Материалы к конкурсу профессионального мастерства по профессии Продавец


Министерство образования и науки Мурманской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Мурманской области
«Кандалакшский индустриальный колледж»
(ГАПОУ МО «КИК»)
Материалы к конкурсу
профессионального мастерства
по профессии «Продавец»

для специальностей среднего профессионального образования
38.02.04. Коммерция (по отраслям)
38.02.05.Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров



Ноябрь 2016
I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП КОНКУРСА
ТЕСТ
ЧАСТЬ А
1. Цель товароведения заключается в ….
а). установлении принципов и методов товароведения обуславливающих его научные основы
b). управлении ассортиментом товаров
c).изучении основополагающих характеристик товара составляющих его потребительную стоимость, а также их изменение на всех этапах товародвижения
d ). относительной характеристике качества продукции, основанной на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями
2. Долговечность товара оценивается:
a).сроком годности
b).безотказностью
c).ремонтопригодностью
d).сроком службы
3. Товары, приобретаемые в дополнение к основному товару - это:
a).сезонные товары
b).товары для экстренных случаев
c). модные товары
d).сопутствующие товары
4. Стандарты, действующие на межгосударственном уровне - это:
a).ГОСТ
b).ГОСТ Рc).СТП
d).СТО
5. Факторы, не влияющие на сохранение качества товара:
a). упаковка
b). конструкция
c). исходное сырье и материалы
d). производство
6.  «Партия товара» - это товар
a).одного наименования, от одного поставщика, по одному сопроводительному документу
b).поступивший в торговую сеть
c).упакованный в транспортную тару
d).доставленный поставщиком
7. Какой по характеру влияния на объект не может быть контроль:
a).разрушающий
b).выборочный
c).сплошной
d).периодический
8. Что не является характеристикой товара:
a).не обладает потребительной стоимостью
b).обладает потребительной стоимостью
c).предназначен для продажи
d).продукт труда
9. Колебания полноты и широты ассортимента в течение установленного промежутка времени - это: 
a).структура ассортимента
b).полнота ассортимента
c).степень обновления ассортимента
d).устойчивость ассортимента
10. По широте охвата ассортимент подразделяют на:
a).промышленный и торговый
b).реальный, прогнозный и учебный
c).рациональный и оптимальный
d).сложный, простой, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный
11. Совокупность товаров, выпускаемых отраслью промышленности - это: 
a).торговый ассортимент
b).промышленный ассортимент
c).ассортиментный минимум
d).смешанный
12. Выбор номенклатуры показателей, определение их действительных значений и сопоставление с базовыми показателями называются
a).оценкой энергетической ценности
b).оценкой качества
c).органолептической ценностью
d).оценкой пищевой ценности
13. Относительная характеристика качества продукции, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями, называется
a).уровнем качества
b).дифференциальной оценкой
c).интегральной оценкой
d).стандартной оценкой
14. С какого срока исчисляется срок годности товара:
a).с даты изготовления
b).с даты продажиc).с даты поступленияd).с даты реализации15. На что не наносится маркировка:
a). на товар
b). на тару
c). на этикетку
d). на товарно-сопроводительные документы
16. В какой срок покупатель может обменять товар надлежащего качества
a). 14 дней
b). 21 день
c). 1 месяц
d). 2 месяца
17. Факторы, не влияющие на формирование и сохранение качества:
a). исходное сырье и материалы
b). упаковка
c). условия хранения
d). маркировка
18. К внешним факторам, вызывающим снижение качества или порчу товаров при хранении, относят
a). температуру хранения
b).срок годности
c).химический состав
d).)активность ферментов19. Товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или нескольким показателям, называется
a). дефектным
b). критическим
c). бракованным
d). неликвидным отходом
20. Знак, подтверждающий соответствия качества товара требованиям стандартов - это:
a). манипуляционный знак
b) экологический знак.
c). знак подтверждения соответствия
d). предупредительный знак
ЧАСТЬ В1. Под формой обслуживания понимается способ доведения товар до потребителя. Впишите пропущенные слова - формы обслуживания.
1) …………………….. – покупатели самостоятельно выбирают товары и доставляют к единому узлу расчета. Исключения составляют электроприборы, ювелирные изделия.
2) …………………….., т.е. покупатель заказывает необходимые товары и получает их в обусловленное время по месту работы или на дому.
3) ……………………..– это обслуживание покупателей через прилавок.
4) ……………………... - покупатель выбирает товар из предложенных на полках и горках.
5) …………………….. - применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров.
2. Впишите недостающие слова специализации торговых предприятий
1. …….– ассортимент которых включает товары какой-либо товарной группы(женская обувь, магазин головных уборов).
2. ……….. – в основу построения которых положены товары одной товарной группы (молокопродукты, мясопродукты).
3. ………….. – осуществляющие торговлю товарами нескольких групп родственных по своему потребительскому назначению (мясо, рыба, овощи).
4. ………….. – ассортимент которых построен на базе широкой номенклатуры товарных групп (продовольственные и непродовольственные).5. …………….. – ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами (магазины товаров повседневного спроса).
6. ……………. – удобно для покупателей и специализация на основе потребительских комплексов, т.к. позволяет совершить комплексную покупку в одном магазине (торговые центры).
3. Требования предъявляемые к товарной информации.




