Дискуссия по проблеме Защитим наших детей от … (для родителей). Воспитатель: Е.П.Шуфлинская
















Воспитатель: Е.П.Шуфлинская
Руководство ходом дискуссии
Роль ведущего в дискуссии очень велика. Контролируя процесс, он тем самым контролирует результат. Ведущий должен быть нейтрален и беспристрастен, чтобы помочь участникам дискуссии достичь цели. Главные его качества - четкое представление обсуждаемой темы, гибкость в поведении и способность адаптироваться к аудитории.
Прежде чем начать работу, ведущий должен представиться сам и представить своих помощников. Основное средство в руках ведущего - вопросы. Они должны иметь острый характер, например: «Нужны ли в современном городе трамваи?». Имеет значение и пауза между вопросами и ответами. Как длинные, так и короткие паузы нежелательны, потому что в первом случае участники теряют интерес, во втором - не успевают обдумать ответ.
Следует также отметить, что правильно поставленный вопрос еще не гарантия удачных ответов, исключения путаницы и замешательства. В процессе дискуссии, и это весьма важно, целесообразно использовать парафраз - краткий пересказ фразы, проясняющий ее смысл.
Особого внимания заслуживают ничем не аргументированные высказывания. Выслушав их, необходимо попросить выступающего доказать свое утверждение. Иногда в пылу полемики участники могут отойти от темы. В этой ситуации ведущему необходимо направить дискуссию в нужное русло, для чего достаточно заметить: «Мы несколько отклонились от темы».
В некоторых случаях необходимо сделать паузу для промежуточного подведения итогов.
Особую сложность вызывают «трудные участники». Специалисты советуют участника, всегда и всё критикующего и дающего негативные оценки, остановить, предложив ему роль ведущего.
Если атмосфера накалена или обсуждение зашло в тупик, необходимо жесткое руководство дискуссией. Но чтобы этого недопускать, нужно заранее подготовить правила ведения дискуссии, например такие:
Истина не принадлежит Вам, как не принадлежит никому.
Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.
Нельзя превращать реплику в доклад.

