Разработка урока по русскому языку по теме: Суффиксы


Тема: Суффикс (1-2 урок блок)
Цель: формирование представления о суффиксах и их словообразовательной роли и правописании.
Планируемые результаты:
предметные: умение находить суффикс в слове, используя подбор однокоренных слов с разными суффиксами и без суффиксов; правописание суффиксов, не изменяющихся на письме; а также значение суффиксов;
личностные: воспитание внимания и аккуратности при письме, положительное отношение к учебе;
системно-деятельностные: умение образовывать новые слова с суффиксами, правильно употреблять их в речи, умение работать в группе, анализировать текст.

Сценарий урока.

1. Организационный момент
Начать урок я бы хотела со слов знаменитого писателя натуралиста К.Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны столь великого языка.
А начнем с определения темы урока.
2. Актуализация опорных знаний

Чистописание
чик еньк оньк ек ик очк ечк

- Определите тему урока. Какие задачи мы будем решать на уроке?
- Что такое суффикс? (составление кластера)

Значимая Суффикс Новые слова




Часть слова После корня

- В чем сходство и различие суффикса и приставки?

3. Работа по теме урока
Словарная работа.
-Объясните, какие буквы пропущены. Образуйте при помощи суффиксов, записанных в тетрадях, однокоренные слова. Запишите.

Д...рога, д...ревня, б...лет, к...стюм, пл...ток, т...релка. (слова записаны на карточках)

Запись с комментированием «по цепочке».

- Какое значение добавилось к словам? Что изменило значение слова?
Выделите суффикс (работа в парах)

- Как найти суффикс в словах?

Найдите суффикс в словах. Подчеркните лишнее слово.(работа в парах)
Голосок, столик, стебелёк, сомище, стульчик, тигрёнок.
- Какое слово было лишним? Почему?

Упражнение: «Найди ошибку»
Сережа написал «Лидачка» и обозначил суффикс -чк-, так как слово образовано от слова Лида, «Алеш
·инька», потому что сочетания жи-ши надо писать через и. Учитель назвал эти ответы неверными. Почему?
Запишите правильно.

Работа в группах.
Образуйте ласковые имена от своих имен. Запишите, выделите суффикс.
-Какая часть слова помогла вам в работе?
- Нравится ли вам, когда вас называют ласково? Почему?
- Всегда ли можно обратиться к человеку, назвав его имя ласково? Почему?
Сделайте вывод, какое значение могут иметь суффиксы?

А теперь мы отправимся в город мастеров. Что это за город? Кем работают ваши родители? Кем вы хотите стать?

Работа по учебнику.
1. Прочитать стихотворение «Пеликаны» В. Орлова.
2. Упражнение 2.
-Прочитай группы однокоренных слов. Выдели окончания, основу и корень. В каждой группе назови слово, которое имеет уменьшительно-ласкательное значение.
Пеликан, пеликанчик. Карман, карманчик.
3. Правило стр. 43.
-Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
- С какими суффиксами познакомились? Какое значение они имеют?
Сравните свои выводы с выводами учебника (с. 43)

4. Самостоятельная работа (карточки)

Спишите текст, вставив пропущенные слова. Найдите группы родственных слов. Выделите корень и суффикс в родственных словах.

Лесные шаги
В дремучем ельнике удивительная ____________ . Вдруг я услышал тяжёлые шаги. Потом послышались шажки. Вот _____________ лёгкие и тяжёлые зашагали ___________ . Кто это? Да это медведица с ____________ .
Слова: тишина, медвежонком, шаги, рядом.
5. Домашнее задание: упр.4.
-Спиши и обозначь суффиксы.

6. Рефлексия.
- Для чего вам необходимо изучать суффиксы?
-Все ли было понятно на уроке?
-Как вы сегодня работали?

15