Базаров говорит Аркадию, что твой отец - человек отставной»(вместо "Базаров говорит Аркадию, что его, Аркадия, отец - человек отставной" или "Базаров говорит Аркадию: "Твой отец - человек отставной").Нарушение границ предложения: "Нигилизм Базарова можно оправдать. Если учесть ту историческую обстановку, в которой он жил и работал".("Нигилизм Базарова можно оправдать, если учесть ту историческую обстановку, в которой он жил и работал").Пропуск необходимых слов: "Владик кое-как прибил доску и побежал в волейбол" (вместо "побежал играть в волейбол"). Использованная литература: http://platira.ru/index.php?catid=12:exzamenhtml&id=203:page&Itemid=10&option=com_content&view=article