Каждый имеет право на свою точку мнения.
Если Вы не можете за 3 минуты высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так.
Критикуются идеи, а не люди.
Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность участников следует считать успешным результатом дискуссии. Педагогическая ценность дискуссии увеличивается, если осмысливается и сам процесс обсуждения, а представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить собственную позицию и понять другую точку зрения , освоить новые сведения, аргументы. Более глубокий анализ дискуссии можно провести, если записать ее на диктофон.
Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями. Освоение моделей общения, включающих дискуссию, неизбежно связано с работой над изменением собственной личности в сторону дискуссионной культуры, которой так недостает в окружающем нас мире.
Сценарий дискуссии
Ведущий. Уважаемые родители! Рады видеть вас на дискуссии по проблеме «Защитим наших детей от...». Представляю участников встречи.
Вопрос. Кто знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Как вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?
Предполагаемые ответы. Дети не защищены, много насилия со стороны взрослых, государства
Обобщения. Хорошо, если у ребенка любящие и заботливые родители. А если нет, кто защитит ребенка, его права и интересы? Вспомним Даниила Хармса: «Дети -нацменшинство в империализме взрослых». Около тридцати стран после принятия Конвенции создали службы уполномоченных по правам детей, рассмотрению их жалоб и контролю за соблюдением их прав. Наша страна только начинает заниматься этой проблемой.
Вопрос. Как вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?
Предполагаемые ответы. Обязательно. Дети должны осознавать свои права. Тогда они вырастут свободными гражданами демократического государства.
Обобщения. Действительно, уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинаются с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Обучение правам человека - процесс долгосрочный, и осуществлять его надо на всех этапах обучения и воспитания ребенка. Завтрашний день России во многом зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Главная направленность - признание человеческого достоинства, уважение прав, прежде всего на жизнь, и свобод человека, ценностей равенства, мира и согласия.
Ведущий. Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от...». Мы не будем говорить о тех правах, за осуществление которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.
Вопрос. Кто из вас знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка?
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители -гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы поговорим о том, какие права имеет ваш ребенок.
Участник дискуссии. В жизни встречаются разные ситуации, иллюстрирующие наши взаимоотношения с детьми. Вот одна из них. Мальчик ест сухарик. Ему нравится, и он ест с удовольствием. Бабушка предлагает внуку апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!». «Бабушка, я не хочу его есть, мне нравится сухарик», - отвечает мальчик. «Я настаиваю! - продолжает бабушка. - Съешь его, он полезен для твоего организма!». «А я не буду! - протестует мальчик. - Не хочу!».
Вопрос. А у вас в жизни такие ситуации были? Как вы выходили из них?
Предполагаемые ответы. Пусть съест апельсин после сухаря. Можно найти компромисс. И т.д.
Участник дискуссии. А вот еще одна ситуация: каждое утро я собираю свою внучку в детский сад. Ей очень хочется надеть любимое легкое платье, но я знаю, что в группе сейчас прохладно, и предлагаю надеть теплое шерстяное платье. Внучка ни за что не соглашается. У нас каждое утро возникает конфликт. Я знаю, что если уступлю ей, то уже вечером у нее будет насморк и кашель.
Вопрос. Как бы вы разрешили эту конфликтную ситуацию?
Предполагаемые ответы. Скажу: платье испачкалось - нужно его постирать. Или: если носить одно и то же платье все время, оно быстро износится и станет некрасивым. Меня в детстве наказывали за то, что я не хотела надевать колючий костюмчик.
Обобщение. Порой из самых лучших побуждений взрослые забывают, что у ребенка есть чувство собственного достоинства, гордость, свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы твердим, что это упрямство. Вместо того чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не солдаты. Ребенок обязательно должен понять, чего от него хотят, и должен чувствовать, что его мнение небезразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение (статья 13). А государства-участники уважают это право каждого ребенка (статья 14).
Ведущий. Порой из лучших побуждений, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявления насилия, физического или психологического оскорбления... Насилие или агрессия может носить скрытый характер.
Психолог. Вот еще одна ситуация. «Ира, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько можно тебя ждать! Опоздаем в детский сад и на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!».
Вопрос. Оцените стиль общения с пятилетней девочкой. Как вы думаете, с каким настроением придет она в детский сад?
Предполагаемые ответы. Мама может исправить положение по дороге в детский сад, попросить у ребенка прощения. В плохом настроении родители часто говорят детям неприятные вещи, и надо учиться просить прощения. Раздражение матери передастся девочке и, скорее всего, проявится агрессией по отношению к детям в детском саду. Я всегда прошу прощения у своего ребенка.
Обобщение. Психологическое давление, оскорбления, унижения наносят ребенку больший вред, чем физическое наказание, хотя и оно есть унижение и оскорбление. В Конвенции о правах ребенка говорится: «Государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации... со стороны родителей... опекунов...» (статья 18). В предложенных вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых.
Вопрос. Какой ребенок вызывает у вас положительный отклик? Как вы считаете: когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка?
Предполагаемые ответы. Приятнее смотреть на счастливого, радостного ребенка. Если взрослый раздражен, ребенка надо успокоить, помочь ему обрести душевное равновесие.
Ведущий. Все мы любим наших детей, хотя понимание этого у всех различное. Мы приготовили тест, с помощью которого вы сможете сами оценить ваше отношение к ребенку.
Тест «Цветок». Родителям предлагается нарисовать в центре листа кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, которое соответствует качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.
Вопрос. Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств вы написали. Каких больше? Выделите самое главное. Почему вы так считаете?
Ведущий. Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка, но в ней есть статьи, посвященные родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.
Участник дискуссии. В моей практике был такой случай. На родительском собрании в подготовительной к школе группе выступал отец Алеши. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Сказал, что ничего не смыслит в педагогике, да и времени на воспитание у него нет.
Вопрос. А вы как думаете: кто должен заниматься воспитанием детей - папа и мама или детский сад?
Предполагаемые ответы. Конечно, родители. Сыном должен заниматься отец, а дочерью - мать. В первую очередь родители, а потом уже дедушка и бабушка. У дедушки и бабушки позитивная роль. Наказывать должны родители. Детский сад нужен для общения, познавательного развития.
Участник дискуссии. А вот еще один пример из жизни. Пятилетняя Катя хочет умыться теплой водой, как делала это всегда с мамой. Папа (по профессии врач) заметил: «Надо умываться холодной водой - это полезно для здоровья». Катя ответила: «Мама всегда умывает меня только теплой водой, холодной умываться нельзя, можно простудиться и заболеть». Мама неодобрительно посмотрела на отца: «О чем ты говоришь? Хочешь, чтобы ребенок действительно простудился? Катя и так у нас слабенькая, ее надо беречь». - «Катя совсем не слабенькая, ее рост и вес соответствуют возрасту. Ребенка надо не нежить, а закалять». - «У нас с тобой разные мнения на этот счет». - «Ты, наверно, забыла, что я врач, а ты с медициной не знакома». - «Я разбираюсь не хуже тебя, давай на этом разговор закончим»...
Вопрос. Кто из родителей прав? Почему отец не проявлял свои знания раньше?
Предполагаемые ответы. Все не правы. Обсуждать проблему нужно без ребенка. В принципе скорее прав отец, но он, видимо, совсем не занимается ребенком: сначала надо подготовить его морально, убедить, а потом менять что-то устоявшееся. Воспитанием детей надо заниматься постоянно, а не от случая к случаю. Очень плохо, что у родителей нет согласия по вопросам воспитания.
Ведущий. Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаясь ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения. Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что сможет добиться своего, играя чувствами других людей.
Вопрос. Если возникает ситуация развода, кто встает на защиту прав ребенка?
Предполагаемые ответы. И мать, и отец имеют право воспитывать ребенка. Мать может запрещать встречи с отцом, заботясь об интересах ребенка.
Ведущий. В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (статья 18).
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.
Прежде чем встретиться с вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, ваш стиль общения с детьми.
Выступающий. Результаты теста «Хорошие ли Вы родители?».
Было опрошено 60 человек из трех групп. При обработке материалов опроса были выявлены следующие проблемы:
Неумение родителей контролировать свои эмоции (негативные) в общении с ребенком - 88%.
Ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учета советов и рекомендаций - 56%.
Авторитарность в воспитании - 58%.
Гиперопека как следствие тревожности родителей - 86%.
Одновременно с тестированием и анкетированием родителей мы проводили тестирование детей - игру «Почта». Цель: выявить уверенность/ неуверенность ребенка в родительской любви, определить доминирующий стиль воспитания в семьях. Было опрошено 59 детей.
Авторитарный стиль воспитания - 9%.
Демократический стиль воспитания -5,5%.
Авторитарно-демократический - 39%.
Демократическо-авторитарный - 46,5%.
Ведущий. Этой встречей с вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей.
Надеемся на ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать ваше мнение о нашей встрече и обо всей работе, проводимой по изучению Конвенции о правах ребенка.













Дискуссия по проблеме "Защитим наших детей от ..."
(с родителями)Times New RomanБумажный пакетдевочка копия15