Открытый урок математики на тему Доли и сравнение долей


МКОУ «Цурибская СОШ»
Авторский открытый урок математики в 3 «б» классе
Тема: «Доли и сравнение долей»
Учитель составитель: Магомедова Халимат Абдулазизовна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-игра
Цели:
Образовательная: ввести понятие доли, научить практически получать доли, записывать их, сравнивать;
Развивающая: учить анализировать, сравнивать, доказывать, и проверять; развивать качества личности и навыки культуры труда;
Воспитательная: развивать умения работать в группе, паре; учиться делить на равные части.
Планируемые результаты обучения: умение получать доли, записывать, сравнивать их.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, плакаты, лента, кружки, прямоугольники разделенные на доли.
Метод работы: решение учебных задач с помощью игр.
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия, индивидуальная работа, самостоятельная работа.
Приемы работы: средства речевого воздействия учителя к обучающимся (побуждение, обращение, похвала)
Тема самообразования: «Использование игровых технологий на всех этапах урока»
Ход урока
1. Организационный момент
-Доброе утро всем!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
2. Устный счет
1) Групповая работа
Первая группа
а) Найди площадь и периметр прямоугольника.
Вторая группа
б) Сколько здесь бусинок? Увеличь в три раза.
Третья группа
в) сколько звездочек? Уменьши на 9



2) Игра «Кто быстрее кто вернее»
Напишите названия фигур. Разделите треугольники на две равные части с помощью линий.


3. Плавный переход к новой теме
Сколько здесь фигур?
Назовите поочередно названия фигур.
Есть ли незнакомые фигуры?
Кто нашел треугольники, сколько их?
Кто может разделить треугольники на равные части?
Как это сделать?
Что еще можно делить?
Что значит делить?
Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
Какая тема урока? Цель урока?
4. Новая тема
Правильно ребята, мы будем делить на части, на равные части, доли.
Практическая работа. Работа в паре.
К мальчикам даю яблоки.
-Возьмите ножики, (за ранние даю задание взять из дома детские ножики) разделите эти яблоки на две равные части, так, чтобы ваша соседка, или сосед не обиделся (слежу за выполнением задания, помогаю при необходимости)
- У всех получилось?
-Что вы сейчас сделали? Все довольны?
-Угощайтесь, и послушайте задачу про яблоки.
1. 8 яблок разделили между двумя братьями. Сколько яблок получил каждый брат?
2. Два брата разделили между собой одно яблоко. Как это сделали вы.
Сколько получил каждый? (половину)
-сколько было яблок?
-Что с ними сделали?
-Какую-нибудь сказку, или рассказ вы вспомнили?
«Два жадных медвежонка»
-Как они делили? (не поровну)
- А почему они так делили? (каждый хотел себе большую часть)
Они небыли такими щедрыми и честными как вы, ребята.
-приходилось ли вам что-нибудь делить?
-Как называются по другому эти части? (дольки)
- А записывают доли так.
½ 1-числительное, 2-знаменатель.
-Так, теперь я разделю яблоко на четыре равные части.(разрезаю, показываю какие получились)
- Как это записать(даю возможность учащимся самим написать на доске, как они думают)
Вместе приходим к ответу ¼
А вот Незнайка не знал как разделить апельсин между друзьями.
Я думаю, что вы легко справитесь.
3) Групповая работа.
Делю класс на четыре группы, и в каждой группе разное количество участников по количеству долек. И даю каждой группе по одному апельсину.
Определите кто лидер в группе. Лидеры групп делят апельсин между участниками группы и определяют количество участников.
В какой группе сколько участников, значит столько и долей. Запишите как это будет. ( 1/5, 1/6, 1/7, 1/8…)
4) Игра для закрепления
«Найди ошибку»
Черчу на доске разные фигуры, делю их на разные равные части. Пишу над фигурами не правильное значение.
Задача учащ. найти ошибку.
5) Игра « У кого какая доля»
Раздаю детям разные фигуры разделенные на дольки.
Задача детей узнать какая у них доля и назвать ее.
(1/2, 1/3, ¼, 1\5, 1/6…..)
5. Работа по книге
№1 Рассмотри как разделен на равные части прямоугольник. Назови доли прямоугольника, начиная с наименьшей.
6. Сравнение долей
-Что меньше 2 или 3, 5 или 7…
-Конечно, вы скажете 2<3? 5<7 и т. д.
-Правильно , а если я возьму ½ и 1/3, 1/5 и 1/7 , что больше? (выслушиваю высказывание каждого ученика)
-Вы хотели бы получить ½ или 1/3 долю яблока?
-К какому мы приходим выводу? (Чем больше частей, тем меньше дольки)
- Давайте попробуем решить, не бойтесь ошибиться.
Работа на доске
½ и 1/3; 1/3 и ¼; ½ и ½;
Если дети не затрудняются, продолжают эту же работу по книге, задание №2 ст.81
Самостоятельная работа
№3
Начерти квадрат стороны которого 3 см . Раздели его на равные части, так, чтобы можно было закрасить 1/9 его часть, 1/3.
Продолжаем работу по учебнику(повторение)
№5 уравнения (взаимопроверка)
7. Закрепление Игра «Кто точнее»
- Давайте поиграем в такую игру, данная игра мне поможет узнать, как вы усвоили тему.
- Что вы нового узнали?
-вам понравился урок?
-Что особенно вам понравилось?
Перед вами лежат индивидуальные самооценочные карточки, заполните их и сдайте.
8. Домашнее задание
1) №4, №7.
2) Сделать равные дольки из круга, квадрата и т.д.
3) придумать свое задание с долями.
4) Придумать маленький рассказ или сказку про доли