Занятия коррекционно развивающие занятия по снижению уровня агрессивности у подростков


«школа России»
Коррекционно-развивающие занятия
по снижению уровня агрессивности у подростков синтеллектуальной недостаточностью.
Составитель: Подгорная О.В.
Коррекционно-развивающие занятия
по снижению уровня агрессивности у подростков синтеллектуальной недостаточностью.
Данные занятия разработаны и апробированы на подростках с интеллектуальной недостаточностью 12-14 лет. Упражнения можно использовать для девочек и ребят.
Коррекционно – развивающиеся занятия организуются по трем основным направлениям: Снятие состояния эмоционального напряжения, обучение способам выражения гнева в приемлемой форме, формирование коммуникативных качеств.
При работе с подростками с интеллектуальной недостаточностью необходимо знать некоторые правила.
С подростком с интеллектуальной недостаточностью проявляющего агрессию нельзя разговаривать на повышенных тонах - тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет подростку с интеллектуальной недостаточностью переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать его право возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов.
Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Подростки хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить его концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с определенным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой.
Однако самое главное – создать подростку с интеллектуальной недостаточностью такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества – это главное условие предотвращения агрессивности.
Агрессивным подросткам с интеллектуальной недостаточностью зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения (некоторые из них описаны ниже). В процессе коррекционной работы можно говорить о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
М. Мак-Кей, А. Роджерс и Ю. Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько интересных приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести: «Стоп».
Для того чтобы данный прием начал работать, необходима многодневная тренировка.
Для того чтобы приучить подростка с интеллектуальной недостаточностью в момент «неприятной ситуации» не стискивать челюсти (что характерно для данной категории подростков), а расслаблять мышцы лица, можно использовать релаксационные упражнения.

Карта наблюдений агрессивных
проявлений в поведении (Методика Д. Стотта)
Цель исследования. Выявления особенностей агрессии в поведении у детей.
АГРЕССИВНОСТЬ
Ф. И.О. ребенка______________________________
Возраст_____________Дата заполнения_________
Период наблюдения___________________________
Заполнил: родитель, психолог, педагог _______________
Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0- нет проявлений агрессивности; 1 - проявления агрессивности наблюдаются иногда; 2 - часто; 3 - почти всегда; 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
Признаки проявления агрессивности у ребенка Поведенческие акты Частота проявления
1. Вегетативные признаки и внешние проявления агрессивности •краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева;
•кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева;
•сжимает кулаки в состоянии обиды;
•сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева;
0 1234
0 12 3 4
0 1234
0 1234
0 1234
2. Длительность выхода из состояния раздражения, гнева •после агрессивной реакции не успокаивается в течение 15 мин;
•после агрессивной реакции не успокаивается в течение 30 мин.;
•после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа;
•после; агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня;
• 0 12 3 4
0 12 3 4
0 12 3 4
0 12 3 4
0 1234
3. Чувствительность к помощи взрослого •не может успокоиться без помощи взрослого;
•замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии;
•замечания в устной форме не тормозят проявления физической агрессии;
•чувство неприязни к другим не корректируется извне;
• 0 1234
0 1234
0 1234
0 1234
0 12 3 4
4. Отношение к собственным проявлениям агрессии •сам признает негативность своего поведения и прекращает его;
•признает негативность своего поведения, после комментариев взрослого прекращает агрессивные действия;
•признает негативность, но продолжает агрессивные проявления;
•не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные;
• 0 12 3 4
0 12 3 4
0 1234
0 1234
0 1234
5. Недостаточность в проявлении гуманных чувств •делает что-то назло другим;
•проявляет безразличие к страданиям других;
•стремится причинить другому страдания;
•отсутствие чувства вины после агрессивных реакций;
• 0 12 3 4
0 12 3 4 0 1234 0 1234 0 1234
6. Реакция на новую обстановку и на ограничения •непривычная обстановка не тормозит проявления агрессивности;
•непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессивности;
•в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность;
•оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия;
• 0 12 3 4
0 1234
0 12 3 4
0 12 3 4
0 1234
7. Реактивность(чувствительность к агрессии других) •реагирует агрессией на агрессивные проявления других;
•проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других;
•проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других;
•провоцирует проявления агрессии;
• 0 1234
0 1234
0 12 3 4
0 12 3 4
0 1234
8. Проявление агрессии в присутствии других •проявляет агрессию один на один;
•проявляет агрессию в присутствии других сверстников;
•проявляет агрессию в присутствии взрослых;
•ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии;
• 0 1234
0 1234
0 1234
0 1234
0 1234
9, Проявление физической агрессии, направленной на предмет •ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры;
•портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева;
•в состоянии раздражения, гнева портит любые вещи, попадающиеся под руку;
•портит вещи, независимо от состояния и ситуации;
• 0 12 3 4
0 1234
0 1234
0 12 3 4
0 12 3 4
10. Проявление агрессии, направленной на других детей •проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева;
•проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.);
•проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины;
•задирается, провоцирует проявление агрессии;
• 0 12 3 4
0 12 3 4
0 12 3 4
0 12 3 4

0 1234
11. Проявление агрессии, направленной на взрослых •проявляет агрессию по отношению к родителям;
•проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым;
•проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения и гнева;
•проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. п.);
•проявляет агрессию к другим без видимой причины;
• 0 1234
0 1234
0 1234
0 12 34
0 12 3 4
0 12 3 4
12. Проявление агрессии, направленной на себя •причиняет себе ущерб в состоянии раздражения и гнева (бьет кулаком в стену, бьётся головой и т. п.);
•причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим;
•просит причинить ущерб в наказание;
•причиняет себе ущерб без видимых причин;
• 0 12 3 4
0 12 3 4
0 1234
0 12 3 4
0 1234
13. Проявление агрессии, направленной на животных •насильно ловит животных;
•причиняет ущерб животным в состоянии раздражения и гнева;
•причиняет ущерб животным без видимых причин;
•убивает животных;
• 0 12 3 4
0 1234
0 1234
0 12 3 4
0 12 3 4
14. Проявления вербальной агрессии •говорит обидные слова детям;
•говорит обидные слова взрослым;
•говорит нецензурные слова детям;
•говорит нецензурные слова взрослым;
• 0 12 3 4
0 12 3 4
0 12 3 4
0 1234
0 1234
15. Проявления физической агрессии •замахивается;
•щипает, дергает за волосы;
•бьет рукой
•бьет ногой; 0 12 3 4
0 12 3 4
0 12 3 4
0 12 3 4
Коррекционно-развивающие занятия.
Занятие №1 Тема: «Дом дружбы» Цель занятия – профилактика агрессивного поведения.
Упражнение №1. «Сказки о добре и зле»
Вспомни сказки, где добро побеждает зло. Например: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», Чебурашка и крокодил Гена и другие (Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).
Назовите хороших, положительных героев, какими качествами они обладают?
А теперь назовите отрицательных героев сказок, и какими качествами они обладают?
Положительные герои Отрицательны герои
   
   
Упражнение №2 «Разукрась шары»
Цель: научить детей разнообразным способом выражения агрессии
Содержание:
Задание: нарисуйте и разукрасьте шары. Каким цветом могут быть злые шары? Каким цветом будут добрые шары?
Раздаются индивидуальные листы с изображением мячей (злые и добрые мячи), необходимо подобрать цвета и объяснить почему.
Упражнение №3 «Считалочка»
Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.
Все дети встали в круг, взялись за руки и приговаривают считалку:
Мирись, мирись, мирись,И больше не дерись,А если будешь драться, то я буду кусаться!А кусаться не причем, буду драться кирпичом.А кирпич ломается – Дружба начинается!
Упражнение №4 «Улыбка»
Цель: расслабление мышц лица.
Выдыхая воздух и многократно улыбаясь лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.
Задание №2 Цель занятия – профилактика агрессивного поведения.
Упражнение №1 «Бумажка»
Цель: учить выплескивать гнев в приемлемой форме.
Нужно со всей силы, со всей злости скомкать бумажку. Выплеснуть всю свою агрессию на лист бумаги и посмотреть, что с ним будет.
Упражнение: №2 «Бумажный волейбол»
Цель: учить детей выплескивать гнев в приемлемой форме.
Сделанные бумажные шары используются в этом упражнении. Площадка делится пополам и дети на 2 команды, у каждого свой бумажный шар. Задание перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается, и подсчитываются шары. У кого меньше шаров, тот выиграл.
Упражнение №3 «Крестики-нолики»
Цель: переключить с агрессивного состояния на иное.
Воспитатель: «Я крестик буду на бумаге рисовать и злом, обидой его назову! А ты быстрее этот крестик в кружочек заключи, забором обведи. Чем больше крестиков обведем, тем быстрее хорошее настроение вернем».
Упражнение №4 «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра»
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Занятие №3. Наш дружный класс.
Цель: формирование дружного коллектива.
Задачи:
Учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение;
Развитие личностной и групповой активности.
Снижение уровня агрессивности, повышение терпимости друг к другу через совместные виды деятельности.
Содержание:
1. Вводная беседа.
У каждого из нас есть дом, своя квартира. Мама и папа «строили» ее. Какие усилия они прилагали, чтобы квартира стала уютной, чтобы в нее хотелось приходить снова и снова? Сегодня и мы попробуем построить свой школьный дом, но пока он будет из бумажных кирпичей. Каждый сделает свой неповторимый кирпичик. В результате у нас должен получиться свой классный дом.
2. Коллективная работа. «Дом из кирпичей».
Каждому обучающемуся дается картонный кирпичик. Задание разукрасить и украсить его как сам пожелает. Из кирпичей выстраивается на ватмане дом.
3. Упражнение «Спасибо за работу»
Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.