требования

4. Заполните таблицу
Логотипы Эмблемы Звуковые товарные знаки Объемные товарные знаки Комбинированные товарные знаки

Microsoft, Apple, Facebook, мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций «Европа плюс», «Русское радио», радиопрограмм («Бригада У»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши!»), аудиологотипы «Макдоналдс»
«Любимый сад», «Макфа» . Nokia




ЧАСТЬ С1. Задача: Рассчитайте структуру ассортимента в магазине «Ткани» в натуральном и денежном выражении.
Вид тканей Количество тканей, мЦена тканей, руб. за 1 мРешение: Относительные показатели структуры ассортимента (%), в выражении
Натуральном в % денежном в %
Хлопчатобумажные 126 122 Шерстяные 235 288 Льняные 153 148 Синтетические 88 122
2.Задача: Рассчитайте коэффициент устойчивости
Наименование товара Количество рабочих дней в месяце, дн, Т Количество дней. в течении которых данный товар находился в продаже, дн, t Коэффициент устойчивости ассортимента, КуКефир 3,2% 30 30 Кефир 2,5% 30 29 Кефир обезжир. 30 27 Кумыс 30 18 Ацидофилин 30 17 Мацони 30 15 Ряженка 4% 30 24 Ряженка 2,5% 30 26 Варенец 30 16 3. Определите, какому химическому составу соответствуют продукты: масло растительное, булка, сахар-рафинад, яблоки, печень говяжья?
Химический состав ,% № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Жиры 5 - - 0,7 97,9
Белки 5 - - 14 2
Углеводы 42 99,9 15 0,3 -
Вода 48 0,1 85 85 0,1

4. Укажите не менее 5 показателей качества потребительских товаров.
№ п/п Органолептические показатели качества, нормируемые ГОСТами1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 5. Распределите потребительские товары по условиям хранения в торговом зале магазина.
Условия хранения Потребительские товары
+18 С, ОВВ 75% +5 С, ОВВ 85 % -18С, ОВВ 95% Потребительские товары: молоко стерилизованное, сметана, творог, хлеб, макароны, крупа, соль, сахар, мороженое, пельмени, быстрозамороженная овощная смесь, консервы рыбные, пресервы рыбные, салат «Оливье», торт, масло растительное, масло сливочное, грибы консервированные, грибы быстрозамороженные, конфеты, мебель, строительные материалы, ювелирные украшения.Количество баллов максимальное
часть А – 20 баллов
часть В – 50 баллов
часть С - 65 баллов
II . ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП КОНКУРСА
Конкурсанты готовят упаковку подарка по случаю какого-либо торжества. Необходимо презентовать упаковку для подарка, убедить покупателя воспользоваться данным видом упаковки; охарактеризовать материалы, назначение и применение упаковки.
Количество баллов максимальное
Критерии оценки Количество баллов
Оригинальность композиции 10 баллов
Эстетичность 10 баллов
Связь внешнего оформления с внутренним содержанием 10 баллов
Представление упаковки и подарка 10 баллов
Уровень культуры обслуживания покупателя 10 баллов
Провести промо-акцию продовольственных товаров:
колбаса Докторская
сыр сычужный твердый типа Швейцарского
шоколад «Бабаевский»
кофе молотый
какао быстрорастворимое
творог
хлеб
молоко
быстрозамороженные овощи
крупа «Фасоль»
Рассказать о пищевой, энергетической, органолептической ценности продукта; предложить продукт покупателю; приложить максимальные усилия к продвижению товара.
Конкурсант вытягивает билет с наименованием товара; готовится 15-20 минут к проведению акции. Комиссия выслушивает каждого конкурсанта.
Количество баллов максимальное
Критерии оценки Количество баллов
Эмоциональность представления товара 20 баллов
Владение теоретическими знаниями товароведения 20 баллов
Творческая инициатива 20 баллов
Уровень культуры обслуживания, убеждения покупателя 20 баллов
Приложение № 1
БЛАНК ОТВЕТА для ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА
Участник конкурса _______________________________________
(фамилия ,имя)
Группа № _______________
ЧАСТЬ А
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
ЧАСТЬ В1. Под формой обслуживания понимается способ доведения товар до потребителя. Впишите пропущенные слова - формы обслуживания.
№ п/пФорма обслуживания
1. 2. 3. 4. 5. 2. Впишите недостающие слова специализации торговых предприятий
№ п/пСпециализация
1. 2. 3. 4. 5. 6. 3. Требования предъявляемые к товарной информации.







