План-конспект урока Кубановедения Растительный мир Кубани (3 класс)


Тема: Охрана растительного мира Краснодарского края.
(3 класс)
Задачи урока: обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;
учить бережно относиться к растениям;
рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе, познакомить детей с Красной книгой;
расширить и углубить знания детей о растениях, встречающихся в нашей местности; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Красная книга;
- рисунки растений и слайды;
- знаки правил друзей природы;
- карта – схема «Руку дружбы – природе!».
- гербарий растений.
Ход урока.
1.Определение темы и цели урока.
Сегодня мы с вами получили сигнал «SOS»! Все чаще и чаще мы слышим этот сигнал.
А откуда же к нам он пришел? Отгадайте загадку и узнаете.
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню – земляникой, Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой, Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
(Лес).
-Сегодня мы с вами будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в нем.
Все чаще звучит в природе «SOS»!
- Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. – Не оголяй землю. Не превращай ее в пустыню…
- Пощади! – вторит земля. – Ты вырубаешь деревья…
- Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка… Я знаю, ты научился летать к звездам. Я всегда буду с тобой. Ты не можешь жить без моего хлеба, без моих цветов…
Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут. Загрязнение рек, уничтожение растений, растущие груды мусора – все это признаки грозной опасности, которая нависла над природой и человеком. Только сообща люди могут вылечить планету.
- Так о чём пойдёт речь на уроке?
2. Работа по теме.
Итак, мы отправляемся в путешествие по карте – схеме «Руку дружбы – природе!».
1)Информационный щит №1 «Растения Кубани».
Пройдите! Посмотрите! Прочувствуйте!
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
-Что же растет в лесу?
Дышит, растет,
А ходить не может.
(Растение).
- Назовите, какие растения нашего края вы знаете?
- А что вы о них знаете?
Ребята берут карточки с иллюстрацией растений и их описанием. Дети читают информацию.
Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза)
Береза – исконно русское дерево, хоть и растет не только у нас. Название ее уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало слово «бер». Означало оно «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от него появилось слово береза, береста.
Это зелье ты не тронь: жжется больно, как огонь.
(Крапива).
Родовое название растения произошло от слова в переводе с латинского означающее «жечь». О лечебной и пищевой ценности знали еще древние греки и римляне. В народной медицине из листьев крапивы изготавливали настои и отвары.
Служит нам всем вместо йода, а растет оно повсюду.
Желтые цветочки, зеленые и пышные листочки.
(Чистотел)
Заросли чистотела встречаются во влажных местах: вдоль заборов, дорог, по оврагам. В древние времена сок чистотела применяли при лечении глазных болезней. Цветет с мая по август. Цветы его недолговечны, через 2 дня отцветают. Это удивительное растение применяют как средство борьбы с вредителями садов и огородов.
Зелены кусточки, алые кусточки;
Когти – коготочки стерегут цветочки.
(Шиповник).
Это красивоцветущий кустарник из семейства розоцветных получил свое название из–за острых шипов. О лечебных свойствах его знали давно. Шиповник по праву называют «фабрикой витаминов». Растет на склонах холмов, в лесах.
У реки, на лугу, босиком на снегу
Первые цветочки – желтые глазочки.
(Мать – и - мачеха)
Название произошло от особенности его листьев, светлых внизу и темно – зеленых сверху. Если потрогать нижнюю её сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки – это мать. Верхняя часть листа – гладкая, жесткая, как бы холодная – это мачеха. Народная медицина использует это растение при многих болезнях.
Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Путь – дорожку до зари освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят.
(Ландыш).
Ландыши встречаются в светлых смешанных лесах, на лесных опушках. Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волхвой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти.
Еще в древности растения ландыша применялось в лечебных целях.
Горел в траве росистой фонарик золотистый.
Потом померк, потух и превратился в пух.
(Одуванчик).
Встречается в садах, у дорог, на лесных полянах. Ни одно растение в мире не может заглушить посевы одуванчика. На Руси одуванчик широко использовали в лечебных целях и как пищевое растение, считая его «жизненным эликсиром». Он интересен тем, что по состоянию цветочных корзинок можно определить время суток, а также предсказать погоду.
Мы назвали лишь крошечную часть растений, которые растут в нашей местности. Каждое растение чем – то полезно.
2)Информационный щит №2
«Редкие растения Краснодарского края».
Красная книга – «красная»!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
«Красная книга», «красная книга»!
Сейчас люди поняли, что природа нашей планеты в опасности.
В Краснодарском крае проводится большая работа по охране природы. С 1924 года существует Кавказский заповедник – один из крупнейших горно–лесных заповедников нашей страны. Кроме него, для сохранения и воспроизводства ценных пород деревьев созданы постоянные и временные заказники.
Рассмотрим некоторые виды редких растений Краснодарского края, которые находятся в местах, названных памятниками природы Краснодарского края.
Джанхотский сосновый бор.
Сосна пицундская в нашем крае распространена на побережье Черного моря от Анапы до Адлера, произростая группами и отдельными экземплярами.