4. Упражнение «Нарисуй, я отгадаю»
Участники строятся в колонну затылок друг другу. Воспитатель выводит букву алфавита на спине замыкающего колонну. Тот в свою очередь должен молча угадать букву и «нарисовать» ее на спине впереди стоящего. И так далее «по цепочке». Последний называет букву. Можно использовать геометрические фигуры.
5. Упражнение «Закончи предложения»
У меня накапливается злость в школе от_____________________________________________________________
Я терпеть не могу, когда_____________________________________________________________
Я не хочу слышать, когда_____________________________________________________________
Я просто психую, когда_____________________________________________________________
Когда я злюсь, я_____________________________________________________________
6. Упражнение «Покажи, где в твоем теле прячется злость»
Учащиеся указывают (на руки, на кулаки, на ноги, на голову, на рот и т.д.) и объясняют.
7. Упражнение «Прогоним нашу злость»
Дети выгоняют из своего тела злость: кричат, топают, хлопают в ладоши, надувают щеки, сжимают кулаки, высоко встают на носочки и со всей силы тянуться вверх.
Занятие №4. «Наш добрый класс»
Цель- формирование детского коллектива.
Задачи:
Содействовать формированию навыка самоуправления;
Снятие психоэмоционального напряжения;
Повышение учебной мотивации;
Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.
1. Вводное слово:
На прошлом занятии мы построили наш классный дом. Теперь очередь поселить в него человечков. Сейчас каждый из вас сделает из пластилина своего человечка и расскажет про него: как зовут, что он любит, его любимые занятия дома, какие у него друзья, какой он этот человечек (добрый, злой), нравиться ли ему учиться, как он учиться, что ему нравиться больше всего в школе.2. Упражнение «Пластилиновый человечек»
Каждый лепит своего человечка и рассказывает про него.
3. Упражнение «Зеркало»
Сначала работают в паре. Один показывает – другой повторяет.
Потом, один показывает - все повторяют и по команде «стоп» все должны замереть. Воспитатель (а потом ведущий) ищет самую похожую фигуру, т.е. лучшее зеркало и кого выбрали становиться ведущим.
4. Упражнение «Спасибо за работу»
Все встают в шеренгу. Каждый по очереди пожимает другим руку и говорит «спасибо за работу» и встает в конец шеренги. Упражнение заканчивается, когда первый ребенок встает на свое место.
5. Упражнение «Джунгли»
Все звери защищаются или нападают, но когда они это делают, они издают звуки. Представьте, что вы звери, и вы нападаете, рычите. А теперь вы жертва, как вы будете отпугивать хищников.
6. Упражнение «Руки»
Дети работают в парах, берут друг друга за руки и проговаривают:
«Эй, рука трясись, трясись – только больше не дерись! Расслабляйся рука и больше не кусайся!». Потом меняются в парах, и упражнение повторяется 2-3 раза.
7. Упражнение «Где вокруг прячется зло»
Учащиеся работают с раздаточным материалом, смотрят на картинки, и указывают, в какой из них прячется зло.
Занятие №5. «Наш добрый класс»
Цель- формирование коллектива.
Задачи:
Содействовать формированию навыка самоуправления;
Снятие психоэмоционального напряжения;
Повышение учебной мотивации;
Формирование дружеских взаимоотношений в коллективе.
Содержание:
Вводное слово: На предыдущих занятиях мы сделали наш классный домик, населили его человечками. Но чтобы он был красивым, интересным давайте посадим свой сад.
2. Упражнение «Дерево настроения»
Цель: научить детей разнообразным способом выражения своих эмоций через цвет.
Содержание:
Детям раздаются лепестки из бумаги, это листья дерева. Каждый ученик это листочек, а дерево с листочками это класс. Учащиеся должны разукрасить свои листочки, так чтобы было видно какое у него настроение. Оформляется дерево.
3. Упражнение «Цветки желаний»
Цель: научить детей разнообразным способом выражать желания и делиться ими с одноклассниками.
Содержание:
Детям раздаются шаблоны цветков из бумаги, они должны написать в середине цветка свое желание. Каждый отвечает на вопрос «Я хочу, чтоб в моем классе_______________».
На ватман с домом прикрепляются цветки.
4. Упражнение «Цыпленок из яйца»
Цель: установление телесного контакта, снижение агрессивности.
Содержание:
Дети делятся на пары. Один уч-ся – цыпленок в скорлупе, другой уч-ся курочка-наседка. «Цыпленок» садится на стул и группируется (подтягивает ноги к себе), «наседка» обнимает его и старается согреть своим теплом. В течение 1-2 минут происходит это действие, а потом из скорлупы вылупляется цыпленок. Скорлупу может имитировать белая туалетная бумага. Потом дети меняются ролями.
5. Упражнение «Спрячь обиду»
Цель: стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора.
Содержание:
Ведущий берет мелкий предмет и обращается к обиженному ребенку «Давай-ка обиду возьмем (маленький предмет) и обидчику незаметно под рубашку спрячем».Остальные дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Когда предмет спрятан (это может быть прищепка), дети говорят версии, у кого спрятан и почему.