Конспект урока Трудные случаи пунктуации при союзе И в сложносочиненном предложении. 9 класс


Эпиграф к урокуХоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицейПока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется.Николай Рыленков Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется.             (1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи.            (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми.             (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев.            (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари.         (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки.            (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина.                                                 (А. Марченко)  «Россия! Роса и сила, и синее что-то…» Комплексный анализ текстаТекстТема текстаИдея текстаСтиль текстаТип речиОсновные орфограммы и пунктограммы Выберите наиболее подходящее название для этого текста. А) Природа в поэзии Есенина Б) Певец Весны В) Мир есенинских красок Г) Последний поэт деревни На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ? А) Чем покорил своих читателей Есенин? Б) Каковы характерные черты есенинского стиля? В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях? Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи? В каком предложении используется сравнение? А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 12 В предложении №14 автор использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает смысл этого выражения?  А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта.  Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями.  В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о природе.  Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер. Сравните предложения (знаки препинания не расставлены)В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. Шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки. Тема урока: Трудные случаи пунктуации при союзе И в сложносочинённом предложении. Подготовка к ОГЭЦель урока:Обобщить и систематизировать знания трудных случаев пунктуации между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения.Учиться различать предложения, правильно ставить знаки препинания, применять знания на практике. Терминологический диктантЧасть речи, которая служит для связи слов в предложении . Виды союзной связи.Группы сочинительных союзов по значению.Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания. Проверь себя:Союз;Сочинительная, подчинительная; Соединительный, разделительный, противительный; Пунктуация. Смысловые отношения в ССПВременные отношенияПричинно-следственные отношенияПротивительные отношенияодновременнопоследовательноДождь лил как из ведра, и дул сильный ветер.Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома.Нам дорого достался мир, и мы его лелеем.Все знали, и никто не замечал. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. Его интересовала музыка и увлекал спорт.Его интересовала музыка, а спорт не увлекал.Его и музыка интересовала, и спорт увлекал. Выписать ССП с общим второстепенным членом, проанализировать их1. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.2. Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину.3. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.4. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.5. Скоро из земли по корням поступят первые капли сока лопнут почки и деревья выбросят зелёную листву. Вставьте в каждое предложение общий второстепенный член или придаточное предложение.Быстро сгущаются сумерки, и угасает пурпур заката.Ветер внезапно затих, и пошёл мелкий дождь. Было сыро, и пахло хвоей. Как вы думаете, нужна ли запятая в сложносочинённых предложениях? Обоснуйте свой выбор.Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?Подпустить врага и огонь дать по команде!Как он смешон и как глупы его выходки!Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад.Мороз и солнце…Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! Укажите номера ССП, в которых нужно поставить запятую.Лес пахнет дубом и сосной и осень тихою водою вдовой вступает в пёстрый терем свой.А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.Зачем ты послан был и кто тебя послал?Вставало безоблачное утро и очень быстро светало.Что-то послышалось в кустах и мальчики переглянулись и остановились.Небо ли такое белое или солью выцвела вода?Снова ударила молния и прогремел гром.Только иногда мелькнёт берёзка и мрачной тенью встанет перед тобой ель.Нам оставшимся на ледоколе не удалось принять участие в торжестве и время мы провели любуясь замечательной красотой ночи.Неужели вы это не знали и я вам сказал новость? Правильные ответы: Да - 1, 4, 5, 9.Нет - 2, 3, 6, 7, 8, 10. Смотришь иной раз на заграничные красоты ухоженные прекрасные сами по себе вдыхаешь тропический запах и вдруг как наяву встанут перед глазами мягкие заливные луга с колокольчиками ивы над тихой водой, и внутри что-то защемит и трудно сдержать слёзы. Чувство это зовётся любовью к Родине. Проверь себя!!! Смотришь иной раз на заграничные красоты, ухоженные, прекрасные сами по себе, вдыхаешь тропический запах, и вдруг, как наяву, встанут перед глазами мягкие заливные луга с колокольчиками, ивы над тихой водой, и внутри что-то защемит, и трудно сдержать слёзы. Чувство это зовётся любовью к Родине. Что же такое любовь к РОДИНЕ?-Как вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? --Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на эту тему. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера –аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Родиться Русским – слишком мало:Им надо быть, им надо стать! СПАСИБО ЗА УРОК!МОЛОДЦЫ