Джанхотская роща находится на территории Геленджикского лесничества. Сосна пицундская нетребовательна к почве и может расти на известняковых скалах, глинистых сланцах, песчаниках и на приморских песках. Хвоя деревьев содержит ряд витаминов и ценных в лечебном отношении веществ. Научное значение сосны пицундской заключается в том, что она является одним из древнейших видов деревьев в нашей стране.
Ботанические реликвии.
Урочище «Сосновая» - находится в 25 км к северо – западу от Туапсе, на территории Небугского и Новомихайловского лесничеств Туапсинского лесокомбината, в полукилометре от морского берега. Роща сосны пицундской здесь имеет площадь 100 га.
Урочище «Сосновая щель». Сосна крымская –редкое на Кавказе дерево. Площадь сосновой рощи составляет 700 га. Сосновый бор имеет почвозащитное, водоохранное и оздоровительное значение.
Роща болотного кипариса находится при въезде в поселок Архипо – Осиповку со стороны Геленджика. Площадь ее 1,5 га. Роща служит объектом посещения туристов и отдыхающих.
Можжевеловое редколесье. Натерритории Новороссийского, Шесхарисского и Абрауского лесничеств. Можжевельник – реликтовое рстение,преобладают деревья в возрасте до 130 лет. Можжевеловое редколесье находится под охраной Новороссийского лесхоза.
Рощи съедобного каштана. Большие площади каштанников находятся на южных склонах гор, обращенных в сторону Черного моря, например, по течению рек Туапсе, Шахе, Мзымты, на склонах горы Аибга. На северном склоне Кавказа распространение этого дерева ограничено.
Роща медвежьего орешника.
Медвежий орешник – редкое растение, обладающее рядом ценных свойств. В пределах Краснодарского края известна лишь одна роща этого дерева.
Заросли лотоса индийского. Лотос индийский – одно из древнейших водных растений на Земле, объект поклонения древних египтян и индусов.
3)Информационный щит № 3 «Защитим красоту природы»!
- Ребята, вы хотите участвовать в защите природы?
На следующей остановке мы должны составить правила поведения в природе.
Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту.
Каждый из вас должен уметь вести себя в природе.
Как вести себя в природе?
Нельзя ломать деревья, кустарники, вытаптывать траву.
Не срывать цветов, растущих в лесу, в поле, на лугу; пусть ими полюбуются другие.
Не сори в лесу, ведь красота спасет мир…
Не разжигай костры…
4) Информационный щит №4 «Рассматривание гербария».
Объяснение пословиц: Рощи да леса – всему свету краса.
По лесу ходи – под ноги гляди.
Растение - земли украшение.
Растения по зонам.
Степи.
Современная степь вся распахана и занята посевами пшеницы,
кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы и других культурных растений. Возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.
Лишь вдоль дорог, по склонам балок и вершинах курганов можно встретить дикорастущие растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь горькую, подорожник, лопух, лебеду, осот полевой, зверобой, ромашку, щавель конский, алтей лекарственный. Лесостепь, лес.
В крае сосредоточено около 30% дубрав, свыше 80% буковых, примерно 90% каштановых насаждений.
На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся массив Красного леса, где растет дуб, тополь, крушина, орешник, шиповник, терн.
Горы.
Буковые леса встречаются на высоте более 700 метров над уровнем моря. На северных и южных склонах Главного Кавказского хребта расположен Кавказский государственный биосферный заповедник.
Черноморское побережье.
От Анапы до Новороссийска склоны гор покрыты грабом и дубом, грабинником и держидеревом. От Новороссийска до Геленджика растут искривленные сильными ветрами низкорослые вяз, граб и среди них кизил и боярышник. В районе Геленджика встречаются вяз, клен, ясень, кизил, грецкий орех, алыча, яблоня, груша, по побережью-пицундская сосна. Особенно ее много в Джанготе. В районе Сочи круглый год зеленеют кипарисы, пальмы, магнолии.
Рассказ детей о растениях, которые они знают.
5)Информационный щит № 5 «Поэзия о растениях».
Вспомните стихотворения о растениях.
Подорожник.
Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный листок,
Ты на порезанный палец влажной заплаткою лег.
Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
В. Рождественский.
Одуванчик.
Уронило солнышко лучик золотой,
Вырос одуванчик, первый, молодой.
У него чудесный, золотистый цвет.
Он большого сердца маленький портрет.
О. Высотская.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
В. Рождественский.
5)Информационный щит № 5 «Подумай»!
- Сколько бы погибло цветущих растений, если бы каждый ученик вашего класса сорвал 5 штук, 10 штук?
Какой вывод можно сделать?
- Почему некоторые виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Какие редкие растения ты знаешь?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?
- Что делается в нашем крае для охраны растений?
Эта остановка была заключительная. Придумайте прощальные слова.
Будем природе мы верными,
Бороться с поступками скверными.
А сейчас пора нам домой,
Спасибо за все и знай мы с тобой!
3. Домашнее задание.
Оформи книжку – малышку «Береги растения!». На первой странице напиши, что бы сказали растения ребятам, если бы умели говорить.