4. Заполните таблицу
Логотипы Эмблемы Звуковые товарные знаки Объемные товарные знаки Комбинированные товарные знаки
ЧАСТЬ С1. Задача: Рассчитайте структуру ассортимента в магазине «Ткани» в натуральном и денежном выражении.
Вид тканей Количество тканей, мЦена тканей, руб. за 1 мРешение: Относительные показатели структуры ассортимента (%), в выражении
натуральном денежном %
Хлопчатобумажные 126 122 Шерстяные 235 288 Льняные 153 148 Синтетические 88 122 Итого 2.Задача: Рассчитайте коэффициент устойчивости
Наименование товара Количество рабочих дней в месяце, дн, Т Количество дней. в течении которых данный товар находился в продаже, дн, t Коэффициент устойчивости ассортимента, КуКефир 3,2% 30 30 Кефир 2,5% 30 29 Кефир обезжир. 30 27 Кумыс 30 18 Ацидофилин 30 17 Мацони 30 15 Ряженка 4% 30 24 Ряженка 2,5% 30 26 Варенец 30 16 3. Определите, какому химическому составу соответствуют продукты: масло растительное, булка, сахар-рафинад, яблоки, печень говяжья?
Продукт № химического состава
масло растительное булка сахар-рафинад яблоки печень говяжья 4. Укажите не менее 5 показателей качества потребительских товаров (могут быть указаны в любой последовательности)
№ п/п Органолептические показатели качества, нормируемые ГОСТами1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 5. Распределите потребительские товары по условиям хранения в торговом зале магазина.
Условия хранения Потребительские товары
+18 С, ОВВ 75% +5 С, ОВВ 85 % -18С, ОВВ 95% Приложение № 2
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
ЧАСТЬ А
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
c d d a b a a a d d b b a a d a d a c c
ЧАСТЬ В1. Под формой обслуживания понимается способ доведения товар до потребителя. Впишите пропущенные слова - формы обслуживания.
№ п/пФорма обслуживания
1. Самообслуживание
2. Продажа товаров по заказам (каталогам , интернету)
3. Традиционная форма обслуживания
4. Продажа товаров с открытой формой обслуживания
5. Индивидуальная форма обслуживания

2. Впишите недостающие слова специализации торговых предприятий
№ п/пСпециализация
1. специализированный
2. узкоспециализированный
3. универмаги
4. универсамы
5. супермаркеты
6. гипермаркеты
3. Требования предъявляемые к товарной информации.

доступность

достаточность

достоверность

4. Заполните таблицу
Логотипы Эмблемы Звуковые товарные знаки Объемные товарные знаки Комбинированные товарные знаки
мелодии мобильных телефонов, позывные радиостанций «Европа плюс», «Русское радио», радиопрограмм («Бригада У»), мелодии и заставки популярных телепередач (например, «Поле чудес», «Большая разница», «Спокойной ночи, малыши!»), аудиологотипы «Макдоналдс»

Microsoft, Apple, Facebook «Любимый сад», «Макфа» . Nokia
ЧАСТЬ С1. Задача: Рассчитайте структуру ассортимента в магазине «Ткани» в натуральном и денежном выражении.
Вид тканей Количество тканей, мЦена тканей, руб. за 1 мРешение: Относительные показатели структуры ассортимента (%), в выражении
натуральном денежном %
Хлопчатобумажные 126 122 20,93% 15372 13,2%
Шерстяные 235 288 39,04% 67680 58,13
Льняные 153 148 25,41% 22644 19,45
Синтетические 88 122 14,62% 10736 9,22%
Итого 602 - 100% 116432 100%

2.Задача: Рассчитайте коэффициент устойчивости
Наименование товара Количество рабочих дней в месяце, дн, Т Количество дней. в течении которых данный товар находился в продаже, дн, t Коэффициент устойчивости ассортимента, КуКефир 3,2% 30 30 1,0
Кефир 2,5% 30 29 0,97
Кефир обезжир. 30 27 0,9
Кумыс 30 18 0,6
Ацидофилин 30 17 0,57
Мацони 30 15 0,5
Ряженка 4% 30 24 0,8
Ряженка 2,5% 30 26 0,87
Варенец 30 16 0,53
3. Определите, какому химическому составу соответствуют продукты: масло растительное, булка, сахар-рафинад, яблоки, печень говяжья?
Продукт № химического состава
масло растительное № 5
булка № 1
сахар-рафинад № 2
яблоки № 3
печень говяжья № 4
4. Укажите не менее 5 показателей качества потребительских товаров (могут быть указаны в любой последовательности)
№ п/п Органолептические показатели качества, нормируемые ГОСТами1. Цвет
2. Вкус
3. Запах
4. Консистенция
5. Форма
6. Рисунок
7. Букет
8. Прозрачность
9. Звук, издаваемый при простукивании
10. Поверхность
5. Распределите потребительские товары по условиям хранения в торговом зале магазина.
Условия хранения Потребительские товары
+18 С, ОВВ 75% молоко стерилизованное, хлеб, макароны, крупа, соль, сахар, консервы рыбные, масло растительное, грибы консервированные, конфеты, мебель, строительные материалы, ювелирные украшения.+5 С, ОВВ 85 % сметана, творог, пресервы рыбные, салат «Оливье», торт, масло сливочное,
-18С, ОВВ 95% мороженое, пельмени, быстрозамороженная овощная смесь, грибы быстрозамороженные,

Приложение № 3
Сводная таблица результатов
№ п/пФ.И конкурсанта Теоретический тур Практический тур Всего баллов Место
упаковка Промо-акция1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.